Ford Focus RS, трассы центра Контидром — и девять комплектов шин размерности 235/35 R19

Фото: Никита Гудков | Олег Растегаев

Ford Focus RS мощностью 305 л.с., великолепные трассы испытательного центра Контидром, девять комплектов шин размерности 235/35 R19, а главное, никто не капает на мозги - мол, поберегите шины! Наоборот: нам предстоит их как следует «потереть», чтобы оценить стойкость к износу. Но... Оказалось, что беречь нужно было не столько шины, сколько автомобиль: «заряженный» Focus выдержал лишь полдня интенсивной езды по мокрому асфальту. Следующие два дня мы провели в сервисе и в поисках подменной машины.

С автомобилями для нашего теста «боевых» шин класса Ultra High Performance (UHP) как-то не задалось. Размышляя над выбором «агрегатоносителя», мы первым делом назвали полюбившийся нам Ford Focus RS. Обратились в представительство, заручились предварительным согласием предоставить нам автомобиль, причем как для «примерки», так и для поездки на полигон в Германию... Но у этой «эрэски» разорвало впускной коллектор, из-за чего сначала сорвалась «примерка», а позже, когда машину починили, из европейского офиса Форда пришел запрет на предоставление машины для испытаний шин. Формулировка звучала так: «Для версии RS омологированы определенные шины, и установка покрышек других моделей может привести к неприемлемому ухудшению показателей автомобиля». Наши отнюдь не робкие попытки убедить представителей компании в том, что мы планируем испытывать не автомобиль, а шины, причем на закрытых трассах полигона, успехом не увенчались.

Как уже бывало не раз, мы закусили удила - и раздобыли именно Ford Focus RS - пусть не в России, а в Германии, зато практически новый, с пробегом 2500 км.

Первые же пристрелочные круги по трассам полигона показали, что не зря мы выбрали именно Focus RS! Полностью отключаемая система стабилизации, отлично настроенная управляемость, избыточная для переднего привода мощность... Все это позволит отлично разобраться в том, как разные шины влияют на характер автомобиля.

Теперь о шинах. Элита! Bridgestone Potenza RE050 A, Continental ContiSportContact 5P, Goodyear Eagle F1 Asymmetric, Hankook Ventus S1 Evo, Nokian Hakka Z, Pirelli P Zero, Toyo Proxes T1 Sport и Yokohama Advan Sport. А фирма Michelin решилась предоставить нам шины Pilot Super Sport за четыре месяца до их официальной премьеры! Но при условии, что шины мы заберем у дилера в Германии в день начала испытаний - и вернем ему же после окончания работ. Не иначе, чтобы новейшие шины не попали в лапы конкурентам. Арендуем с Никитой Гудковым хэтчбек Opel Corsa, приезжаем по указанному адресу - и получаем восемь 19-дюймовых покрышек Michelin Pilot Super Sport. О том, как мы их запихивали в Корсу, лучше рассказывать отдельно, а еще лучше снять об этом кино. Мы их увезли за один раз, причем одну шину, сидя на переднем сиденье, Никита держал на коленях! Я же втиснулся за руль и уже в пути с ужасом увидел на боковине этой шины цифры 245... Но мы же говорили о размерности 235/35 R19! Час телефонных переговоров - и выясняется, что «наши» шины по ошибке отдали для тестов немецкому клубу ADAC, а нам, соответственно, вручили «их» покрышки. Еще сутки на нервах - и мы получаем шины Michelin нужной размерности. Можно приступать к работе.

Оценка сопротивления аквапланированию на прямой проводится в узкой ванне — по воде идут лишь левые колеса автомобиля. При наличии свободного межколесного дифференциала в процессе разгона левое переднее колесо рано или поздно «всплывает», а аппаратура фиксирует скорость 15-процентной пробуксовки колеса, что и принято считать началом аквапланирования. При этих испытаниях очень важно, чтобы на всех шинах автомобиль двигался по одной и той же колее: для этого он и оборудован штангой с направляющими роликами

После статических замеров - массы, твердости резины протектора и глубины рисунка - проводим небольшую обкатку каждого комплекта (четыре круга по мокрому асфальту), а затем приступаем к «динамическим» замерам.

Никита работает на Audi A4, оснащенном специальным направляющими роликами. Он измеряет тормозной путь и определяет скорость, при которой начинается аквапланирование. Я же наслаждаюсь Фокусом RS: ношусь по извилистой трассе, залитой тонким слоем воды. Сброс газа - и машина без промедления ввинчивается в крутой поворот, сохраняя чуткие реакции на коррекцию рулем и газом...

На шинах Continental или Goodyear езда всласть. Но вот очередь доходит до покрышек Bridgestone - и в первом же повороте мы с Фокусом поскользнулись так, что для коррекции заноса руль пришлось выкрутить до упора! Время на круге - почти на десять секунд хуже...

Но чуть позже меня ждал более неприятный сюрприз. На высоких оборотах из-под капота стали доноситься странные звуки. Подъехал к местным испытателям, те прокатились - и успокоили: все нормально, говорят, «сопит» турбина. И ошиблись. Из-за открутившегося болтика начала прогорать прокладка приемной трубы. Через несколько кругов упало давление наддува, поползла вверх температура масла...

Наряду с современными измерительными комплексами мы использовали и проверенную временем аппаратуру, которая по старинке распечатывает результаты на бумажной ленте
Для фиксации времени на прохождение кольцевой трассы мы использовали бесконтактные индукционные датчики
0 / 0

Автомобиль новый, на гарантии, так что едем к ближайшему дилеру. Там, естественно, прокладок для Фокуса RS нет: нужно заказывать на центральном складе. Но это полбеды: сервисмены никак не могли понять, что случилось с турбиной. Возились больше суток, вроде бы починили... Забираем машину, я делаю три круга по трассе, и все повторяется - турбина «не дует», температура растет. Это не работа. На Фокусе RS мы поставили крест, а заменой ему стал 265-сильный Volkswagen Scirocco R. Благо штатные шины - 235/35 R19, как раз наш размерчик!

Правда, оценивать шины на Scirocco оказалось сложнее, поскольку ESP полностью не отключается. Из-за этого могли возникнуть проблемы и с тормозами: на мокрой трассе ESP работает почти постоянно, и если вода попадет на раскаленные тормозные диски, они могут пойти «винтом». Ничего, выдержали: легкое биение при торможении появилось лишь к концу испытаний. А результаты полностью коррелируют с теми, которые были получены на Фокусе: к уже отмеченным фаворитам - Continental и Goodyear - добавились шины Pirelli, на которых удалось показать лучшее время круга.

Пока я разбирался с капризами Фокуса, Никита без сбоев провел измерения «мокрого» тормозного пути и оценил стойкость к аквапланированию. В первом случае в лидерах оказались шины Pirelli, Hankook и Goodyear, а в аутсайдерах - Bridgestone и Yokohama. Кстати, при торможении со 100 км/ч разница между лидерами и аутсайдерами достигала десяти метров! А на «большой воде» (глубина 8 мм) лучше всего проявили себя шины Continental и Goodyear, а раньше других «всплывали» Bridgestone и Yokohama.

Торможение на мокром асфальте со скорости 100 км/ч: на шинах Pirelli тормозной путь составляет 49,4 метра, а на шинах Bridgestone он увеличивается более чем на десять метров! Обратите внимание на то, что автомобиль идет по «рельсам», то есть строго по одной и той же колее с неизменным коэффициентом сцепления
На трассе «мокрой» управляемости лучшее время удалось показать на шинах Pirelli, но проще всего на таком покрытии управлять автомобилем, «обутым» в шины Goodyear
0 / 0

Вот как проводился этот тест. Автомобиль (в нашем случае переднеприводный Audi A4) разгоняется до 58 км/ч, колесами одной стороны въезжает в ванну, заполненную восьмимиллиметровым слоем воды, и в этот момент водитель утапливает педаль газа в пол. Машина разгоняется до тех пор, пока ведущее колесо не срывается в пробуксовку, то есть «всплывает». А установленная на автомобиле аппаратура фиксирует скорость 15-процентной пробуксовки колеса. Эту скорость мы и заносим в протокол.

Оценка стойкости к аквапланированию в повороте проходит уже иначе. Тот же Audi A4 движется по дуге радиусом 100 метров, часть которой представляет собой ванну с водой (глубина 6 мм). Регистратор определяет поперечное ускорение, а водитель уходит на следующий круг, каждый раз увеличивая скорость на 5 км/ч. С ростом скорости боковая перегрузка в ванне сначала растет, а потом, по мере того как шины начинают «всплывать», - падает.

Лучше других сопротивлялись аквапланированию в повороте шины Goodyear, а хуже - Toyo.

Торможение «в пол» на сухом асфальте со скорости 100 км/ч, а после каждого замера — охлаждение тормозных механизмов на дистанции 2,8 км

И это еще не все наши «мокрые дела». Чтобы оценить сцепные свойства шин в поперечном направлении на влажном асфальте, я поездил по кругу диаметром 55 метров. Наибольшее боковое ускорение и, соответственно, максимальную скорость удалось развить на шинах Pirelli P Zero. Ничего удивительного: на трассе «мокрой» управляемости эти шины тоже были самыми «быстрыми». На втором месте шины Hankook и Toyo - и вновь схожесть результатов с «мокрой» управляемостью. И аутсайдеры все те же - Bridgestone и Yokohama.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи