Штрафы и безопасность на дорогах: есть связь?

Фото: Ирина Зверкова

Борьба за безопасность и/или пополнение бюджета? Мы попытались разобраться, как размер штрафов влияет на количество нарушений ПДД.

Действующий сейчас Кодекс Российской Федерации об админист­ративных правонарушениях ­(КоАП) был принят в самом конце далекого 2001 года, и с тех пор сотни федеральных законов внесли в него тысячи поправок. Многие из них касались главы 12, которая регулирует ответственность за нарушения в области управления транспортными ­средствами. Давайте посмотрим, как за прошедшие четверть века поменялись штрафы — и повлияло ли это на безопасность дорожного движения.

КоАП трижды подвергался обширным изменениям — в 2007, 2013 и 2024 годах. Первое обернулось отменой привязки штрафов к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), который должен был соотносить наказание с реальностью. Примечательно, что на момент ввода фиксированных ставок МРОТ составлял 1100 рублей, и получилось, что в 2007 году штрафы стали меньше. А вот в 2013-м прошло заметное повышение. Оно отразило и общий рост цен, и увеличение ответственности за некоторые нарушения, включая усиление наказания за «рецидивы». Принятые в конце 2024 года правки подняли ставки для самых опасных нарушений.

Точечные же изменения вносились в КоАП по несколько раз в год, хотя необходимость некоторых из них стала очевидна давно, — и принимались ­«пакетами». Например, в 2011 году были повышены штрафы за нарушения правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, в 2012-м усилена и расширена ответственность должностных лиц и компаний за нарушения при коммерческих и пассажирских перевозках. В 2013-м введены штрафы за разговор по мобильному телефону за рулем, в 2014-м появилась статья 12.32.1 «Допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения», в 2021-м с 1000 до 5000 рублей повышен штраф за нарушения на железнодорожных переездах.

Отдельная волна изменений ­КоАП была посвящена реформе техосмотра (и, несмотря на все старания, эта тема все еще вызывает вопросы). Диаг­ностические карты то вводились как обязательные, то отменялись, но ответственность операторов ТО и аккредитационных органов, введенная с 2012 года, только ужесточалась. А вот баталии вокруг введения ответственности за опасное вождение идут до сих пор: штраф от 3000 до 5000 рублей и лишение прав на 1—3 месяца за повторное нарушение уже зафиксированы, но еще не введены.

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи