На юбилее спортивных шин Pirelli P Zero за рулем суперкара McLaren MP4-12C

Фото: компания Pirelli | Олег Растегаев

Cначала Porsche 911, потом Lamborghini Aventador, затем Lamborghini Gallardo LP 570-4 Superleggera, тот, что облегченный, и наконец McLaren MP4-12C. Что их объединяет, помимо того, что каждый - суперкар? Все они, выстроившиеся на пит-лейне испанского трека Ricardo Tormo, «обуты» в шины Pirelli P Zero. Именно так, на гоночной трассе, итальянцы решили отметить четвертьвековой юбилей спортивных шин Pirelli P Zero. А заодно представить новые экошины Pirelli Cinturato P7 Blue.

Середина восьмидесятых. Итальянские суперкары становятся мощнее и быстрее. Нужно увеличивать диаметр тормозных дисков, а значит, и посадочный диаметр шин. Нужно улучшать управляемость, а значит, увеличивать ширину покрышек и уменьшать высоту профиля. Понятно, что итальянцам проще всего было договориться с итальянцами - и в 1987 году на Ferrari F40 появились первые дорожные шины Pirelli P Zero. Как утверждают в компании Pirelli, это были первые в мире «гражданские» шины, в которых реально нашли ­воплощение гоночные технологии. И ведь было что воплощать: в 80-х годах шины Pirelli помогли стать чемпионами мира по ралли Вальтеру Рерлю, Ари Ватаннену, Юхе Канккунену...

Позже название P Zero распространилось на все семейство шин Pirelli класса Ultra High Performance (UHP): P Zero Rosso - для первичной комплектации самых ­быстрых суперкаров, а P Zero Nero - для вторичного рынка и тюнинга. В 2007 году вышли шины P Zero нового поколения - и прочно обосновались в верхних строках итогов независимых тестов - в том числе и тех, что проводит Авторевю (АР №7, 2008, №6, 2011). А сейчас идет дальнейшее разделение по узким специализациям. Помимо основной линейки P Zero есть новые шины P Zero Silver - c увеличенной ходимостью, а P Zero Corsa System и P Zero Trofeo - специально для трек-дней, но годятся и для «обычной» эксплуатации. А львиную долю в программе выпуска шин UHP занимает базовая модель P Zero, которая сегодня доступна в 130 типоразмерах и на которую получено 250 одобрений от автопроизводителей. Вот, например, новый Porsche 911 - все его модификации, укомплектованные 20-дюймовыми колесами, выходят с конвейера на шинах Pirelli P Zero. А уж итальянские суперкары Ferrari, Lamborghini и Maserati обязательно имеют шины Pirelli P Zero в списке одобренных производителем.

Но это так, краткое введение в курс дела. А сейчас меня гораздо больше волнуют не столько шины, сколько машины. Хожу по пит-лейну, глотаю слюну... Ну ведь должны, должны же они и мне дать хоть чуть-чуть поездить! И дали! Пусть недолго, но зато без поводыря и вообще без всяких ограничений!

Внешне шины Pirelli P Zero на разных суперкарах ничем не отличаются друг от друга, но внутренняя структура, как правило, подбирается к конкретной модели. Инженеры и испытатели, занимаясь доводкой управляемости таких автомобилей, работают вместе со специалистами шинных компаний
Lamborghini Aventador: если верить паспортным данным, этот 700-сильный монстр разгоняется до 100 км/ч за 2,9 секунды и способен набрать 350 км/ч!
0 / 0

Сначала сажусь в Porsche 911 Carrera S. Какой же он быстрый и дружелюбный - для изучения трассы лучшей машины не пожелаешь! Третий круг прохожу уже с легкими скольжениями, упиваясь точными и всегда понятными реакциями.

Выступавший в 2010 году в чемпионате Форму­лы-1 Лукас ди Грасси был приглашен на трассу Ricardo Tormo в качестве водителя гоночного такси. Но раз я и сам был допущен к рулю, грех было тратить драгоценное время на поездки в качестве пассажира

Выхожу - и, едва переведя дух, поднимаю дверь-«гильотину», протискиваюсь в щель и роняю себя в плотный «ковш» Lamborghini. Это - Aventador. А как включается первая передача? Ага, пощелкал подрулевыми лепестками - и врубил. Реакции на газ, на руль - все заметно острее, резче, чем на Porsche. А чего стоит переключение передач в трековом режиме Corsa! Когда стрелка тахометра приближается к 8000, я дергаю правый подрулевой лепесток - и первая ступень ударно сменяется второй. Очень похоже на работу настоящей «боевой» секвенталки - так же переключаются передачи на гоночном Audi R8 LMS, на котором я поездил полтора года назад. Удар - третья, удар - четвертая. Скорость? Не знаю: на спидометр смотреть просто некогда. Нужно пристреляться к новым точкам торможения, которые для Lamborghini оказываются чуть дальше, чем для Porsche. В поворотах Aventador быстрее, но и управляется сложнее - резче уходит в скольжения. От той мягкости, с которой я «облизывал» апексы на Porsche, почти ничего не осталось.

