Голованов: конец эпохи Цукиджи, Mazda и электромобильный реализм

Фото: компания Mazda | Леонид Голованов

Шестого октября 2018 года в Японии сменилась эпоха. Нет, я не об эре хэйсэй — император Акихито пока жив и здоров, хоть и намеревается передать престол наследному принцу Нарухито. Но Цукиджи закрыли уже сейчас. Как раз в те дни, когда я был в Токио. И когда Mazda объявила о программе электромобилизации, гвоздем которой станет... Двигатель внутреннего сгорания.

Токийский рыбный рынок Цукиджи — моя любовь. Горячая, как суп мисо, и яркая, как свет ламп, под которыми разделывали на огромных столах из нержавейки свежеразмороженные туши тунцов, купленные в пять утра на знаменитом местном аукционе. Сколько часов я провел в этих неказистых сереньких лабазах, осторожно перешагивая через заиндевевшие тунцовые боеголовки и рассматривая диковинных рыб и моллюсков, — в Цукиджи продавали даже то, чего не увидишь в учебниках по биологии. И все это тут же можно было съесть в местных суши-барах.

Примерно в таком виде токийский рыбный рынок просуществовал с начала 30-х годов прошлого века — неказистое на вид место истинной кулинарной суши-силы. Мне будет тебя не хватать, старый Цукиджи

Однако городскому начальству давно казалось, что этим низеньким хибаркам с закопченными стенами не место рядом с небоскребами фешенебельной Гинзы. И в октябре 2018 года рыбный рынок все-таки перенесли в новое суперсовременное здание, построенное за пять миллиардов долларов в соседнем районе Тойосу. Там наверняка будет чище, а для наблюдения за тунцовыми аукционами предназначен застекленный балкон. Но...

В Цукиджи был гений места. Во всех этих лавочках и забегаловках, куда каждый день стояли очереди не из туристов, нет — из местных, которые тянулись сюда за лучшим в Токио омлетом или кайзен-дон, рисом с сашими. «Я все еще ученик, а сенсей — он», — кивал мне на сухонького старичка лет восьмидесяти пожилой мастер в одном из лучших суши-баров Цукиджи.

А теперь все это снесут?

Местные сопротивлялись как могли. Переезд в новый комплекс Тойосу откладывали под разными предлогами аж два года: дескать, грунт стройплощадки отравлен мышьяком, цианидами и бензолом. И пока муниципалитет тратил дополнительные полмиллиарда долларов на очистку земли и грунтовых вод, Цукиджи было решено... оставить. Не продавать под застройку, а превратить в музей-фуд-корт.

И в этом — вся Япония. Меняться, потому что давят обстоятельства, — но оставаться прежними, потому что все так привыкли.

— К 2030 году Mazda так или иначе электрифицирует автомобили всех модельных линеек и сократит корпоративную эмиссию углекислого газа на 50 процентов от уровня 2010 года. А к 2050-му мы планируем достичь 90-процентного сокращения выбросов СО!

Чисто японская ­пресс-конференция — как чисто английское убийство: строго, чопорно, в черных костюмах. Не траурно ли? Ведь если нынешний глава компании Акира Марумото просто обязан произносить подобные речи об «устойчивом зум-зуме» с перечислением всех 50 экооттенков зеленого, то знакомый читателям Авторевю ­топ-моторист Киоши Фудживара... Он-то знает цену всем этим популистским лозунгам. Это с его подачи Mazda никогда не тратилась на разработку гибридных силовых агрегатов — зато моторы семейства Skyactiv с аномально высокой степенью сжатия экономят бензин не на бумаге, а в реальной жизни.

Одна из ранних попыток электромобилизации — Mazda 323 EV 1983 года

— К 2040 году Великобритания и Франция намерены полностью запретить автомобили, у которых будет только двигатель внутреннего сгорания. В Китае уже в следующем году вводится в действие программа NEV, New Energy Vehicle...

На автопроизводителей все сильнее давят сверху. Китайское законодательство, например, предполагает балльную экооценку электро- и гибридомобилей по запасу хода, динамике и другим параметрам — и вводит жесткое квотирование доли NEV-машин в модельной линейке. Если недотягиваешь, плати штраф или покупай квоту у других более экологичных компаний — допустим, у отечественных госконцернов BYD и BAIC, которые (сюрприз!) лучше всего подготовлены к новым правилам.

Китайцев, конечно, тоже можно понять: у них с экологией совсем беда. Однако как в этих условиях должна вести себя Mazda? Не столь большая по мировым меркам — но гордая и независимая?

И Фудживара, и другие ­топ-менеджеры в разговорах всегда утверждали — мир не готов к переходу на электротягу ни технологически, ни коммерчески, поэтому нужно инвестировать в совершенствование ДВС. Попытки гибридизации, конечно, были: Mazda 3 Hybrid, она же Axela на внутреннем рынке, оснащалась тойотовским лицензионным электромеханическим вариатором. Но это гигантская Toyota способна долгие годы демпинговать и выпускать гибриды сотнями тысяч в убыток, а Mazda такого себе позволить не может. Или сейчас ситуация изменилась?
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи