Олег Растегаев — о новых шинах Michelin Pilot Super Sport
Автодром в Дубае, а над ним - утробный рык с примесью лязгающего металла. Это я, это я еду! Koenigsegg Agera, 910 «лошадей»... И не беда, что я не за рулем, а справа! Если кто не в курсе, ускорения, в том числе и боковые, от этого словно удваиваются: восторг вперемешку со страхом. Но страха меньше: за рулем парень, которому можно доверять, - Джером Хасин, руководитель группы «ездовых» экспертов компании Michelin.
- Наши новые шины мы специально дорабатываем и под Koenigsegg - они должны выдерживать 400 км/ч, - рассказывает Джером и легким выпадом руля корректирует занос.
Хотя мог бы и мне дать кружочек «срубить»...
Новые шины - это Michelin Pilot Super Sport, и уже нынешней весной в них начнут «обувать» ряд суперкаров.
Любопытно, что в компании Michelin есть испытатели, которые специализируются на работе с определенными автомобильными компаниями. Например, в Дубай приехал Михаэль Хопт - он работает с Porsche, Пьер-Антуан Грегуар - спец по Мерседесам, точнее - по AMG, а Джером Хасин, который только что не дал мне Koenigsegg, чтобы проехать по трассе, более десяти лет работает бок о бок с испытателями Ferrari...
Мы уже рассказывали, что крупные шинные компании поставляют для первичной комплектации автомобилей специально адаптированные покрышки. Внешне шины могут и не отличаться - одна и та же модель, размерность, индекс скорости... Но их структура может быть разной, а это, в свою очередь, отражается и на характере машин.
- Porsche должен реагировать на повороты руля четко и быстро, - поясняет Джером Хасин. - Причем Porsche должен реагировать на доворот руля ввинчиванием внутрь поворота. - И Джером наглядно показывает это в следующем вираже. - А еще здесь очень хорошо должен чувствоваться предел сцепных свойств, за которым начнется скольжение. Похожие требования и у Ferrari...
А вот заняв пассажирское сиденье в купе Mercedes-Benz SLS, я увидел другой подход: сидящий за рулем Пьер-Антуан Грегуар преднамеренно ошибался - перекручивал руль на входе в поворот, резко сбрасывал газ - и... И ничего страшного не происходило, хотя система стабилизации была выключена.
- Mercedes не должен резко реагировать на подобные ошибки, не должен пугать водителя. Это тоже во многом зависит от шин.
Как именно достигается разный «характер» шин? Шинники, как правило, отвечают уклончиво: некоторыми изменениями в конструкции. Но кое-что прояснилось. Например, протектор шин Michelin Pilot Super Sport, предназначенных для Ferrari 458 Italia и 599 GTO, «сварен» не из двух, а из трех сортов резины. А на Koenigsegg пойдут шины с дополнительным слоем брекера, который не позволит протектору раздуваться под действием центробежной силы при скоростях до 400 км/ч.
Кстати, шины большинства типоразмеров в линейке покрышек Michelin Pilot Super Sport имеют индекс скорости Y, то есть на них можно разгоняться «всего лишь» до 300 км/ч. Но и на такой скорости протектор обычных шин сильно распухает, отчего уменьшается пятно контакта. Для борьбы с этим в брекере применен слой корда из пара-арамидного волокна, известного под торговой маркой Тварон (Twaron). Его нити в пять раз прочнее стальной проволоки того же диаметра, но при этом шина Michelin Pilot Super Sport, например, для Ferrari 599 GTO на 10% легче шины с традиционным кордом.
Новые покрышки испытывали на известных европейских трассах - Фьорано, Эшторил, Маньи-Кур, Нардо, Нюрбургринг. Только на скорости 300 км/ч заезды длились в общей сложности тысячу часов! Как уверяют мишленовцы, новые шины не только на полторы секунды улучшают время круга на кольцевой трассе длиной 2700 метров, но и на 50% дольше ходят, причем в гоночном режиме (посравнению с шинами Michelin Pilot Sport 2). То, что нужно любителям трек-дней. Правда, на треке можно снять с круга еще пару «десяток» - на полусликах Michelin Pilot Sport Cup, но здесь даже на новых шинах глубина рисунка протектора - всего четыре миллиметра, поэтому быстро поездить в дождь не получится. А у шин Michelin Pilot Super Sport - без малого восемь миллиметров, они более универсальны.
За руль меня все же пустили, грех жаловаться и на автомобили: Lamborghini Gallardo, Porsche Carrera 4S, BMW Alpina B5, BMW M3...
А Koenigsegg? Увы, оказалось, что он из числа прототипов, здесь глючит коробка, а главное - почти полностью изношенны задние колодки. Причем мишленовцы загодя заказали новые колодки, вчера их уже доставили экпресс-почтой, да только они оказались не задними, а передними. Теперь вот экономят.
Зато можно было сравнить новые шины с шинами-конкурентами. Причем как субъективно - на трассе, так и объективно - с замерами тормозного пути на сухом и мокром асфальте. Но, честно говоря, мне все это было не очень интересно. Потому что еще в июне прошлого года на полигоне в Германии мы провели свои собственные сравнительные испытания высокоскоростных шин размерности 235/35 R19, причем программа была гораздо шире: аквапланирование, управляемость на сухом и мокром асфальте, шумность... Были там и покрышки Michelin Pilot Super Sport, предоставленные нам еще до их официальной премьеры. Так что еще до поездки в Дубай я знал и сильные, и слабые стороны этих шин. А теперь лишь убедился, что результаты здешних экспресс-замеров вполне соответствуют полученным нами в прошлом году. Подробно о наших испытаниях мы расскажем в одном из ближайших выпусков Авторевю.
У российских дилеров шины Michelin Pilot Super Sport появятся этой весной: 31 размерность, от 225/45 ZR18 до 265/30 ZR 22. И, конечно, такие шины никак не отнесешь к категории бюджетных: даже 18-дюймовую шину не купить меньше чем за 11500 рублей.