Сорокин, нойды и подводные лодки

Фото: компания Land Rover | Константин Сорокин

Военные корабли, «обрезанные под киль» линией горизонта, были похожи на мишени из игры «Морской бой». Крайний слева - малый противолодочный. Тот, что дальше, - буксир-спасатель. А судно с высоким бортом и «спиленной» кормой, скорее всего, обеспечивает водолазные спуски. Какой я молодец, что прихватил с собой бинокль! И плохо, что не взял длиннофокусный объектив - глядишь, и удалось бы сделать фоторепортаж о том, как в акватории Белого моря военные спасатели искали атомную подводную лодку «Воронеж». Субмарина, входящая в боевой состав Северного флота, подала сигнал бедствия за несколько часов до нашего приезда на берег Кандалакшского залива.

Подлодка всплыла! Но сначала долго «водила жалом» перископа по берегу и наверняка засекла групповую наземную цель - семь автомобилей Land Rover Discovery, растянувшихся колонной у каменистой отмели. Спасательная операция была учебной, но искали лодку по-настоящему, с использованием специально подготовленных сил и нового оборудования - об этом отрапортовала пресс-служба Министерства обороны. Тринадцать лет назад так должны были спасать однотипный «Курск», но тогда… Было нечем и некому: «Она утонула».

Отсмотрев куцые кадры неудачной фотосъемки, я пришел к выводу, что пресс-служба Министерства обороны слукавила: кроме лодок «Воронеж» и «Магнитогорск» в учениях на Белом море принимала участие еще одна субмарина - подводный ракетоносец четвертого поколения (проект 885 «Ясень»), существующий пока в единственном экземпляре.

Мы же свое погружение в атмосферу Русского Севера начали в районе Мурманска, стартовав по трассе Кола в сторону норвежской границы. Не доезжая погранзоны, уйдем на полуостров Средний, переедем на Рыбачий, потом вернемся на юг - и через Хибины проберемся на берег Белого моря. Если все сложится удачно, то, проехав около 2000км по дорогам Поморья, мы встретим все типы покрытия, которые заложены в систему управления трансмиссиями наших автомобилей: глубокую колею, камни, песок и даже снег.

Глубина бродов на полуострове Рыбачий — понятие относительное. При низкой воде они проезжие для любого внедорожника, а в прилив здесь может «утонуть» даже подготовленная машина

Контрольно-пропускной пункт Титовка, на котором два года назад мне уже пришлось отмечаться у пограничников, на этот раз оказался необитаем: шлагбаум открыт, на вагончике замок. Местные жители говорят, что «окно в Европу» приоткрыли лишь временно, но ближе к осени всех въезжающих в Поморье туристов опять будут брать на карандаш. Правильно! Только кордон надо ставить чуть дальше, возле съезда на грунтовку. Всем выдавать пакеты для мусора, а на обратном пути контролировать, чтобы никто не возвращался порожняком - похоже, это единственный способ ликвидировать следы воскресных пикников, которых здесь стало уж слишком много. Ну а солдатам-срочникам, заканчивающим службу в местных частях, я бы предложил в качестве «дембельского аккорда» стереть с придорожных скал незамысловатые автографы их сослуживцев.

Береговую батарею, размещенную на полуострове Средний, с акватории Баренцева моря не видно — орудия установлены далеко от береговой линии, на закрытой позиции

Граница цивилизации - это поворот на полуостров Средний. На обычных автомобилях дальше не проехать, так что туристов к берегу Баренцева моря возят на подготовленных ульяновских «буханках» или экспедиционных «шишигах», переделанных во всепролазные автобусы. Немудрено, что английский Land Rover выглядит в этих краях городским пижоном. Чтобы нивелировать неловкость перед местными - хоть телогрейку надевай, подъехать на такой машине к деревенскому клубу, да еще заявиться на танцы я бы не решился: побьют! И как ни задирай пневмоподвеску и что ни накладывай в экспедиционный багажник, на северах все равно будешь выглядеть чужаком. Но зато не нужно никакого экстремального тюнинга! На север Кольского полуострова мы приехали на обычных Discovery четвертого поколения с нехитрыми внедорожными доспехами: защитой двигателей, шинами Goodyear Wrangler DuraTrac и шноркелями - «дыхательными трубками» для моторов. Актуальны они и потому, что из-за приливов-отливов и активности мелких речек глубина одного и того же брода может за несколько часов измениться на метр. Чем это чревато, мы, увы, знаем по кавказской экспедиции восьмилетней давности.

Под капотом - трехлитровый V-образный турбодизель, который в своей новейшей версии развивает 256л.с. и 600 Нм крутящего момента. Если кратко, то мотор великолепен! Грунтовые подъемы Discovery уверенно берет на низких оборотах, без надрыва карабкается по камням - и не в последнюю очередь благодаря широкой «полке» крутящего момента позволяет точно дозировать тягу. На мой взгляд, V-образный трехлитровый турбодизель - это самый подходящий двигатель для машин такого класса! А в тандеме с восьмиступенчатой автоматической коробкой, как на наших машинах, он позволяет вообще не думать о нюансах внедорожной езды - и просто глазеть по сторонам.

А глазеть надо в оба! Северная природа отлично камуфлирует рельеф, и даже вооружившись GPS-навигацией с точками и треками, вы рискуете упустить из виду кучу интересного. Едва ли не в каждой сопке здесь есть каменные пещеры, а в скалах - гроты. На тропах ущелья Муста-Тунтури сохранились военные укрепления (и наши, и немецкие). Еле заметные бугорки вдоль линии горизонта - это ДОТы и ДЗОТы линии обороны в предвоенные, военные и послевоенные годы. Но самое сильное впечатление производят прибрежные укрепрайоны.

Прибрежные камни привлекают взгяд теплыми тонами, вода завораживает южными оттенками, но картинка обманчива: здесь редко бывает комфортная температура и дует так, что временами страшно выходить из машины

Вросшая в скалы орудийная башня кажется жутковатой декорацией к компьютерной «стрелялке». Подземелье тоже не источает гостеприимства. Включаю фонарь, протискиваюсь в узкий лаз… В каменном саркофаге сыро, деревянные двери давно сгнили, но механизмы орудий смазаны, системы подачи снарядов и зарядов исправны, а ложементы для боеприпасов лишь слегка тронуты ржавчиной. Есть даже кубрики для отдыха боевого расчета! Но смотришь на белый свет глазами наводчика - и ничего не понимаешь: на директрисе огня сплошные скалы и сопки - куда палить-то? Во время стрельбы с закрытой позиции наводчик орудия действительно не видит цели, а действует только по командам корректировщика огня.

Вон там, над морем, можно разглядеть еле заметный «скворечник». В нем и располагались «глаза» береговой батареи. Зная координаты цели, артиллерист-вычислитель определял дальность, вносил поправки (на ветер, износ стволов, особенность боеприпасов и т.д.) - и выдавал установки для прицела и зарядов. Бабах! - перелетев через сопку по навесной траектории, снаряд попадал в расчетную точку.

По мере продвижения на север лес постепенно превращается в лесотундру, лесотундра — в тундру, ну а прибрежная, самая продуваемая часть полуострова Рыбачий выглядит каменной пустыней с редкой и хилой растительностью

Но орудийный блок, в который я забрался, по боевым целям не стрелял: комплекс береговой обороны полуострова Средний был построен в начале пятидесятых годов прошлого века. А во время войны на его месте располагалась знаменитая 221-я береговая батарея Северного флота, которая держала под прицелом входной фарватер залива Петсамо, мешая немцам вывозить оттуда никелевую руду. Вот та батарея постреляла знатно!

Снежный занос, попавшийся на пути нашего каравана в Хибинах, оказался непроходимым: пришлось расчехлять лопаты

Следов войны, как холодной, так и горячей, на скалистом берегу Баренцева моря много, так что если хотите «выкачать» из российского Приполярья максимум впечатлений, не пожалейте денег на гида. Местные проводники с автомобилем-эвакуатором (УАЗ или ГАЗ-66) берут за свои услуги от семи до десяти тысяч рублей в сутки, но экскурсии устраивают незабываемые, причем любой тематики.

Есть, пожалуй, только одна сфера, погрузить в которую не возьмется ни один гид. Нойды. Слышали такое слово? Так в Поморье называют шаманов народности саами. Считается, что они владеют особой техникой зомбирования людей и славятся творческим подходом к проведению ритуальных обрядов. Для народности саами (на Кольском полуострове их еще называют лопарями), не имевшей своей письменности, поморские шаманы на протяжении веков были единственным связующим звеном с внешним миром. Главными врагами служителей культа и искоренителями шаманской культуры в Поморье считают большевиков, хотя и в буржуазной Скандинавии с саамским шаманизмом боролись ничуть не меньше. Например, власти Норвегии потратили немало сил, чтобы искоренить не только оккультные обряды и шаманскую атрибутику, но даже национальную саамскую одежду.

Пустошь в районе древнего села Кузомень на Кольском полуострове — это самая северная песчаная пустыня в мире. И красноречивый пример того, что может произойти с почвой при необдуманной вырубке леса

Врать не буду: настоящих нойдов на Кольском полуострове я не встретил. Но, поверьте моему опыту, что и само попадание в эти края для жителя средней полосы - уже сильный стресс. Крыша может «уехать» и без помощи шаманов, причем полярный день, напрочь сбивающий все биоритмы, только усиливает воздействие. На часах полтретьего ночи, а вокруг светло, как днем! И совсем не хотелось спать. Нечто похожее, помнится, было со мной в Карелии, во время поисковой экспедиции с «черными копателями», от которых я впервые узнал о случаях трансформации сознания и потери пространственной ориентации. Дескать, люди отходили от костра на сотню метров - и пропадали на несколько дней. Но те ребята «шаманили» по куда более простой методике, с использованием трав-«трансформеров» и «пространственно-ориентированных» грибов.

Спираль из камней, выложенная недалеко от устья реки Нивы, — это один из семи известных лабиринтов, построенных древними людьми. Какую функцию выполняли эти странные сооружения, неизвестно, но среди мистических, космических и оккультных версий происхождения орнамента есть и вполне земная. Возможно, что кандалакшский лабиринт — это схема-чертеж рыбной ловушки, которую поморы ставили у берега во время отлива, — именно такой способ ловли рыбы показан в известном фильме Кукушка

Обогнув полуостров Средний по западному берегу, мы отправились в Хибины - искать зиму. А приехав в Кировск и забравшись в ближайшее горное ущелье, стали свидетелями природного феномена: палящее солнце, ледяной ветер, снег - и комары! Судя по яростным атакам, приполярные кровососы в этих условиях только закаляются и крепчают. Ну а сугробы в Хибинах в середине июня встречаются такие, что приходилось расчехлять лопаты и вырабатывать особую тактику езды. Нагло форсировать тяжелый талый снег здесь бесполезно, и если хочешь проехать, то крадись на цыпочках, стараясь не останавливаться, не блокировать колеса и не буксовать. Горный «ассистент» Hill Descent Control, который устанавливается на Discovery, показал себя в этих условиях вполне работоспособным, однако при наличии восьмиступенчатой трансмиссии мне было комфортнее тормозить передачами, используя «ручной» режим управления. Так и скорость спуска контролировать удобнее. Ну а если честно, то ездить здесь на автомобилях - моветон: в Хибинах надо гулять пешком.

Чудес не бывает: система Terrain Response работает до тех пор, пока шины в состоянии реализовывать сцепной момент

Переезд из снежных предгорий в песчаную пустыню занял несколько часов. Берем курс на Апатиты, поворачиваем в сторону Умбы - и, проехав вдоль русла речки Варзуги, оказываемся в деревне Кузомень. Сто лет назад здесь был хвойный лес. А портовый поселок, через который шла бойкая торговля рыбой и пушниной, процветал и расширялся. Но алчная вырубка деревьев, пожары и перевыпас скота привели к тому, что в устье реки Варзуги на берегу Белого моря образовалась самая северная песчаная пустыня в мире. Песок здесь крупный, плотный, но настолько сыпучий и коварный, что для постоянной эксплуатации Discovery в этой местности пришлось бы перекалибровывать систему Terrain Response. Чтобы безопасно тронуться с места, приходилось переводить селектор в положение Rocks (в нем практически исключается пробуксовка колес) - и, только-только набрав минимальную скорость, на ходу переключаться в Sand. И, конечно, помнить о главном правиле, которое универсально для прибрежной «пудры» и других регионов: чем ближе к воде - тем тверже и плотнее покрытие.

На Кольском полуострове есть места для цивилизованного размещения туристов, но чтобы вкусить всю прелесть Русского Севера, ночевать рекомендую в палаточном лагере. Ставить палатки следует на открытом, хорошо продуваемом месте — это лучшее средство от комаров!

В этом году команда Land Rover планирует организовать еще как минимум три путешествия в непролазные регионы России. И если после каждой из таких поездок англичане будут анализировать и, возможно, корректировать алгоритмы работы «виртуальной» трансмиссии, то российские Discovery могут обзавестись и региональными настройками. Отправляясь покорять бездорожье, можно будет выбирать, например, между сочинским и крымским песком, снегами средней полосы и Камчатки, а в режиме Rocks указывать, в какие именно горы на территории России вы хотите поехать. Смешно? Но вспомните: ведь самый первый «переключатель бездорожья», появившийся в 2004 году на Discovery третьего поколения, тоже вызывал ироничные улыбки…

Паспортные данные
Автомобиль Land Rover Discovery
Число мест 5
Размеры, мм длина 4830
ширина 1915
высота 1885
колесная база 2885
колея спереди/сзади 1605/1610
дорожный просвет 185
Глубина преодолеваемого брода, мм 600
Диаметр разворота, м 11,4
Угол въезда, град. 32,2
Угол съезда, град. 26,7
Угол рампы, град. 157
Снаряженная масса, кг 2505
Грузоподъемность, кг 675
Двигатель турбодизель
Расположение спереди продольно
Число и расположение цилиндров V6
Рабочий объем, см3 2993
Степень сжатия 16:1
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 256/188/4000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 600/2000
Коробка передач автоматическая, 8-ступенчатая
Передаточные числа I 4,71
II 3,14
III 2,11
IV 1,67
V 1,29
VI 1,0
VII 0,84
VII 0,67
задний ход 3,32
главная передача 3,32
демультипликатор 2,93
Привод постоянный полный
Передняя подвеска независимая, двухрычажная, пневматическая
Задняя подвеска независимая, двухрычажная, пневматическая
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые, вентилируемые
Максимальная скорость, км/ч 180
Время разгона 0-100 км/ч, с 9,3
Расход топлива, л/100 км городской цикл 9,8
загородный цикл 8,1
смешанный цикл 8,8
Выбросы CO2, г/км 230
Емкость топливного бака, л 82
Топливо дизельное

Арктическая истерия

Одним из самых известных ученых, изучавших феномен мерячения, был Александр Васильевич Барченко, которого историки называют пионером российских, а потом и советских паранормальных исследований. В начале прошлого века он с головой окунулся в оккультные технологии, ставил практические опыты по телепатии (передачи мыслей на расстоянии) и даже разработал приборы, позволявшие фиксировать и отслеживать этот эффект. Особое внимание Барченко уделял гипнотическим техникам, которые используются во время шаманских обрядов, дотошно изучал древние учения, пытался понять и перенять ритуальные практики, ставил разнообразные психологические эксперименты и даже писал мистические романы. В начале прошлого века оккультизм был очень модной, но закрытой и малоизученной темой, так что практикующий ученый-мистик не мог остаться без внимания спецслужб. На деятельность Барченко быстро обратил внимание Глеб Бокий - начальник Специального отдела ОГПУ СССР. Основным направлением деятельности этого подразделения была радиотехническая разведка и дешифровка кодов (по сути, ведомство Бокого являлось аналогом Агентства национальной безопасности США - NSA/CSS), однако собранные под крылом Спецотдела ученые успешно работали и в смежных областях. В частности, химики Спецотдела разработали технологию производства пиробумаги, мгновенно сгоравшей от малейшей искры - впоследствии из нее делали одноразовые шифрблокноты.Самое необычное явление, с которым когда-либо сталкивались исследователи Кольского полуострова, известно под названием мерячение - так на Севере называют необъяснимое поведение людей, похожее на массовый психоз. Возникает оно внезапно, внешне напоминает состояние транса, причем при попытках вернуть «заболевших» в нормальное состояние заторможенность сменяется агрессией. Иностранные исследователи Русского Севера называли такое состояние «арктической истерией» и считали, что его причиной служат природные особенности региона, в частности, недостаток кальция в питьевой воде.

Глеба Бокого историки называют родоначальником российской криптографической службы

При поддержке ОГПУ ученый-мистик Барченко открыл в Москве несколько лабораторий (в Политехническом музее, Московском энергетическом институте и Всесоюзном институте экспериментальной медицины), выступал экспертом при обследовании гипнотизеров (одним из известных людей, сдавших экзамен на сверхъестественные способности, был режиссер второго МХАТА Валентин Смышляев) и разработал методику выявления лиц, склонных к криптоанализу. Но самое главное, Барченко убедил своего влиятельного куратора в необходимости масштабной экспедиции к саамским нойдам - за тайной мерячения. Что именно раскопал на Кольском полуострове энтузиаст-мистик и насколько глубоко он сумел проникнуть в оккультные техники поморских шаманов, неизвестно - отчет о служебной командировке сотрудников советских спецслужб в Поморье никогда не публиковался и до сих пор находится в архивах ФСБ.

Александр Барченко (крайний справа) со своими учениками в одной из северных экспедиций

Сам же Барченко не сумел удержаться на грани науки и мистики, переступил опасную черту и за участие в масонской организации «Единое трудовое братство» вместе с комиссаром государственной безопасности Боким был приговорен Военной коллегией Верховного Суда СССР к высшей мере наказания.

 

Рекомендованные статьи