Рейтинг-тест Авторевю 2020: истории. Volkswagen Arteon и 1000 км на докатке
Volkswagen Arteon снят с продажи в России. А жаль. Ведь он классно едет даже на докатке, на которой меня угораздило добираться из Карелии до самой Москвы!
Карельские грейдеры остались в прошлом — теперь из Питера в Сортавалу и дальше, до самого погранперехода с Финляндией в местечке Ниирала, проложена шикарная асфальтированная трасса. Расслабившись на ней, наша экспедиция выехала на правый берег Ладожского озера, а там — старый разбитый асфальт и коварные ямы. Какие автомобили обуты в шины с наиболее низким профилем? Правильно — BMW X7 и Volkswagen Arteon. На них-то коллеги в темноте шины и пробили.
Причем Артеону повезло больше: «в расход» была пущена одна покрышка (боковой порез, на выброс). А в багажнике — докатка китайской фирмы Linglong. На ней с рекомендуемой скоростью 80 км/ч Илья Хлебушкин добрался до точки ночлега, в поселок Шамокша, утром обзвонил магазины Питера, но ни в одном шин нужной размерности не оказалось. И я вызвался доковылять до Москвы на докатке. Давно хотел поставить эксперимент — как далеко можно уехать на «костыле», с какой скоростью и что с ним будет после?
Неремонтируемый пробой боковины — типичная проблема низкопрофильных шин. А если бы Arteon просто поймал гвоздь, то мы бы этого даже не заметили: автомобиль укомплектован покрышками Pirelli P Zero с маркировкой «seal inside», то есть со специальным герметиком внутри, который устраняет мелкие проколы в области протектора
Было пробито переднее колесо, но перед выездом я переставил докатку назад: здесь нагрузка меньше, и с точки зрения безопасности узенькую (размерность — 125/70 R18) покрышку лучше иметь на задней оси. Само собой — контроль давления: согласно инструкции, 4,2 бара.
Перед дальней дорогой нужно обязательно переставить докатку на заднюю ось — так безопаснее. И проверить давление: оно заметно выше, чем в нормальных шинах, — аж 4,2 бара!
Кстати, узкие докатки впервые стали использовать как раз на автомобилях Volkswagen в конце 80-х. Увеличение размера колес вело к тому, что в багажнике для запаски требовалось все больше места. А узенькая докатка, сбортированная на простом стальном колесе, позволяла сэкономить и место, и массу. По конструкции современные donut tires (шины-пончики, как докатки именуют в Америке) мало отличаются от обычных — такая же бескамерная радиальная конструкция, те же материалы каркаса. Только в брекере меньше слоев корда — вместо традиционных пяти их всего три. Ведь шина не рассчитана на высокие скорости, на которых как раз брекер очень важен. А упрощенная конструкция компенсируется высоким рабочим давлением — в результате нагрузка, на которую рассчитана докатка, даже выше, чем у штатных шин (775 кг против 670 кг). А протектор намного проще и мельче: глубина канавок не превышает четырех миллиметров (у штатных летних покрышек — около 8 мм). Раньше докатки выпускали ведущие производители шин — компании Continental, Pirelli, Vredestein. А в последнее время все чаще под ковриком встречаются китайские бренды — вот и Arteon укомплектован докаткой Linglong.
На ближайшей заправке заливаю полный бак 95-го бензина — и бортовой компьютер обещает мне 1040 км пробега. До Москвы 750 км, спокойно доеду на одном баке. Тем более на докатке традиционная наклейка с ограничением скорости 80 км/ч. Может, и к лучшему? Ведь часть маршрута лежит по живописной дороге вдоль реки Волхов. Качу не спеша — за окном проплывает величественная Староладожская крепость, затем первая в СССР Волховская ГЭС, которая питала электроэнергией блокадный Ленинград…
На ходу Arteon на нормальных колесах мне очень нравится, особенно на высокой скорости. Приземистый автомобиль без намека на раскачку буквально липнет к дороге. Подвеска достойно отрабатывает неровности — если это не откровенные ямы, а разумные волны и заплатки. Даже на 19-дюймовых колесах плавность хода предпочтительнее, чем у Kia K5.
В плотном, обшитом алькантарой кресле спина не устает даже после восьмичасового пробега. Поначалу сенсорное управление мультимедиасистемой показалось замороченным, но, разобравшись во всех нюансах меню и настроив коммуникацию с телефоном, я не испытывал никаких проблем. Забил пункт назначения в навигации — и с удовольствием наблюдал за подсказками, которые высвечивались на экране при подъезде к заправкам, кафешкам, площадкам для отдыха. В дальних поездках такой сервис очень актуален. Как и умеренный расход топлива. Двухлитровый турбомотор мощностью 190 л.с. в паре с роботизированной коробкой DQ381 (семиступенчатой, с мокрыми сцеплениями) обеспечивает прекрасную динамику на трассе — в том числе и на гоночной. В городе тоже неплохо, хотя в пробках все же не хватает мягкости переключений, которую имеют традиционные гидромеханические «автоматы».
Однако сейчас «робот» почти не переключается — я ползу на 80 км/ч. А почему все производители автомобилей и шин-докаток выбрали именно этот лимит? Все дело в безопасности: автомобиль на докатке хуже тормозит и управляется. Но, может, по платной трассе М11 с идеальным асфальтом и отменной видимостью ехать быстрее?
На одной из остановок внимательно изучаю мою китайскую докатку — после пробега 300 км выглядит как новая. И тут я наконец — к своему стыду — замечаю маркировку 99M на боковине. Первые цифры — индекс нагрузки (775 кг), а литера M не что иное, как индекс скорости: 130 км/ч! То есть если я как водитель трезво оцениваю обстановку, держу дистанцию, хорошо прогнозирую дорожную ситуацию, то спокойно могу увеличивать ход — докатка на таком ходу не взорвется, она сертифицирована.
И тут, что называется, «ему поперло». Иду спокойно по спидометру 130 км/ч, как и большинство легковушек на M11. Никому не мешаю. Хотя, конечно, переживаю… И, как оказалось, напрасно: доехал до Москвы без каких-либо проблем. Простенький протектор после этого стерся примерно наполовину — до индикаторов износа (они, как и на полноценных шинах, обозначают остаточную глубину протектора 1,6 мм) осталось еще полмиллиметра. По моим прикидкам, после 1000 км пробега (750 мои и 250 на счету коллег) на этой докатке можно проехать еще столько же!
После пробега 1000 км докатка выглядит вполне живой
А вторым откровением стал запас хода. Обещанные поначалу борткомпьютером 1050 км превратились в 1200 км! Проехал 750 км — и осталось еще 450 км запаса хода. При том что средняя скорость по итогам поездки составила 96 км/ч. А расход топлива по борткомпьютеру — 6,1 л/100 км.
Кстати, объем бензобака по паспорту здесь 66 литров, но у меня подозрение, что как минимум 70 — с учетом заливной горловины.
Так что я поздравляю тех, кто успел купить Arteon из той первой и единственной партии. Хороший выбор, хоть и недешевый.