Илья Хлебушкин с репортажем о производстве автомобильных стекол на Борском заводе

Фото: Илья Хлебушкин

Невероятно, но факт: чтобы сварить автомобильное стекло, песок на Борский стекольный завод, что под Нижним Новгородом, везут... Нет, не из ближайшего карьера, а из подмосковного Раменского! Почему? И как нынче делают триплексы и «закаленку»?

Разместить стекольный завод именно в Бору, на берегу Волги, в начале тридцатых годов решили как раз из-за обилия главного сырья - песка. Но, уже построив его в 1934 году, вдруг выяснили, что местный песок для изготовления стекла не годится! В духе того времени кого-то посадили, кого-то расстреляли... Но песок пришлось возить из других регионов.

В первые годы на Борском заводе выпускали только оконное и оптическое стекла - автомобильный триплекс на целлулоидной основе здесь научились делать в 1940 году (серийно использовать многослойное стекло в автомобилях начал Ford в 1919 году, а изобретено оно было французским химиком Эдуардом Бенедиктусом в 1903 году). А закаленное стекло освоили уже после войны, в 1948 году.

Интересно, что большие листы стекла вплоть до 1970 года на Борском заводе делали по методу, изобретенному бельгийцем Эмилем Фурко еще в 1902 году: расплавленная стеклянная масса вытягивалась вертикально вверх и прокатывалась между валками. Равномерность толщины и качество поверхности при этом оставляли желать лучшего - стекло затем приходилось подолгу (сначала вручную, позже - машинами) полировать специальными пастами.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи