Все автозаводы на карте СНГ: статистика производства легковых автомобилей в 2016 году
Объем производства легковых автомобилей в России падает вслед за рынком: в ушедшем 2016 году все заводы выпустили 1 млн 123 тысячи легковых машин — на 7,6% меньше, чем годом ранее. То есть российский автопром работает менее чем на треть своей мощности!
Общая мощность всех «легковых» заводов России на сегодняшний день составляет 3,74 млн автомобилей в год — это если учесть простаивающие площадки вроде ТагАЗа и питерского предприятия GM. Еще 860 тысяч могут дать заводы СНГ, которые тоже исторически ориентированы на российский рынок. Итого 4,6 млн машин! Понятно, что такие мощности создавались в расчете на бурно растущий рынок, но в сложившихся экономических условиях о былых планах расширения существующих предприятий пришлось забыть. Автопром движется по проторенной дорожке, доделывая уже начатые проекты (например, моторные заводы) и пытаясь минимизировать убытки от простаивающих мощностей.
Вызывающе на этом фоне выглядит намерение концерна Daimler начать строительство завода в Подмосковье, но это вынужденная мера, ведь без заветного клейма «Сделано в России» доступ к госзакупкам закрыт, а конкуренты из BMW уже давно застолбили место на этой поляне, предлагая машины калининградской сборки.
Спасением для производителей может стать экспорт российских автомобилей в другие страны. Не все компании делятся статистикой, но, например, СП Ford Sollers в прошлом году отправило на экспорт 880 автомобилей, а Лада — около 20 тысяч. Главными внешними рынками для машин из России, помимо стран СНГ, должны стать Алжир, Иран, Египет, Куба, Вьетнам, Индия и даже Мексика. Однако развитие экспорта идет медленно: сказывается отсутствие долгосрочных торговых договоренностей между странами и таможенных льгот, ведь автомобили российской сборки порой оказываются дороже аналогов из других стран.
Стимулированием экспорта должно стать смягчение требований к локализации машин, которое будет зависеть от объема поставок за рубеж. Меры еще не разработаны, но автопроизводителям это должно быть на руку, ведь сеть российских поставщиков компонентов по-прежнему развита слабо.
Производство исконно отечественных автомобилей, к которым мы относим также модели Chevrolet Niva и Datsun, в прошлом году сократилось на 10% до 310 тысяч. Объем российской сборки иномарок просел только на 6,6% до 813 тысяч, причем из них 693 тысячи сделаны по полному циклу — со сваркой и окраской кузовов (CKD). Крупноузловая сборка из SKD-комплектов продолжается лишь на трех российских заводах (Автотор, Sollers во Владивостоке и Volkswagen в Калуге), в сумме они выпустили 120 тысяч «отверточных» машин.