Дизайнерский куб: Михаил Подорожанский в Тольятти познакомился с Ладой Грантой

Фото: Степан Шумахер

«Нашему покупателю нужен автомобиль, способный одновременно заменить и вазовскую «классику», и автомобили семейства Samara. Поэтому Гранта должна остаться в той же ценовой нише, но обладать лучшими потребительскими качествами...» От этих слов несло бы нафталином и десять, и двадцать лет назад. Но если отряхнуться от народноавтомобильной риторики, то сухой остаток увидится таким. Загадочная русская душа вконец достала партнеров из Renault. Вы еще долго будете парить нам мозг вашим великим научно-техническим потенциалом? Долго будете кичиться вашим административно-финансовым ресурсом в лице Путина и его друзей? Что-что? Вас тошнит при виде Логана? Вам навязали лицензии на наши отстойные коробки передач и моторы? Вы боитесь, что с приходом Renault рухнут ваши поставщики, а попутно - и ваши с ними специфические отношения? Так сделайте, черт подери, что-то сами! Не штучный экземпляр, а реальный автомобиль - тот, который будут покупать, а главное - тот, который будет приносить альянсу деньги. Хотите, делайте сами, хотите - поможем. Хотите - со своими поставщиками, хотите - с нашими. Но сделайте! Вот тогда и посмотрим. Только договоримся на берегу: круче будет тот автомобиль, на котором можно больше заработать. А там, глядишь, мы и сами купим лицензию на вашу платформу... Но сделайте хоть что-то!

И вот я в Греческом зале. Три Лады Гранты - или, по привычной классификации, ВАЗ-2190. Та, что вишневая - в «начальной» версии Стандарт. Серебристая - это «Люкс с плюсом». А серая - тоже Гранта, но не автомобиль, а «дизайнерский куб». Хотя, если говорить о качестве поверхностей, зазорах и сопряжениях - самая лучшая Гранта! Не потому, что лучше быть не может, - потому что «всерии» должно быть именно так.

- Скажите, новый автомобиль воспринимается скорее как самостоятельная модель или как модификация Калины?

Похоже, это главное, что сейчас волнует вазовских плановиков и маркетологов.

Я ответил:

- Это не Калина. И Калиной ее никто называть не будет.

Вздох облегчения. Памятуя о том, что не только художник может обидеть каждого, но и наоборот, я все же выдавил:

- В Гранте нет интриги. И нет улыбки.

Первое, что приходит на ум: спереди - «обмыленный» Polo, сзади - что твой Logan. А дужки-крылышки на большой и отвесной стенке крышки багажника - словно для того и нарисовали, чтобы убедить хотя бы себя: Гранта - это не только не Калина, но и не Logan! Но когда пару раз обойдешь вокруг, все же подмечаешь, что эти дужки - некий отблеск задних фонарей: мол, фонари могли бы быть аж во-о-о-от такими, но, извините, бюджет. А если в профиль... Если о хорошем, то славно, что оставили косыночки окошек за задними дверьми, на стойках крыши: не топором, мол, рублено, в отличие от того же...

Потом я сказал, что Гранта не будет уродовать город, но промолчал о том, что она его вряд ли украсит.

Похоже, у Андрея Захарова, начальника управления дизайна, более теплые чувства вызывает даже не сама Гранта, а «дизайнерский куб» с его образцово-показательными поверхностями. Как раз сейчас Захаров открывает мне глаза на то, что крылышки на стенке крышки багажника - не просто так: в них заложен большой смысл!

Этот скетч вазовского дизайнера Ивана Лепешкина якобы и был «принят за основу» в мае 2009 года. Мне же сдается, что рисунок был сделан позже
0 / 0

И все же, если не забывать, что именно эта тускло-вишневая Гранта, без хрома на передке, с неокрашенными бамперами и зеркалами, на куцых 13-дюймовых колесиках будет, как обещают, стоить 220 тысяч рублей или около того, в полтора раза дешевле того же Логана в схожей комплектации, то... Настораживает, что Гранту прочат в родоначальники марочного стиля, об отсутствии которого мы говорим с вазовцами уже лет двадцать. Может, в Тольятти все же увидели более «улыбчивое» развитие Гранты? Моей фантазии пока не хватает.

А почему бы не привлечь к дизайну, скажем, солнечных итальянцев? Нет-нет: а как же 220 тысяч рублей? Ведь в них - не только металл, стекло, электричество, зарплата и прибыль; в них - и стоимость разработки. Так что ограничились «очень дельными советами» Энтони Грейда, дизайнера Renault, прикомандированного в Тольятти из Франции. Чувствуется, особенно при виде сзади.

Зачем в Греческий зал закатили и «семерку»? Чтобы напомнить: Гранта призвана войти в ту же потребительскую нишу. Правда, в отличие от Калины-седана, выпуск вазовской «классики» не прекращается, а лишь переносится в Ижевск. Мне же «семерка» в Греческом зале напомнила блеск и нищету пожилых москвичек — из тех, что ютятся на приставных стульчиках на консерваторских концертах: полноценный билет для них слишком дорог. Но как они держат спину, как им важно, чтобы все было празднично! Чтобы сережки, чтобы брошь... Смотрю на вишневую Гранту Стандарт — и вижу в ее глазах один-единственный вопрос: а Путин точно продлит программу утилизации?

Собственно, в этом и была главная цель проектирования: экономить на всем, на чем можно. И попутно научиться разрабатывать машины именно так, включая и экономию на самом проектировании. Точную сумму затрат не называют («Видите ли, есть разные методики подсчета...»), но сопоставление отрывочных сведений позволяет предположить, что уложились примерно в двести миллионов долларов.

За основу, естественно, был взят ВАЗ-1118, сиречь Калина-седан. Как ни крути, самая современная платформа ВАЗа, а «калиновский» сборочный цех (пока что тоже самый современный) недогружен - и при работе в три смены там можно выпускать еще 150 тысяч автомобилей в год.

Первый снимок — «полукомпьютерный», правый — реальный, сделанный Степаном Шумахером в Греческом зале. На обоих — Лада Гранта в версии «Люкс+». Но «виртуальная» картинка интересна тем, что здесь, во-первых, новый, «чисто грантовский» трехспицевый руль (на выставочных экземплярах стояли рули от Калины), а во-вторых — присмотритесь и найдите ответ на один из главных вопросов: будет ли «автомат»? Будет! Да, простенький, четырехступенчатый, но он, наконец, будет! Возможно, даже в 2012 году
Первый снимок — «полукомпьютерный», правый — реальный, сделанный Степаном Шумахером в Греческом зале. На обоих — Лада Гранта в версии «Люкс+». Но «виртуальная» картинка интересна тем, что здесь, во-первых, новый, «чисто грантовский» трехспицевый руль (на выставочных экземплярах стояли рули от Калины), а во-вторых — присмотритесь и найдите ответ на один из главных вопросов: будет ли «автомат»? Будет! Да, простенький, четырехступенчатый, но он, наконец, будет! Возможно, даже в 2012 году
Если передняя панель Калины (фото 1) собирается из 52 деталей, то у Гранты (фото 2) этих деталей — 32. А поскольку за долгие годы главным критерием оценки вазовских интерьеров стала численность сверчков и скорость их размножения, снижение числа деталей (и как следствие — их сопряжений) — бесспорное благо!
Если передняя панель Калины (фото 1) собирается из 52 деталей, то у Гранты (фото 2) этих деталей — 32. А поскольку за долгие годы главным критерием оценки вазовских интерьеров стала численность сверчков и скорость их размножения, снижение числа деталей (и как следствие — их сопряжений) — бесспорное благо!
0 / 0

Будущий автомобиль разделили на 14 функциональных групп - и для мозговой атаки (как бы сделать дешевле, но не хуже) создали столько же временных коллективов из специалистов разного профиля.

В мае 2009 года утвердили эскиз вазовского дизайнера Ивана Лепешкина, хотя едва ли это можно считать стартом проекта: Лепешкин ведь уже загодя знал, что от кузова Калины-седана должны остаться как минимум крыша и двери.

Granta, даром что «бюджетник», стала длиннее Калины на внушительные 220 мм. И если с практической точки зрения увеличение на 64 мм переднего свеса - достижение сомнительное, то 15-сантиметровый довесок сзади - уже весомый вклад в объем багажника, доведенный до рекордных для нашего седаностроения 480 литров (это если мерить «кубиками», а «чистый» объем - полкубометра). При этом салон остался уверенно пятиместным. А что еще может волновать покупателя такой машины?

Я не ослышался? Нет же, вот диктофонная запись: потенциального покупателя Гранты волнуют и плавность хода, и шумы с вибрациями. И - внимание! - управляемость. Повторяю: у-прав-ля-е-мость!

Пока трудно сказать, какая доля придется на версии Стандарт (фото 1) и «Люкс с плюсом» (фото 2), но шансы у Люкса высоки. Не столько потому, что он настолько хорош — просто Стандарт уж больно убогий
Пока трудно сказать, какая доля придется на версии Стандарт (фото 1) и «Люкс с плюсом» (фото 2), но шансы у Люкса высоки. Не столько потому, что он настолько хорош — просто Стандарт уж больно убогий
Обивка задней двери Калины (фото 1) собирается из пятнадцати элементов, а на Гранте (естественно, в самой простенькой версии) деталей всего три. И ведь не скажешь, что изнутри двери стали выглядеть в пять раз хуже!
Обивка задней двери Калины (фото 1) собирается из пятнадцати элементов, а на Гранте (естественно, в самой простенькой версии) деталей всего три. И ведь не скажешь, что изнутри двери стали выглядеть в пять раз хуже!
0 / 0

Число оборотов руля от упора до упора уменьшено с импотентных четырех до подающих надежды трех. Это, правда, не касается начальной версии Стандарт, но на остальных, с электроусилителем рулевого управления, наконец-то появится обещанная еще при царе Горохе «короткая рейка». Новый стабилизатор поперечной устойчивости («дешевле, но работает лучше»), новые амортизаторы, а еще - отрицательный угол развала задних колес, чего раньше никогда не было. Тоже дешевле, но лучше? Может, говорят, и не дешевле, но лучше - точно.

В зал вошел бывший главный конструктор, а ныне вице-президент по техническому развитию Евгений Шмелев. Вот и славно: пусть тоже услышит вопрос:

- Послушаешь вас - и выходит, что Гранта, за что ни возьмись, либо лучше, либо не хуже Калины. Во-первых, что вам мешало все то же самое воплотить на Калине? И, во-вторых, что меня теперь заставит заплатить на четверть больше - и купить не Гранту, а Калину?

Ироничный Шмелев ответил по существу:

- Считаю вопрос вредным.

Но все же пояснил, что за прошедшие годы индустрия ушла вперед, и, в частности, изменились подходы к проектированию...

Если надежность и затраты на эксплуатацию не превысят таковые у Логана, у Гранты будут все шансы прижиться в качестве такси. Сижу «сам за собой», против чего не протестуют ни колени, ни голова
В отличие от Логана, заднее сиденье складывается даже в базовой версии Стандарт. А в более дорогих версиях спинку можно сложить и по частям
0 / 0

Сам багажник выглядит достойно: небольшая погрузочная высота, удобная форма, все стенки обиты. Но то, что даже на «дорогих» версиях не оказалось внутренней ручки крышки, — ни в какие ворота! Это уже не скромность, не вынужденный аскетизм, а наплевательство. Либо клади ладонь на почти всегда грязную крышку, либо хватайся за грубые края отверстий в усилителе. Судя по озадаченным лицам руководителя проекта Олега Груненкова и начальника отдела по планированию продукции Ольги Кавтаскиной, коллеги-партнеры из Renault не рассказали им, что с Логаном они уже успели не только напороться на те же грабли, но и исправить промах
Сам багажник выглядит достойно: небольшая погрузочная высота, удобная форма, все стенки обиты. Но то, что даже на «дорогих» версиях не оказалось внутренней ручки крышки, — ни в какие ворота! Это уже не скромность, не вынужденный аскетизм, а наплевательство. Либо клади ладонь на почти всегда грязную крышку, либо хватайся за грубые края отверстий в усилителе. Судя по озадаченным лицам руководителя проекта Олега Груненкова и начальника отдела по планированию продукции Ольги Кавтаскиной, коллеги-партнеры из Renault не рассказали им, что с Логаном они уже успели не только напороться на те же грабли, но и исправить промах
0 / 0

Главный инструмент «разводки» Калины и Гранты - по крайней мере на первом этапе - в том, что уже в мае выпуск Калины-седана будет прекращен (из трех типов кузовов седан был и впрямь самым неудачным, хотя в последнее время на него и приходилась четверть выпускаемых Калин). А поскольку в реакционной среде потенциальных покупателей Гранты доминирует мнение, что только седан и вправе называться автомобилем, то этот ход сработает - и, возможно, не нанесет серьезного удара по едва различимым между собой «калиновым» хэтчбеку и универсалу (примерно 25 и 50 процентов соответственно).

Впрочем, одно дело - разговор о прелестях Гранты в Греческом зале, а другое... А действительно ли Гранта поедет лучше или по крайней мере не хуже Калины?

Само собой, еще на дальних подступах к Тольятти я пытался не мытьем, так катаньем выбить возможность поездить на Гранте. Здесь надо упомянуть, что помимо улыбчивого обаяния Евгений Шмелев по ходу карьерного роста успешно развил еще одно замечательное качество: умение говорить «нет». В общем, мне был дан отлуп: «Не для того мы сейчас полируем Гранты, чтобы ты поймал на дороге камень!» Я даже не стал уточнять, наносится ли полировка на желтую краску. А вот про камень точно: таких разбитых дорог в Тольятти не было со дня рождения города! Но это не помешало заметить на них пару «далматинцев»: так здесь прозвали прототипы Гранты из-за их пятнис­того камуфляжа.

«Люкс с плюсом»: на 15-дюймовых колесах, с 16-клапанным мотором, с тросовым приводом коробки передач, с системой стабилизации, с электрообогревом лобового стекла, с навигацией... Как бы такая Гранта не выбилась даже из 400 тысяч рублей

А я все же припас на командировку еще один день.

Утром за мной заехал Сергей Мединец, главный конструктор Гранты, - и мы отправились в Сосновку, на вазовский полигон. Ехали на Калине. Я сидел справа, поглядывал на откляченную часть крышки бардачка, слушал звучащие по радио песни советских композиторов и думал: он специально отыскал этот экземпляр Калины для сравнения с Грантой - или это я слишком давно не ездил на Калинах?

Минут через сорок сомнений не осталось: Гранта едет лучше Калины. Хотя, понятно, такую победу трудно отнести к прорывным достижениям.

В блок-фарах появились так называемые дневные ходовые огни (ДХО). Помимо того что выполняются требования новой редакции Правил ЕЭК ООН №48-04, это снижает расход топлива: мощность лампы ДХО — 21 Вт, а обычной лампы ближнего света — 55 Вт

Лада Калина. Вазовцы уверяют, что в мороз быстрее «прозреет» водитель Гранты: потоки воздуха оптимизированы так, чтобы в первую очередь (и более равномерно) стекло размораживалось именно в зоне обзора. Это же относится и к видимости бортовых зеркал заднего вида. Более равномерно прогревается и зона под дворниками
Лада Гранта. Вазовцы уверяют, что в мороз быстрее «прозреет» водитель Гранты: потоки воздуха оптимизированы так, чтобы в первую очередь (и более равномерно) стекло размораживалось именно в зоне обзора. Это же относится и к видимости бортовых зеркал заднего вида. Более равномерно прогревается и зона под дворниками
0 / 0

По словам Мединца, тот «далматинец», который ждал нас в Сосновке, наиболее достоверно воспроизводит ездовые повадки «товарной» Гранты. Кузов полностью грантовский, а что фары от Оки - не в счет. Двигатель - 80-сильный восьмиклапанник еще с обычной, а не облегченной шатунно-поршневой группой (такие же будут на начальных версиях Стандарт), но уже с новой, грантовской системой выпуска. А «ходовая» - как у Гранты в промежуточной версии Норма. Жаль, здесь еще старый механизм переключения передач, хотя для Гранты Люкс предусмотрен тросовый привод: в прошлом году, когда мы поездили на экспериментальной Приоре, этот привод вызвал восторг (АР №9, 2010).

Сначала - «большой круг» на Калине: по естественным и искусственным выбоинам и колдобинам, по извивам подъездных дорог... Вспомнить все. Не буду утомлять раскадровкой нахлынувших чувств, и все же справедливости ради отмечу, что по разбитой, но более-менее прямой дороге - вполне. И в поворотах - тоже. Правда, при условии, что эти повороты пологие и скоростные, а переходные режимы уже позади: даже появляется внятное реактивное усилие на руле! Но когда пришлось разворачиваться в тесном тупике... Где мои семнадцать лет? Где вы, навыки скоростного руления, некогда обретенные в школе Цыганкова? Я кручу, кручу руль, а он крутится, крутится... А этот некрасивый звук мотора, а этот зуд на педалях - и эта фирменная вазовская неинформативность акселератора, когда ты словно соскабливаешь ржавчину со всех подвижных соединений привода. Боюсь, это родимое пятно перейдет и к «е-газу» - педали с электронным приводом.

Пример заднего фонаря показывает, что дешевле — не обязательно хуже: главное, как в анекдоте про золотую рыбку и мужское достоинство, корректно сформулировать задачу. Сам фонарь по нынешним меркам небольшой, и это снижает его материалоемкость (читай — цену). С другой стороны, встает вопрос теплоотвода (чем меньше секции, тем вопрос серьезнее — во всяком случае, для традиционных источников света). Поэтому конструктивно фонарь выполнили однообъемным (секции полностью не изолированы друг от друга), а в задней стенке сделали вентиляционные отверстия, попутно, хоть и на мизер, вновь снизив материалоемкость. А раз обеспечен хороший теплоотвод, то можно снова сэкономить, применив менее дорогие материалы (с меньшей теплостойкостью)... А владельца должна порадовать и невысокая цена фонаря на случай его замены, и простота замены лампочек: никакой разборки, никаких колодок с капризными контактными группами
Пример заднего фонаря показывает, что дешевле — не обязательно хуже: главное, как в анекдоте про золотую рыбку и мужское достоинство, корректно сформулировать задачу. Сам фонарь по нынешним меркам небольшой, и это снижает его материалоемкость (читай — цену). С другой стороны, встает вопрос теплоотвода (чем меньше секции, тем вопрос серьезнее — во всяком случае, для традиционных источников света). Поэтому конструктивно фонарь выполнили однообъемным (секции полностью не изолированы друг от друга), а в задней стенке сделали вентиляционные отверстия, попутно, хоть и на мизер, вновь снизив материалоемкость. А раз обеспечен хороший теплоотвод, то можно снова сэкономить, применив менее дорогие материалы (с меньшей теплостойкостью)... А владельца должна порадовать и невысокая цена фонаря на случай его замены, и простота замены лампочек: никакой разборки, никаких колодок с капризными контактными группами
Пример заднего фонаря показывает, что дешевле — не обязательно хуже: главное, как в анекдоте про золотую рыбку и мужское достоинство, корректно сформулировать задачу. Сам фонарь по нынешним меркам небольшой, и это снижает его материалоемкость (читай — цену). С другой стороны, встает вопрос теплоотвода (чем меньше секции, тем вопрос серьезнее — во всяком случае, для традиционных источников света). Поэтому конструктивно фонарь выполнили однообъемным (секции полностью не изолированы друг от друга), а в задней стенке сделали вентиляционные отверстия, попутно, хоть и на мизер, вновь снизив материалоемкость. А раз обеспечен хороший теплоотвод, то можно снова сэкономить, применив менее дорогие материалы (с меньшей теплостойкостью)... А владельца должна порадовать и невысокая цена фонаря на случай его замены, и простота замены лампочек: никакой разборки, никаких колодок с капризными контактными группами
0 / 0

Гранта. Если оценивать ногами, то ничего нового. Тот же зуд на педалях, та же «ржавчина» акселератора и та же великолепная площадка для отдыха левой ноги: и положение, и угол наклона - словно тапочку надел. Но по мере подъема к тазобедренному суставу ощущения освежаются. Если судить по пятой точке и вестибулярному аппарату, на автомобиль наконец-то поставили амортизаторы, на выбор которых повлияли не только их размеры и теплые отношения с поставщиками. На острых неровностях - не хуже всеядно-аморфной Калины, а на волнах - явно лучше, собраннее.

Этап расчетной оптимизации аэродинамики. Вихревой след за Грантой (внизу) более «спокоен», чем за Калиной (вверху) что говорит о меньших аэродинамических потерях

Минуя сердце (оно вечно чует подвох), переходим к рукам. Если вы еще пять минут назад не наматывались на баранку Калины, то вам моя радость невдомек, но мне - что выглянувшее как раз в эту минуту солнце. Оказывается, вот как может управляться вазик, причем чуть ли не самый дешевый! Конечно, дело не только в «коротком» рулевом механизме и более-менее сносно настроенном электроусилителе. Тут и шасси в целом, и более легкий, но и более жесткий кузов, причем с улучшенными «частотными характеристиками»... Через десять минут я сказал Сергею, что после «восьмерки», которую я купил из первой товарной партии в середине восьмидесятых, это первый массовый автомобиль ВАЗа, которым мне интересно управлять. Конечно, надо учитывать, каким был фон наката тогда и каков он сейчас.

А поскольку на АвтоВАЗе есть собственная, причем весьма современная аэродинамическая труба, грех было не воспользоваться и ей. На ранних этапах «продувался» так называемый аэродинамический макет, затем — первый прототип, а следом и ходовые макеты. Один из результатов — снижение подъемной силы и уменьшение на 8% коэффициента аэродинамического сопротивления (в зависимости от комплектации — от 0,356 до 0,368)
А поскольку на АвтоВАЗе есть собственная, причем весьма современная аэродинамическая труба, грех было не воспользоваться и ей. На ранних этапах «продувался» так называемый аэродинамический макет, затем — первый прототип, а следом и ходовые макеты. Один из результатов — снижение подъемной силы и уменьшение на 8% коэффициента аэродинамического сопротивления (в зависимости от комплектации — от 0,356 до 0,368)
А поскольку на АвтоВАЗе есть собственная, причем весьма современная аэродинамическая труба, грех было не воспользоваться и ей. На ранних этапах «продувался» так называемый аэродинамический макет, затем — первый прототип, а следом и ходовые макеты. Один из результатов — снижение подъемной силы и уменьшение на 8% коэффициента аэродинамического сопротивления (в зависимости от комплектации — от 0,356 до 0,368)
0 / 0

Даром что руль делает на оборот меньше, но показалось, что он ничуть не хуже изолирован от поперечных толчков на неровностях в поворотах. А информативность, да и в целом пресловутое ощущение автомобиля изменилось даже не количественно - качественно! То есть оно появилось! Из того, что озадачило, отмечу разве что излишне резкий и оттого неожиданный перепад усилия на руле по мере снижения скорости с трассовой до городской. Похоже, инженеры увлеклись возможностью малой кровью менять степень участия электроусилителя в зависимости от скорости. Или наоборот: в тисках тотальной экономии решили такими мелочами не заморачиваться. Еще бы и сам руль здесь стоял не от Калины, а уже трехспицевый, специально разработанный для Гранты... За него я так и не подержался.

Перебираемся выше, к ушам. Это еще не музыка, но уже не сacerolazo, марш пустых кастрюль. Звук мотора стал более причесанным, появился даже намек на «алюминиевую» бархатистость. Не достает и «аэродинамика».

На заметку жестянщику: не стоит питать иллюзий, что «все подойдет от Калины». Здесь показаны «чисто грантовские» кузовные детали
А это — к сведению арматурщиков. Вот новые (не калиновские) детали экстерьера
Даром что в основу легла платформа Калины, и в шасси, и в системах двигателя новых деталей хватает, причем в их число попали стабилизатор поперечной устойчивости и все пружины с амортизаторами. Задняя балка осталась прежней, а изменение углов установки колес (у Гранты развал колес — –1°, схождение — +10', а у Калины — все «по нулям») достигнуто с помощью специальных фланцев
Схема, дающая представление о смысле введения отрицательного угла развала задних колес («ноги на ширине плеч»). Понятно, что результат во многом зависит и от кинематики подвески, и от шасси в целом, но вазовцы уверяют, что они экспериментально убедились: в поворотах и при экстренном маневрировании возросла пороговая скорость начала скольжений, причем как передних, так и задних колес
0 / 0

Мединец напоминает, что именно этот прототип использовался для работы с управляемостью, поэтому сюда не поставили все элементы шумоизоляции (я как раз подумал, что многовато «шин и дороги») - и поглядывает на часы. Я выпрашиваю еще кружок по скоростному овалу.

Понятно, что всех карт они не раскроют (информационная дисциплина - еще одна примета работы с Renault). А ведь чертовски интересно узнать, как именно были сформулированы цели в «каталоге задач»? На что решили плюнуть, а что, быть может, довести до «уровня рынка»? А в какой мере все это воплощено?

Как уверяет главный конструктор проекта Сергей Мединец, этот «далматинец» уже выдрессирован так, что по нему можно смело судить о повадках серийных машин. Похоже, у водителя Гранты появится, наконец, шанс обрести то, чего мы так долго были лишены за рулем вазовских машин, — «чувство автомобиля». В первую очередь это касается более понятных, внятных связей «по рулю». Жаль, что «по газу» пока все осталось как прежде

Я в десятый раз просматриваю фотографии из Греческого зала. Вишневая Гранта Стандарт все же убогонькая; по настроению - почти что Nexia. Ей бы хоть какое-то радостное пятнышко - ну, колечко на пальчик, сережку в ушко... Какую-то живинку! Да и внутри - та же беспросветная тоска, как в самом дешевом Логане, хотя - спасибо! - головки саморезов в обивке уже не шокируют кричащей наготой. А может, у Гранты Стандарт - особая, тайная миссия? Может, разговор с покупателями пойдет по накатанному сценарию дилеров, продающих Volkswagen Polo или Hyundai Solaris?

- Вы действительно хотите Гранту за 220 тысяч рублей? Мы, конечно, постараемся сократить срок ожидания до полугода, но... А как вам Гранта Норма? Да-да, дороже, зато усилитель... Пожалуй, через месяц сможем. Та, что на вит­рине? О, нет, в шоу-руме, уважаемый, стоит Гранта Люкс. Красавица, да? АБС, электропакет, багажник открывается с пульта, штатная музыка... Увы, примерно в полтора раза... А цвет хорош, да? Вы правда хотите поговорить о кредите? Присаживайтесь. Кофе?

Сопоставление виртуальной и реальной «картинок» после краш-теста на скорости 56 км/ч дает представление о достоверности компьютерного моделирования. Это к тому, что на натурных испытаниях тоже можно сэкономить. В любом случае, реальное испытание (правило R94) обязана успешно пройти даже «начальная» Гранта Стандарт без водительской подушки безопасности — иначе ее нельзя выпускать на рынок. А мы, в свою очередь, попытаемся не затягивать с ударом в рамках программы ARCAP (конфигурация удара та же, но скорость — 64 км/ч)
Судя по всему, Гранта успешно перенесла наезд сзади и уложилась в требования, предусмотренные правилом R32
0 / 0

Первым на конвейер все же встанет не Люкс, а пустой Стандарт и более-менее нормальная Норма. И произойти это должно «ориентировочно в четвертом квартале».

Качество? Если бы я задал этот вопрос в Греческом зале, то наверняка услышал бы лекцию о новом системном подходе, об очередных революционных изменениях в работе с поставщиками... Поэтому не спрашивал. Но вечером был эпизод, который лично меня обнадежил.

Стандарт
Норма
Люкс
0 / 0

Мы ужинали со Шмелевым (в Тольятти, кстати, появились «вкусные» рестораны, причем есть пара мест, где даже свою любимую музыку бармен включает уже не на полную громкость). Жестом Шмелев показал, что на этот звонок он обязан ответить. Я же, в свою очередь, счел уместным «прогуляться», а когда вернулся, случайно услышал пару финальных фраз. Примерно так:

- Да, пока мы всем говорим, что четвертый квартал. Первые машины в продажу не пойдут, они покрутятся у нас, на дополнительных испытаниях. Да, в случае с Грантой это принципиально... Да, абсолютно уверен...

Разговор закончился.

- Извини, это был Комаров.

Игорь Комаров - нынешний президент АвтоВАЗа.

Казалось бы, не самые затейливые «железки» — поперечина панели приборов и вал рулевого колеса. Но их оптимизация позволила поднять с 28 до 35 Гц частоту так называемого первого изгибного резонанса, а в итоге вдвое уменьшить вибрации руля на холостых оборотах

Через пару дней стало известно, что, несмотря на подъем рынка, грядет очередной, уже четвертый по счету этап льготной утилизации: из бюджета планируется выделить еще пять миллиардов рублей. Надо полагать, минимум три четверти этой суммы вновь отойдет АвтоВАЗу. Но если раньше самой популярной «льготницей» была вазовская «семерка», то сейчас, с учетом того, что «семерка» переезжает в Ижевск... Любопытно, что среди иномарок в «льготном» списке лидируют Renault - Logan и Sandero. Ой. Не потому ли французы и «разрешили» вазовцам разработать свой автомобиль и даже пообещали в случае успеха купить лицензию на калиновскую платформу, что им была гарантирована поддержка в виде нового витка «утилизации»? И не потому ли Комаров уточнял срок начала продаж Гранты? Интересно, совпадет ли он с началом четвертого этапа программы?

Мотор с 16-клапанным газораспределительным механизмом и облегченной шатунно-поршневой группой (заводской индекс — 21126) — привилегия версии Люкс+, а восьмиклапанными моторами с облегченной ШПГ (21116) будут оснащаться Гранта Норма и Гранта Люкс. Общий вес ШПГ снижен на 39%. Наряду с другими мерами (в частности, на этом восьмиклапаннике применены такие же форсунки для охлаждения поршней, как и на 16-клапанном моторе 21126) это позволило повысить крутящий момент и мощность, снизить расход топлива (от 7 до 10 процентов) и масла (от 30 до 40 процентов), уменьшить шумы и вибрации, а главное — увеличить ресурс мотора со 120 тысяч километров (с обычной ШПГ) до 200 тысяч. Еще одна привилегия версии Люкс+ — тросовый привод коробки передач, практически сводящий на нет неприятные вибрации рычага

И не этот ли «подвох» чуяло сердце? Даже обидно. По-моему, Гранта смогла бы и сама справиться.

Паспортные данные

Автомобиль

Лада Гранта (ВАЗ-2190)

Модификация

Стандарт

Норма

Люкс

Тип кузова четырехдверный седан
Число мест 5 5 5
Объем багажника, л 480
Снаряженная масса, кг 1040 1080 1100
Полная масса, кг 1515 1555 1575
Масса буксируемого прицепа, кг* 900/450 900/450 900/450
Коэффициент аэродинамического сопротивления, Cx 0,367 0,367 0,353
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском
Обозначение двигателя ВАЗ-11183 ВАЗ-21116 ВАЗ-21116
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 1597 1597 1597
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 82,0/75,6 82,0/75,6 82,0/75,6
Степень сжатия 9,8:1 10,5:1 10,5:1
Число клапанов 8 8 8
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 80/59/5600 90/66/5600 90/66/5600
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 132/3500 143/3500 143/3500
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая
Привод передний
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска полузависимая, пружинная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза барабанные
Шины 175/70 R13 175/65 R14 175/65 R14
Максимальная скорость, км/ч 164,5 167,0 168,5
Время разгона 0-100 км/ч, с 12,5 11,8 12,0
Расход топлива, л/100 км городской цикл 9,3 8,5 8,7
загородный цикл 6,1 5,7 5,8
смешанный цикл 7,3 7,2 7,3
Выбросы CO₂, г/км смешанный цикл 177 164 164
Емкость топливного бака, л 50 50 50
Топливо бензин АИ-95 бензин АИ-95 бензин АИ-95
* С тормозами/без тормозов

Оснащение автомобиля Лада Гранта (ВАЗ-2190)

Модификация

Стандарт

Норма

Люкс

Люкс+

БЕЗОПАСНОСТЬ
Фронтальная подушка безопасности водителя - + + +
Фронтальная подушка безопасности пассажира - - + +
Боковые подушки безопасности передних седоков - - - +
Трехточечные ремни безопасности для пяти седоков + + + +
Преднатяжители передних ремней безопасности - - + +
Крепления Isofix + + + +
АБС - - + +
Система динамической стабилизации - - - +
Противотуманные фары - - + +
Подголовники для задних пассажиров - - + +
КОМФОРТ
Воздушный фильтр салона - + + +
Кондиционер - - + +
Теплопоглощающие тонированные стекла - + + +
Электрообогрев лобового стекла - - - +
Электроусилитель рулевого управления - + + +
Регулируемая по углу наклона рулевая колонка - + + +
Центральный замок/дистанционный -/- +/- +/+ +/+
Электропривод и обогрев наружных зеркал - - + +
Электростеклоподъемники передние/задние -/- +/- +/+ +/+
Обогрев передних сидений - - + +
Пепельница и прикуриватель - + + +
Электропривод замка крышки багажника - + + +
ЭЛЕКТРОНИКА
Электропроводка для подключения динамиков - + + +
Радиоприемник с CD-проигрывателем - - + +
Навигационная система - - - +
Датчики освещенности и дождя - - - +
Маршрутный компьютер - + + +
Задний парктроник - - - +
ВНЕШНОСТЬ
Бамперы в цвет кузова - + + +
Зеркала и дверные ручки в цвет кузова - - + +
Хромированный молдинг на решетке радиатора - + + +
Черные рамки дверей - - + +
Колпаки на колесах - + - -
Легкосплавные колеса - - + +
ПРАКТИЧНОСТЬ
Складное заднее сиденье c цельной/раздельной спинкой +/- +/- -/+ -/+
Обивка багажника и кронштейны для крепления груза + + + +
Декоративные вставки в передних дверях - + + +
Карманы в передних дверях + + + +
Подстаканники на центральном тоннеле + + + +
Зеркало в солнцезащитном козырьке пассажира - - + +
Контейнер для очков - - + +
Дополнительные уплотнители порогов - - + +
Полноразмерное запасное колесо + + + +


Гранта за два миллиона

Как только мы вернулись из Сосновки в Тольятти, за мной заехал Влад Незванкин, исполнительный директор компании ТМС Спорт, ранее известной как Торгмаш - и уже не первый год с тем или иным успехом пытающейся стать этаким придворно-спортивным ателье. Ну типа AMG при Мерседесе...

Первое, что я увидел за воротами Торгмаша, был новенький кузов Гранты. Еще несколько таких кузовов - стояло в цехах в искрах «болгарок» и электросварки - а пять первых «боевых» машин можно будет увидеть 12 июня: их привезут на кольцевую трассу в подмосковном Мячкове, где и начнется серия Lada Granta Cup - семиэтапное соревнование, которое завершится «городской» гонкой в Тольятти. Уникальный для АвтоВАЗа случай: спортивный автомобиль увидит свет раньше серийного!

Они похожи? Что-то общее, конечно, есть. Но немного. О внешности судите сами (но, согласитесь, хороша!), а вот о начинке кое-что рассказал Незванкин. Накануне как раз завершались стендовые испытания двигателя на определение внешних скоростных характеристик. Мощность (в основе - 98-сильный двигатель ВАЗ-21126) - 237 л.с. при 6500 об/мин. Много? Это - благодаря турбонаддуву Garret. Почему при таких малых оборотах? Их ограничили специально: с одной стороны, чтобы снизить риск «химии» со стороны команд и продлить ресурс, а с другой - из-за того, что полка крутящего момента в 31 Кгм начинается примерно с 2800 об/мин, так что тяги должно хватить и без «перекрута». Крутящий момент можно было и увеличить (сейчас избыточное давление наддува - чуть выше 1 атм, и его легко поднять), но воспротивились трансмиссионщики: Гранта Спорт оснащается пятиступенчатой секвентальной коробкой собственной разработки и производства, а конструктивно она рассчитана на крутящий момент до 30 Кгм. Сцепление - металлокерамическое (диаметром 184 мм).

В основу шасси легли инженерные наработки, использованные на гоночных Приорах, подготовленных для мировой серии WTCC 2009 года. И чтобы не начинать работу с шасси с чистого листа, колесную базу раздвинули примерно на 150 мм.

В середине апреля, когда я приезжал в Тольятти, еще не было ни одного полностью подготовленного автомобиля, а потому и фигурирующие в заготовке рек­ламного буклета 5,8 секунды до сотни - это навскидку. Незванкин, воодушевленный итогами испытаний на моторном стенде, уверяет, что вполне реальны 5,5 секунды, ну а точные цифры мы узнаем вместе, когда «промеряем» автомобиль либо на Дмитровском автополигоне, либо на вазовском - в Сосновке.

Сколько стоит? Если машину выкупать, то 1 млн 890 тысяч рублей. А если арендовать, то 150 тысяч рублей на один этап чемпионата. И хотя эта сумма включает доставку и полное инженерно-техническое сопровождение, «на круг» все равно наберется столько же, сколько будет стоить «обычная» Гранта. И это за одну гонку... Потенциальным покупателям Гранты из «целевой аудитории» лучше, пожалуй, об этих суммах не знать.

Рекомендованные статьи