Lamborghini Gallardo LP 570-4 Superleggera реагирует на руль еще жестче. Несмотря на меньшую мощность (570л.с. против 700 у Авентадора), этот болид требует от меня еще большей концентрации, большей точности. Остроты добавляет предельно «зажатая» гоночная подвеска. Чувствую, что скорость в поворотах увеличилась, но доводить дело до скольжений мне уже не хотелось вовсе. В S-образной связке я чуть резче сбросил газ - и занос пришлось гасить молниеносным движением руля. Время спрессовано до предела, а на обдумывание его нет вовсе: решения принимаются на уровне мышечных рефлексов. Осаживаю и заезжаю на пит-лейн. Уф-ф-ф...

Если на Lambo мне уже было сложно, то... В отличие от полноприводных Lambo, центральномоторный McLaren MP4-12C - заднеприводный. Заочно я ставил его в один ряд с такими автомобилями, как Koenigsegg, Gumpert, Pagani. То есть редкими мощными суперкарами кустарно-ручной сборки - и, мягко говоря, со сложным характером. И я ошибался. McLaren оказался фантастическим! Он легкий, послушный и точный, как Porsche 911. И быстрый, как Lamborghini Aventador. Нет, McLaren быстрее! По ходу этих заездов время не засекалось, поэтому за ориентир я взял скорость в конце старт-финишной прямой. На Maкларене - 230 км/ч, на всех других я разгонялся до 210-215 км/ч. И дело не столько в динамике разгона: если верить паспортным данным, то McLaren набирает 100 км/ч на две «десятки» позже, чем Avendator, - 3,1 с против 2,9. ­Английский суперкар быстрее в поворотах! Признаться, у меня не было времени разбираться во всех настройках шасси этого автомобиля - в этом мне помог сидящий справа тест-пилот фирмы McLaren Роберт Белл. На скольжения я решился только на последнем круге, когда мой «штурман», уже убедившись в адекватности пилота, переключил оба тумблера на центральной консоли в положение «Track». Один из них меняет программу управления роботизированной семиступенчатой коробкой передач с двумя сцеплениями, второй - режимы шасси, переводя в «боевой» режим усилитель руля, подвеску и систему стабилизации. И вот теперь-то я ощутил всю прелесть этого 625-сильного суперкара. Влетаю в поворот на «все деньги» - и чувствую, как мягко-мягко автомобиль скользит наружу четырьмя колесами. Как легко мне его подправлять рулем и педалью акселератора! Кстати, на Макларене спереди и сзади стоят шины не только разной ширины, но и разного посадочного диаметра: спереди 235/35 R19, а сзади 305/30 R20.

Как водится на таких праздниках, машины поработали и в роли гоночного такси (в числе таксистов был, например, Лукас ди Грасси, выступавший в Формуле-1), а затем я внимательно осмотрел шины. Они не выглядели «убитыми», хотя Pirelli P Zero - не трековые покрышки, а шины на каждый день. Жаль, не каждый день случаются такие праздники.

Голубые класса АА

Pirelli Cinturato P7 Blue - это первые шины класса AA. Напомню, что с ноября прошлого года все поступающие на рынки Европы шины обязаны иметь сертификат соответствия определенному классу по трем категориям: шум, сцепные свойства на мокром асфальте и сопротивление качению. Высший класс - А. Создать шины, которые хорошо работали бы на мокром асфальте и при этом легко катились, то есть имели в маркировке сразу две буквы «А», крайне сложно.

У итальянцев, похоже, получилось, а убедиться в этом мне предложили за рулем автомобилей Alfa Romeo Giulietta, Audi A4 на… голубых колесах! Да-да, итальянцы решили быть в тренде - и заказали для этих машин колесные диски OZ ярко-голубого окраса. Сами же шины Cinturato P7 Blue, несмотря на название, все же остались черными.

Ехать приятно. На мокром покрытии срывы в скольжения мягкие, плавные - и всегда есть время на их коррекцию. Да и на сухом асфальте «голубые» шины не вызвали нареканий - на горных дорогах близ Валенсии я вдоволь поносился на BMW 320d. Это, конечно, не McLaren, но при полностью отключенной системе стабилизации я легко контролировал автомобиль в скольжениях.

Другое дело, что я не уверен, нужны ли мне шины именно класса AA. Если сцепные свойства на мокром асфальте - важный показатель безопасности, то экономия топлива за счет шин весьма призрачна. Итальянцы подсчитали, что при годовом пробеге 15000 км благодаря шинам класса АА можно сэкономить 93,4 евро (по сравнению с шинами класса АС). При наших ценах на бензин выгоду нужно делить надвое. А стоят «экошины» на 10-15 процентов дороже тех же шин Pirelli P7 Cinturato, но без «голубого» довеска. Впрочем, из всей размерной линейки шин Pirelli P7 Cinturato Blue классу АА соответствуют лишь три типоразмера: 235/45 R17 97W XL, 225/55 R16 99W XL и 215/55 R16 97W. А остальные - классов АВ или BA, то есть не дотягивают до эталонных показателей либо по сцепным свойствам на мокром асфальте, либо по сопротивлению качению.

0 / 0

Рекомендованные статьи