Грузим в Москве собственный автомобиль на поезд и отправляемся в Хельсинки

Фото: Роман Тарасенко

«Возьми автомобиль с собой в Финляндию», - призывает новый рекламный буклет Российских железных дорог. Я сделал это - и отправил свой Mitsubishi Lancer по маршруту Москва-Хельсинки-Москва на поезде Лев Толстой. Есть ли в этом смысл?

Мне как раллийному обозревателю бывать в Финляндии приходится часто. Летать туда дороговато, ездить на автомобиле - неприятно и долго. Поэтому чаще всего сначала я еду поездом до Коуволы, Лахти или Хельсинки, а дальше арендую автомобиль уже в Финляндии. Это недешево (в среднем сутки аренды машины класса B стоят 80 евро), но комфортно: полноценный рабочий день в Москве, спокойная ночь в поезде (он отправляется в 22.50) - и через двенадцать часов ты уже в финской глубинке.

А если погрузить собственный автомобиль на поезд Москва-Хельсинки?

Чтобы попасть на оформление документов и на погрузку машины в багажное отделение Ленинградского вокзала, что в километре от Комсомольской площади, нужно преодолеть метров пятьсот «убитой» дороги, причем на въезде с Каланчевки просят заплатить 50 рублей. Через интернет или по телефону можно забронировать место на конкретную дату - в РЖД уверяют, что будут отправлять вагон даже при наличии единственной заявки. Но оформить бумаги можно только непосредственно в багажном отделении, причем оплата принимается исключительно наличными. Сколько будет стоить билет для авто в оба конца, знает только Центробанк, по курсу которого на день оформления взимается 450 евро, конвертированных в рубли. Билеты для пассажиров при этом надо покупать отдельно - и их наличие обязательно при оформлении автомобиля к перевозке. Кстати, пока к доставке в Хельсинки принимается только личный транспорт граждан России, Белоруссии и Казахстана.

Габариты ворот вагона и погрузочной площадки в Москве позволяют перевозить транспорт длиной до 6,5 м, шириной до 2,2 м и высотой до 2 м: багажники на крыше легковушек и минивэны могут не поместиться

Погрузка машины заканчивается за девять (!) часов до отправления поезда, в 13.50, а это значит, что на вокзал вам придется приехать дважды. Машина должна прибыть на погрузку чистой (мойки на вокзале нет), а перед поездкой из нее нужно будет выгрузить все, кроме автопринадлежностей - запас­ки, троса, домкрата и так далее. Багаж придется везти с собой, а все остальное - оставить дома или в камере хранения. Проводник вагона попросил меня забрать из салона и коробку с жевательной резинкой, и компакт-диски, и даже таблетки из аптечки! Последнее не перестраховка: ввозить в Финляндию лекарственные препараты можно только для собственного лечения и лучше по рецепту, иначе вас могут попросить доказать их законное происхождение на границе.

Для оформления перевозки потребуется письменное заявление, национальный и заграничный паспорта, Зеленая карта на автомобиль (ее могут выписать тут же за 1420 рублей на пятнадцать дней) и свидетельство о регистрации транспортного средства, которое может быть оформлено только на частное лицо

После осмотра автомобиля и составления описи, в которой были отмечены все царапины на кузове машины и ее комплектность, можно загонять автомобиль в вагон. Причем заезд не прямой, а зигзагообразный, что требует от водителя точных действий. «По заказу ОАО Федеральная пассажирская компания построены три специализированных вагона, успешно прошедших сертификацию», - гласит пресс-релиз РЖД. Но меня, выпускника МИИТа с бурным железнодорожным прошлым, на мякине не проведешь! На мой вопрос об истинном возрасте подвижного состава его проводники открывают мне глаза: «Это бывший вагон-гараж». Как я выяснил потом уже у финнов, автомобилевозы в составе поезда Москва-Хельсинки регулярно курсировали еще во времена СССР и тихо «скончались» из-за отсутствия спроса в середине 90-х, а теперь эти вагоны перестроили - и эксплуатируют вновь. Раньше они были рассчитаны на три машины, но теперь помещение для проводников ликвидировано и внутри легко помещаются четыре полноразмерных автомобиля. Почему железнодорожники не использовали двухэтажные восьмиместные автомобилевозы, которые курсируют в составе грузовых поездов? Ответ простой: спецвагон имеет такую же конструктивную скорость 160 км/ч, как и остальной состав пассажирского поезда, а у «грузовых» она куда меньше…

Погрузочные работы занимают около получаса, а машины надежно крепятся посредством упоров и специальных ремней. На время перевозки можно купить отдельную страховку - для моего Лансера это обошлось в 310 рублей при сумме страхового покрытия в 310 тысяч. Ключи остаются в машине, а сигнализация должна быть отключена, иначе от ее срабатывания во время тряски можно посадить аккумулятор.

Погрузив автомобиль, получив перевозочные документы, распихав по карманам все «лишнее» и совершив километровый марш-бросок до Ленинградского вокзала, я провел оставшиеся полдня на работе, после чего превратился в обычного пассажира поезда Лев Толстой. Дополнительные «телодвижения» потребовались в Выборге, где таможенники досматривают автомобили только в присутствии их владельцев. Взглянув на мой паспорт, свидетельство о регистрации авто и Зеленую карту и сверив номера на кузове, наша таможня быстро дала добро. А на финской станции Вайниккала мне даже не пришлось выходить из купе - оказалось достаточно свидетельства о регистрации транспортного средства и Зеленой карты, которые наш проводник показал финским пограничникам. Кстати, выяснилось, что таможенники в Вайниккале тщательно изучали содержимое моей автомобильной аптечки - выгрузка из нее валидола и валерьянки оказалась отнюдь не лишней!

