Имидж-склад: как Renault и Лада снова оказались рядом

Фото: компания АВТОВАЗ | Петр Грибачев

«Возьми два штук фара, остаток девять». Женский голос системы аудиопоиска помогает кладовщику найти детали, а поодаль разгружает коробки сотрудник в экзоскелете. Везде камеры, датчики контроля… Это не спецобъект, а новый склад компонентов АВТОВАЗа в Твери. Там хранятся запчасти не только для Лады, но и для Renault.

Знаете, что такое Лада-Имидж? Это не пиар-агентство АВТОВАЗа, как можно было бы предположить, а отделение, отвечающее за дистрибуцию оригинальных запчастей — от выбора поставщиков до хранения и доставки. Так как в европейской части страны и ряде регионов срок доставки детали клиенту ограничен 24 часами, то расстояние от склада до дилера не должно превышать 700 км. Поэтому у Лады-Имидж пять основных складов общей площадью более 120 тысяч квадратных метров: в Тольятти, Краснодаре, Екатеринбурге, Новосибирске и в Твери. Например, из той же Твери по М11 легко добраться в Питер и Москву — а за сутки транспортники дотягиваются и до Смоленска, и до Воронежа.

Тверская площадка принадлежит местной компании Альфа — она владеет комплексами хранения по всей России. Объект новый: его сдали в 2020 году, вложив солидные 1,3 млрд рублей. Внутри — 12-метровые стеллажи, больше двадцати ворот для фур, 288 камер слежения и пешая охрана.

Технологии — на грани фантастики. Местные специалисты перешли на систему голосового управления — как мы в замерах расхода по циклу ARDC. Орудием кладовщика стала гарнитура Voiceman, а необходимость носить сканер отпала — обе руки свободны. Если тяжело — надевай экзоскелет (естественно, разработки Ростеха), который снимает нагрузку с плечей и спины. Правда, пока киберкостюмов всего восемь.

Площадь тверского склада — 25 тысяч квадратных метров, и он почти заполнен: на стеллажах яблоку негде упасть. Поэтому в следующем году рядом начнут строить еще один аналогичный комплекс. Ведь сейчас Лада-Имидж отвечает не только за свои запчасти, но и за оригинальные детали Renault. А в скором времени возьмет под опеку еще и Nissan.

Перед попаданием на склад некоторые детали приходится перемаркировывать вручную

С уходом французов их обязательства в России по трехстороннему соглашению разделили новообразованный МАЗ Москвич и АВТОВАЗ. Глобально это выглядит так. Для владельца автомобиля Renault ничего не меняется: если машина на гарантии, с поломкой нужно обратиться к дилеру. Если проблема в некачественной детали, ответственность за нее несет Москвич. А вот если эта деталь вышла из строя после неправильной установки на дилерском СТО — это уже проблема АВТОВАЗа. Именно в Тольятти теперь отвечают за работу сервисов и поставки дилерам оригинальных запчастей Renault.

Но откуда их брать?

С решением о разделении под контроль ­АВТОВАЗа попал центральный склад Renault под Дмитровом, который с момента объявления об уходе французов в мае фактически простаивал. Все это время из-за юридических проволочек дилеры не могли выписывать оттуда детали. А теперь снова могут. Помимо этого, немалые запасы компонентов для так и не собранных автомобилей на московском заводе Автофрамос сейчас также можно использовать в качестве запчастей. Суммарно во всех «закромах» деталей для Renault должно хватить на несколько лет.

Но и поставки не заморожены, даже из-за рубежа — преимущественно из Румынии и Франции. Разработанные маршруты не разглашаются, но они согласованы с французским руководством. Низких цен на завезенные подобным образом компоненты ждать не стоит. Но полностью восстановлены поставки 78% деталей, твердые договоренности о скором возобновлении есть еще на 17% позиций. Проблемные — оставшиеся 5%: санкционные компоненты, включая пресловутую электронику. Альтернативные варианты для них сейчас ищут. Но по просьбе вазовцев оригинальные запчасти Renault уже пропали из допуска Минпромторга к параллельному импорту — это прикроет серые схемы.

Кстати, на площадках Renault, по вазовским данным, осталось около семи тысяч новых автомобилей — в лучшем случае этого хватит до конца года. Что автосалоны будут делать дальше? На ­АВТОВАЗе не против, если некоторые из них решат продавать Лады, но и не настаивают на этом. У компании 306 своих дилеров, а резкое увеличение их числа приведет к проблемам с логистикой. И продавцы Renault уже ведут двойную игру в борьбе за клиентов. Некоторые не просто разрешили использовать неоригинальные запчасти, но ставят даже привезенные клиентом детали.

Все магазины Lecar работают по договору франшизы

А АВТОВАЗ, кстати, и здесь подсуетился. В 2017 году у компании ­появился бренд Lecar — собственные неоригинальные запчасти. Сейчас марка активно продвигается: фирменные магазины ­Лада-Деталь скоро переименуют в Lecar, в следующем году планируется старт онлайн-продаж и даже запуск собственных СТО. Посыл изменений — уход от монобренда: мол, у нас есть запчасти не только для Лады, но и для иномарок.

Детали Lecar (справа) ощутимо дешевле оригинальных

В каталоге — детали для Лады, УАЗа, ­ГАЗа, МАЗа, ПАЗа и даже экзотических МоАЗа и БелАЗа! Иномарок пока мало (Hyundai/Kia, Opel, Chevrolet, Daewoo и, конечно же, Renault), а ассортимент для них скромный — в основном расходники и смазки. Поставщики российские: фильтры Lecar делает фирма «Невский фильтр», свечи — завод Энгельс-Бош. Качество разнится: хвалят смазки и фильтры, но ругают, например, тормозные колодки (пылят и скрипят) и глушители (быстро прогорают). Впрочем, для той же Лады запчасти Lecar примерно на четверть дешевле оригинала.

Главный экспонат магазина в Твери — неоригинальный и уже покрашенный бампер для Мазды 3

А что до собственных вазовских компонентов, то, по словам тольяттинцев, особых проблем с ними нет. Поставки не прекращались, а нехватка санкционных мелочей, дескать, нивелируется их солидными запасами. Верится в это с трудом — иначе почему на конвейерах Тольятти остались только Нивы и Гранта? За восемь месяцев нынешнего года, по данным Автостата, удалось продать чуть меньше 100 тысяч Лад, а ведь план выпуска на следующий год — приблизиться аж к полумиллиону автомобилей. В начале 2023-го вазовцы планируют вернуть на конвейер Ларгус, а на ­2024—2025 годы намечено производство наследника Гранты на платформе… CMF-B! Оказывается, соглашение с Renault на выпуск автомобилей на этой основе никто не разрывал, проблемы лишь с перекрытой санкциями компонентной базой. ­Из-за этого нам точно не светит новая Нива на основе Дастера, но бюджетной модели на недавнем заседании совета директоров ­АВТОВАЗа дали зеленый свет.

Известно о ней пока мало, но основой служит упрощенная версия европейской платформы без сложной электроники — а это значит, что «изначально французские» компоненты нужно будет осваивать локально. Ну а кроссовер в гамме АВТОВАЗа все же запланирован, причем построен он будет на платформе Весты. Обозначенные сроки его выхода в свет те же — рубеж 2024 и 2025 годов. 

Рекомендованные статьи