Как работает и что выпускает бывший завод Nokian Tyres во Всеволожске?

Фото: Олег Растегаев

Фасад со стороны главного входа по-прежнему отделан стеклом в фирменном зеленоватом цвете компании Nokian Tyres. Но вместо ее названия теперь красуются логотипы «Tatneft» и «Ikon Tyres». По возвращении из Выборга, я отделился от общего каравана рейтинг-теста и отправился во Всеволожск, чтобы узнать, как сегодня работает крупнейший в России шинный завод, и встретиться с его директором Андреем Пантюховым.

Построенный под Санкт-Петербургом завод компании Nokian Tyres был запущен в 2005 году и рассчитан на выпуск 17 млн шин в год. До пандемии его производственные мощности были загружены практически полностью, при этом две трети продукции шло на экспорт. Но сначала по бизнесу ударил ковид, а осенью 2022 года компания Nokian Tyres заявила об уходе с российского рынка. В марте 2023-го она продала свой локальный бизнес концерну Татнефть за 285 млн евро.

По условиям сделки все оборудование осталось во Всеволожске, но финская компания запретила выпускать шины под названиями Nokian Hakka и Nokian Hakkapeliitta. При этом запрет не распространяется на бренд второй линии Nordman, под которым выпускались и продолжают выпускаться шины с рисунками предыдущих поколений Nokian. Однако эксклюзивного права на бренд Nordman у российского производителя нет, поэтому через год или два на рынке могут появиться шины под тем же именем, произведенные в Китае или, к примеру, в Румынии, где уже началось строительство нового завода Nokian проектной мощностью 6 млн покрышек в год.

В такой ситуации новые хозяева задумали ребрендинг: шины Nokian переименованы в Ikon Autograph, а шины Nordman превратятся в Ikon Character. Но пока я иду по цехам и вижу в основном покрышки с надписями «Nordman» на боковинах.

После визуального контроля каждая из произведенных на заводе шин подвергается еще и стендовым замерам на соответствие допускам по радиальному биению, силовой неоднородности и другим параметрам

— Процесс переименования шин, а значит, и переделки пресс-форм боковин небыстрый, поэтому пока делаем Nordman. Но уже запущено несколько типоразмеров бренда Ikon, — рассказывает директор производства ­Анатолий Богдан.

Вообще, в цехах бывшего завода Nokian сейчас затишье — предприятие работает менее чем наполовину своей мощности. Внешние рынки практически закрыты, доля экспорта в страны СНГ мизерная, лишь 2%. А еще производство сдерживает… затоваривание шинного рынка. С прошлого сезона у дилеров осталось около 40% нераспроданных зимних шин! Мы помним, как взлетели цены: все хотели заработать, придержав покрышки, закупленные еще по старым расценкам. Несомненно, на шинный рынок повлиял и спад продаж новых автомобилей.

Двери некоторых отделов завода нужно открывать «лицом»: Face ID был внедрен еще во времена Nokian Tyres

После сокращения штат завода сос­тоит из 1100 человек, причем большая часть проработала здесь более десяти лет. Основных проблем у предприятия две: перенастройка логистических цепочек поставок сырья и наладка программного обеспечения оборудования. На заводе появилось новое подразделение программистов — они в короткие сроки смогли переформатировать финскую систему кодов и маркировок, без которой сегодня нельзя представить ни одно современное производство. Партии сырой резины, бухты с проволокой для металлокорда, «химия» — все это имеет штрихкоды, по которым всегда можно отследить, для каких шин это сырье. На большинстве постов рабочие используют сканеры, фиксируя движение комплектующих по технологической цепочке. А часть операций выполняется роботами-погрузчиками AGV (Automated Guided Vehicle). Вот один из таких поднял поддон с листами сырой резины, поморгал синими лампочками, развернулся и не спеша отправился вдоль цеха.

• Наряду с обычными погрузчиками на заводе используются и беспилотные AGV
• Даже грузовые самокаты на заводе имеют свой VIN!