До Хельсинки я не доехал - сошел в 11.53 неподалеку от главного железнодорожного вокзала на станции Пасила, где располагается новый автопогрузочный терминал. Пять минут и 400 метров по асфальтированной дорожке - и я уже пил бесплатный кофе в зале ожидания для пассажиров с автомобилями, который вместе со всем комплексом открылся только в июне 2012 года. Вскоре к одному из погрузо-разгрузочных тупиков смачно пришвартовался наш вагон - и уже в 13.15 я получил свой Mitsubishi.

Из Пасилы можно отправить машину и дальше - например, в Лапландию, куда еженочно стартуют поезда-экспрессы. Но я собрался в обратный путь.

Сдавать машину на погрузку в Хельсинки нужно не за девять, а за два часа до отправления поезда, а от Пасилы до главного железнодорожного вокзала электрички курсируют каждые пять минут. Финские таможенники при осмот­ре автомобиля вновь не потребовали моего присутствия, а вот российским в Выборге пришлось лично засвидетельствовать свое почтение. Из-за этого лечь спать удалось только в первом часу ночи, а уже в 8.25 утра мы прибыли к перрону Ленинградского вокзала.

Но... Автомобиль вопреки обещанному пришлось ждать не час, а вдвое дольше - наш вагон застрял в хитросплетениях путей Октябрьской железной дороги. Одна радость - за право выезда с привокзальной территории по все той же «убитой» дороге с меня уже не требовали 50 рублей…

В Финляндии курсируют как современные цельнометаллические (на фото справа), так и более «пожилые» открытые автомобилевозы. Характерный «прогиб» профиля в середине вагона позволяет размещать на верхнем ярусе машины высотой до 2,04 метра
Таможенный контроль четырех автомобилей и вагона на станции Выборг занял у нас около пятнадцати минут. Чехлы на руль и водительское кресло — подарки всем клиентам РЖД
0 / 0

Итого? Считаем: если ехать до Хельсинки и обратно на машине, то на 2300км пути при среднем расходе бензина 10 л/100 км потребуется 230 лит­ров топлива, то есть не меньше восьми тысяч рублей. Плюс две ночи в гостиницах и еда по пути - добавим еще пять тысяч. Итого 13 тысяч рублей.

А билет туда-обратно в купейный вагон Льва Толстого стоит около 9000 рублей - плюс примерно 18 тысяч за автомобиль (в один конец машину отправить нельзя по условиям РЖД и таможни). Выходит 27 тысяч рублей! А уж если ехать вдвоем или тем более втроем...

Неудивительно, что обычным путем только через Выборгскую таможню в день проходит свыше восьми тысяч легковушек, а в праздники эта цифра зашкаливает за десять тысяч. А в «портфеле» РЖД всего около двадцати заявок на перевозки машин в новогодние каникулы. Было бы, наверное, больше, но билеты в купе уже почти закончились.

Словом, автопоезд в Суоми минимум вдвое дороже, но вдвое быстрее. А если ехать в Северную Европу надолго, на неделю и более, то отсутствие затрат на аренду автомобиля в Финляндии может склонить чашу финансовых весов в другую сторону. Вот бы в РЖД еще упростили процесс: хотя бы добавили возможность оформлять документы и оплачивать поездку дистанционно, как это принято у европейцев...

Ну а к плохим дорогам даже в центре Москвы нам, увы, не привыкать.

А за рубежом?

В Финляндии первые вагоны-автомобилевозы появились еще в далеком 1968 году, а нынче их цепляют к ночным поездам, идущим из Хельсинки, Турку и Тампере на север страны: в Оулу, Рованиеми, Колари и Кемиярви. «Ежегодно мы перевозим около 40 тысяч автомобилей, - рассказывает Ари Ванханен, вице-президент по дальним перевозкам компании VR-Group. - Обычно из Хельсинки отправляются два-три поезда, а в период от рождественских праздников до окончания горнолыжного сезона их число возрастет до шести-восьми». Закрытые двухэтажные вагоны вмещают 12 легковушек и могут передвигаться со скоростью до 160 км/ч, а оплатить билеты и оформить документы можно за несколько минут в интернете. В стоимость единого билета входят одно или несколько спальных мест в купе - в среднем поездка обходится примерно в 350 евро за тысячекилометровое путешествие в одну сторону.

Принят такой способ путешествий и в Центральной Европе: например, в Германии вместе с автомобилем можно уехать по железной дороге из семи разных городов, в том числе и в соседние Австрию, Францию или Италию. Машины переправляют сквозь альпийские хребты, а по Евротоннелю через Ла-Манш за год перевозится более двух миллионов транспортных средств! Правда, в последних двух случаях составы целиком состоят из платформ и курсируют челночным способом от одного въезда в тоннель до другого.

А десять лет назад к подобной практике присоединилась и Украина: автомобили перевозят в обычных двухэтажных грузовых вагонах (с ограничением по высоте в 175 сантиметров) - на снимке внизу. Год назад из Киева можно было отправить машину скорым поездом в пять пунктов назначения, но сейчас в расписании остались лишь два маршрута - в Симферополь и Днепропетровск. Стоимость перевозки зависит от массы автомобиля - например, поездка для моего Лансера в Крым обошлась бы в сумму бы около 4500 рублей без учета цены пассажирского билета. Путешествие на поезде выходит в два-три раза дороже, чем поездка из Киева до Симферополя своим ходом, но вагоны не пустуют: за восемь месяцев 2012 года ­Укрзализныця отправила таким способом в общей сложности 1899 автомобилей.

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи