Олег Растегаев о шинах Nokian Hakka Green
В маленьком финском городке Нокиа есть завод компании Nokian Tyres. Минуешь проходную - и в холле среди прочих «выставочных» шин видишь зеленую. Причем как в прямом, так ив переносном смысле: зимняя шина Nokian HakkapeliittaR изготовлена из экологически чистых материалов, унее низкое сопротивление качению… А недавно появились летние шины, у которых прав на зеленый окрас не меньше, причем их «зеленость» отражена и в названии - Nokian Hakka Green. Знакомство с новинкой состоялось на летнем полигоне компании Nokian Tyres.
В прошлогоднем тесте Авторевю летние шины Nokian Hakka H, на смену которым и пришли покрышки Nokian Hakka Green, и так катились лучше других (АР №6, 2010). Ладно, если бы шины Nokian поставлялись для первичной комплектации, - производители автомобилей сегодня бьются за каждый «кубик» сэкономленного топлива, и шины здесь играют не последнюю роль. Но финские шинники традиционно ориентируются на вторичный рынок, а там пока люди больше пекутся о безопасности, нежели о снижении выбросов углекислого газа. Тогда зачем эта «зелень»? А затем, что в ноябре 2012 года в странах Евросоюза вступают в силу новые правила маркировки шин. В зависимости от сопротивления качению шины будут иметь класс (от А до G) - по алфавиту от лучших к худшим. Предусмотрена и аналогичная маркировка, отражающая тормозные свойства на мокром асфальте. Понятно, что даже те, кто вчера вообще не задумывался об экологии (или расходе топлива, что в данном случае практически одно и то же), будут отдавать предпочтение шинам с более высокими классами маркировки: мы ведь уже привыкли, что холодильник или стиральную машину лучше выбирать с классом энергосбережения А.
Процедура аттестации шин будет утверждена со дня на день, а потому руководитель отдела разработок шин Nokian Теппо Хуовила пока не может точно ответить на вопрос, в какой именно класс попадет модель Hakka Green: «Скорее всего, это будет B или C». То есть нормативы будут жесткими - чтобы оставалось место для более совершенных продуктов, которые появятся в будущем.
Но уже сейчас Теппо готов продемонстрировать преимущество новых шин над конкурентами - и ведет нас к наклонному пандусу, на котором стоит Toyota Prius. Механик отпускает стопор - и на нейтральной передаче автомобиль свободно скатывается с горки на горизонтальный асфальт, а метров через сто останавливается. Читаю на боковинах шин: Michelin Energy Saver, а это - чуть ли не самые экономичные (благодаря низкому сопротивлению качению) шины. Prius «переобувают» в шины Hakka Green, проверяют давление - и… Prius уезжает на 19 метров дальше! В чем секрет? В конструкции? В материалах?
И в том, и в другом.
- Но главное то, - говорит Теппо, - что мы нашли новый способ снижения межмолекулярного трения, от которого напрямую зависят гистерезисные потери и сопротивление качению. В смесь мы добавили масло финской сосны.
Какие же они затейники, финские шинники, - то рапсового масла добавят, то соснового. Но не появятся ли побочные эффекты? Масло - оно ведь скользкое.
И хотя в программе этой презентации никаких сравнительных упражнений предусмотрено не было (за исключением демонстрационного скатывания машины с пандуса), я все же выпросил у финнов Volkswagen Golf и измерительный прибор V-Box Mini - и вместо обеда провел пару экспресс-тестов на шинах Nokian Hakka Green и Michelin Energy Saver. Для начала ответил на самый «скользкий» вопрос, проделав пять торможений на мокром асфальте со скорости 80км/ч. Средний результат на шинах Nokian - 30,1 метра, а на шинах Michelin Energy Saver - 29,8метра. Michelin выигрывает, хотя разница укладывается в один процент, что можно списать на погрешность измерений.
А вот сопротивление аквапланированию оказалось действительно разным. На треке, покрытом сантиметровым слоем воды, шины Nokian «всплывали» на скорости 81км/ч, а шины Michelin - уже на 77,5км/ч.
- Мы много работали, чтобы повысить сопротивление аквапланированию, - комментирует результаты Теппо Хуовила. - Хорошим подспорьем стала новая подземная лаборатория, где с помощью высокоскоростной камеры снимается пятно контакта шины, проезжающей по водяной пленке. По ходу исследований мы увеличили угол наклона стенок продольных канавок, «отполировали» их дно и, главное, применили так называемые вентурные поперечные канавки в плечевых зонах. По закону Бернулли в сужениях скорость потока увеличивается, создается так называемое вакуумметрическое давление, и вода более эффективно отводится из пятна контакта. На этом эффекте основана работа пульверизатора, карбюратора, да и граунд-эффект, возникающий под днищем спортивного автомобиля, объясняется все тем же законом, который справедлив не только для жидкостей, но и для ламинарных потоков газа.
А еще Теппо уверяет, что по сравнению с предыдущей моделью на 10% увеличился ресурс. Поверим Теппо, а про себя отметим, что пора заняться серьезным сравнительным тестом «зеленых» шин, благо только этой весной свои новинки в этом классе представят компании Continental (ContiEcoContact 5), Bridgestone (Ecopia), Pirelli (Cinturato P1), Hankook (Kinergy Eco)… И, конечно, шины Nokian Hakka Green, которые уже появились у российских дилеров в размерностях от 175/70 R13 до 215/55 R16. Цены средние: шины популярной размерности 205/55 R16 стоят около 3500 рублей за штуку, то есть на 300-400 рублей дешевле, чем Michelin Energy Saver той же размерности.