Вся организация производства осталась со времен Nokian: тот же порядок и такой же контроль качества всех выпускаемых шин. Каждую покрышку проверяет контролер, выявляя визуальные дефекты, а затем на стенде шины подвергаются автоматическому контролю. Помимо этого, из каждой партии сырой резины берется образец и отправляется в заводскую лабораторию на анализ. И тут, конечно, главный вопрос — как завод обходится без санкционной европейской «химии»?

Директор завода Андрей Пантюхов

— Мы по-прежнему выпускаем шины в той спецификации, которая была установлена компанией Nokian, — рассказывает бессменный директор завода Андрей Пантюхов. — Как и раньше, технический углерод, синтетические каучуки и металлокорд поставляют российские партнеры. Но более 50% сырья по-прежнему закупаем за рубежом. Все поставщики — из списка сертифицированных компаний, причем в нем и раньше были китайские и индийские производители, но с ними не работали, поскольку проще было привозить сырье из соседней Финляндии.

Для производства металлокорда в основном используется проволока, поставляемая с завода «Бекарт Липецк»

— А Татнефть на правах владельца увеличила поставки своего сырья?

— Нет, если они раньше поставляли какие-то компоненты, то и сейчас эти поставки сохранились, но увеличения доли не произошло.

С шипами сложнее: все они запатентованы компанией Nokian Tyres, использовать их нельзя. Сама ошиповка по-прежнему выполняется на заводе и, подозреваю, на том же оборудовании. Но точно не скажу: на участок ошиповки даже не всех сотрудников пускают, а уж тем более журналистов. А вот сами шипы уже другие — еще прошлой зимой на заводе была проведена работа по их локализации: изделия финского производителя Turvаnasta заменили продукцией российской фирмы Теком. Из нескольких вариантов выбрали шипы с сердечниками в виде бабочки — они уже используются в шинах Nordman 8. И все шипы теперь одинаковые, а не двух разных форм в одном протекторе, как это было в шинах Nokian Hakkapeliitta 9 и Hakkapeliitta 10P. Кстати, а что будет с этими моделями?

— В рамках соглашения с Nokian мы имеем право использовать пресс-формы этих моделей, но под другими брендами, — отвечает Андрей Пантюхов.

Это означает, что в следующем сезоне мы, скорее всего, увидим зимние шины Ikon Autograph с рисунками моделей Hakkapeliitta 9 и Hakkapeliitta 10P. А уже сейчас в производство запущена гамма летних шин: Icon Autograph 2, Icon Autograph Aqua 3 и Icon Autograph Eco 3. На этих покрышках покупатель легко узнает рисунки шин Nokian серий Hakka Black, Hakka Blue и Hakka Green соответственно. И гамма размерностей останется очень широкой: от 13 до 21 дюйма. К слову, и в зимней гамме Ikon будут шины до 21 дюйма — и фрикционные, и шипованные. А вот покрышки run flat с усиленными боковинами во Всеволожске производить не станут.

— А кого вы сейчас видите конкурентами в России?

— В премиальном сегменте это, конечно, компания Pirelli, которая продолжает выпуск шин в России. А в среднеценовом — корейские фирмы, которые по-прежнему поставляют свою продукцию на российский рынок, — говорит ­Андрей Пантюхов.

В общем, всеволожский завод ­неплохо справился с переходным периодом и с оптимизмом смотрит в будущее. Планируют не только производить переименованные модели Nokian, но и разрабатывать свои. Для этого уже сформирован костяк отдела конструирования и доводки шин, в чем раньше не было необходимости, ведь все шины разрабатывались, а затем испытывались финскими инженерами на финских же полигонах. Что ж, для кого-то работа стала даже интереснее: больше самостоятельности. И ее результатом должны стать шины, созданные для российских условий.

Благодарим партнера рейтинг-теста Авторевю — Авито Авто

Рекомендованные статьи