Аквагрим: Растегаев познакомился с шинами Ikon Autograph

Фото: компания Ikon Tyres | Олег Растегаев

Я узнаю их в гриме! Несмотря на новые названия и оформление боковин, это все те же шины Nokian Hakka Green 3, Nokian Hakka Blue 3 и Nokian Hakka Black 2. Только теперь они именуются Ikon Autograph Eco 3, Ikon Autograph Aqua 3 и Ikon Autograph Ultra 2 соответственно. Попробовать их в деле удалось на дорогах общего пользования и площадках контраварийной подготовки автодрома «Игора Драйв».

После того как компания Nokian Tyres покинула наш рынок, ее основной завод во ­Всеволожске мощностью 17 млн ­покрышек в год был выкуплен российской ­Татнефтью за 285 млн евро. Оставшиеся на момент покупки пресс-формы можно было использовать, но по условиям сделки финны разрешали выпускать лишь шины под младшим брендом Nordman. А для модельной линейки Nokian нужно было подобрать другое название и провести модернизацию пресс-форм. Точнее, заказать новые оттиски для боковин — основную секторную часть, отвечающую за формирование рисунка протектора, не трогали. Равно как не вмешивались в общую конструкцию и технологический процесс.

Проблема была еще и в том, что на момент «развода» с Nokian на заводе во Всеволожске имелась лишь часть пресс-форм. Некоторые типоразмеры производились в Финляндии, и оснастку для этих шин пришлось изготавливать с нуля. В частности, на заводе воспроизвели популярный среди китайских кроссоверов размер 245/45 R20, но пока лишь для зимней линейки.

Для шин линейки Autograph подготовлен оригинальный дизайн боковин, причем у каждой модели он свой

Кто делает новые пресс-формы? Как нетрудно догадаться — китайские компании. И часть сырья для производства шин теперь идет из Юго-Восточной Азии. Но, как утверждает бессменный директор завода ­Андрей ­Пантюхов, все поставщики были сертифицированы еще по стандартам Nokian и с качеством материалов проблем нет. А вот с наличием типоразмеров — есть. И наглядное доказательство — шины, в которые были обуты китайские машины на тест-драйве.

Лифтбеку Changan Uni-V достались базовые Ikon Autograph Eco 3, основным достоинством которых является экономичность. А рамные внедорожники Oting Paladin были обуты… в топовую модель класса UHP Ikon Autograph Ultra 2 SUV. Понятно, что в такой конфигурации ни о каком корректном сравнении шин друг с другом речи не идет. Остается лишь делиться субъективными ощущениями за рулем Uni-V, который произвел впечатление драйверского автомобиля во время нашего рейтинг-теста.

Выруливаю за ворота производственного комплекса Ikon Tyres налево, и вот первая тестовая трасса — разбитая дорога вдоль закрытого завода Ford. Еще помните такой? Его остановили в 2019 году. Кстати, на собираемые здесь машины одно время в сезон даже ставили зимние шины Nokian. Но сейчас на территории завода расположено производство мебели и какие-то склады, а вокруг запустение.

Дорога — набор заплаток и ям, по которым Changan на шинах Ikon Autograph Eco 3 размерности 235/45 R18 едет вполне достойно. Без острых ударов, округло на стыках. Такой характер опасен: начинаешь верить в непробиваемость подвески, увеличиваешь скорость, и... один удар я все же пропустил — колесо упало в приличную яму с острыми краями. К счастью, обошлось без грыжи. Хотя боковины у этих шин тоненькие, нежные. За счет чего отчасти и достигается низкое сопротивление качению. Позже я взвесил шины Ikon Autograph Eco 3 и Ikon Autograph Aqua 3 одинаковой размерности 205/55 R16: 7,4 и 8,1 кг соответственно. Разница в 700 граммов! Так что шины Autograph Eco 3 — легкие, мягкие, способствующие экономичности и, как выяснилось, неплохо сопротивляющиеся аквапланированию.

Оценить это я смог уже по пути на Игору — спасибо переменчивой питерской погоде. Десять минут назад светило солнце, и вдруг полило как из ведра! На кольцевой автодороге — залитая водой колея в левом ряду (шипы вкупе с разрешенной скоростью 110 км/ч делают свое дело). Но Uni-V всплывает на ней лишь на скорости выше 100 км/ч, ведь рисунок протектора финны разрабатывали с учетом дождливой скандинавской погоды.

Проводя сравнительные тесты на полигоне в городе Нокиа, я не раз видел, как инженеры изучают дренажные свойства новых рисунков протектора на специальной площадке. В дорожное полотно вмонтировано прочное стекло, покрытое слоем воды, а под ним — высокоскоростная камера, фиксирующая пятно контакта. Очень наглядно! В России, к сожалению, таких треков нет. На той же Игоре участок аквапланирования — это просто большая лужа без четкого контроля глубины. Понять, как ведет себя автомобиль, когда шины всплывают, теряя контакт с дорогой, можно, но вот проводить академические сравнительные тесты на аквапланирование не получится.

Да и в остальных упражнениях — движении по слалому, торможении на мокром асфальте — можно составить лишь субъективное впечатление о свойствах покрышек Ikon Autograph Eco 3. По косвенным признакам они сохранили достоинства шин Nokian: хорошие сцепные свойства на мокром асфальте и неплохие показатели комфорта. Такого сочетания ждет от новых шин основная часть потребителей.

Сцепные свойства на мокром асфальте всегда были достоинством шин Nokian, а ­теперь этим же блеснули модели Ikon Tyres

А если нужна еще и управляемость, тогда придется поднимать планку и покупать модели Autograph Aqua 3 или Autograph Ultra 2. Вон как на мокром асфальте кренится обутый в шины Autograph Ultra 2 SUV рамный Oting Paladin — того и гляди опрокинется. Ему такие шины не нужны: рисунок-полуслик прекрасно держит на асфальте, но в грязи, где такому серьезному внедорожнику с понижающей передачей самое место, окажется беспомощным. Логичнее было бы обуть его в «средние» шины Ikon Autograph Aqua 3 SUV, но они в искомом типоразмере 255/60 R18 пока недоступны. Кстати, такие покрышки, помимо всего прочего, имеют «противоядие» от мелких камней. Их застреванию в протекторе препятствуют специальные выступы на дне канавок. Опять же — технология, разработанная еще финскими инженерами.

Оснащение завода позволяет сегодня выпускать покрышки с посадочным диаметром от 13 до 21 дюйма

А какие технологии и рисунки будут у шин, которые сегодня начинают разрабатывать во вновь созданном конструкторском отделе компании Ikon Tyres? Об этом мы узнаем года через три — когда будет завершен полный цикл конструкторско-экспериментальных работ, проведены тесты опытных образцов и пройдена сертификация новых моделей. 

Рекомендованные статьи