Сорокин, нойды и подводные лодки
Военные корабли, «обрезанные под киль» линией горизонта, были похожи на мишени из игры «Морской бой». Крайний слева - малый противолодочный. Тот, что дальше, - буксир-спасатель. А судно с высоким бортом и «спиленной» кормой, скорее всего, обеспечивает водолазные спуски. Какой я молодец, что прихватил с собой бинокль! И плохо, что не взял длиннофокусный объектив - глядишь, и удалось бы сделать фоторепортаж о том, как в акватории Белого моря военные спасатели искали атомную подводную лодку «Воронеж». Субмарина, входящая в боевой состав Северного флота, подала сигнал бедствия за несколько часов до нашего приезда на берег Кандалакшского залива.
Подлодка всплыла! Но сначала долго «водила жалом» перископа по берегу и наверняка засекла групповую наземную цель - семь автомобилей Land Rover Discovery, растянувшихся колонной у каменистой отмели. Спасательная операция была учебной, но искали лодку по-настоящему, с использованием специально подготовленных сил и нового оборудования - об этом отрапортовала пресс-служба Министерства обороны. Тринадцать лет назад так должны были спасать однотипный «Курск», но тогда… Было нечем и некому: «Она утонула».
Отсмотрев куцые кадры неудачной фотосъемки, я пришел к выводу, что пресс-служба Министерства обороны слукавила: кроме лодок «Воронеж» и «Магнитогорск» в учениях на Белом море принимала участие еще одна субмарина - подводный ракетоносец четвертого поколения (проект 885 «Ясень»), существующий пока в единственном экземпляре.
Мы же свое погружение в атмосферу Русского Севера начали в районе Мурманска, стартовав по трассе Кола в сторону норвежской границы. Не доезжая погранзоны, уйдем на полуостров Средний, переедем на Рыбачий, потом вернемся на юг - и через Хибины проберемся на берег Белого моря. Если все сложится удачно, то, проехав около 2000км по дорогам Поморья, мы встретим все типы покрытия, которые заложены в систему управления трансмиссиями наших автомобилей: глубокую колею, камни, песок и даже снег.
Глубина бродов на полуострове Рыбачий — понятие относительное. При низкой воде они проезжие для любого внедорожника, а в прилив здесь может «утонуть» даже подготовленная машина
Контрольно-пропускной пункт Титовка, на котором два года назад мне уже пришлось отмечаться у пограничников, на этот раз оказался необитаем: шлагбаум открыт, на вагончике замок. Местные жители говорят, что «окно в Европу» приоткрыли лишь временно, но ближе к осени всех въезжающих в Поморье туристов опять будут брать на карандаш. Правильно! Только кордон надо ставить чуть дальше, возле съезда на грунтовку. Всем выдавать пакеты для мусора, а на обратном пути контролировать, чтобы никто не возвращался порожняком - похоже, это единственный способ ликвидировать следы воскресных пикников, которых здесь стало уж слишком много. Ну а солдатам-срочникам, заканчивающим службу в местных частях, я бы предложил в качестве «дембельского аккорда» стереть с придорожных скал незамысловатые автографы их сослуживцев.
Береговую батарею, размещенную на полуострове Средний, с акватории Баренцева моря не видно — орудия установлены далеко от береговой линии, на закрытой позиции
Граница цивилизации - это поворот на полуостров Средний. На обычных автомобилях дальше не проехать, так что туристов к берегу Баренцева моря возят на подготовленных ульяновских «буханках» или экспедиционных «шишигах», переделанных во всепролазные автобусы. Немудрено, что английский Land Rover выглядит в этих краях городским пижоном. Чтобы нивелировать неловкость перед местными - хоть телогрейку надевай, подъехать на такой машине к деревенскому клубу, да еще заявиться на танцы я бы не решился: побьют! И как ни задирай пневмоподвеску и что ни накладывай в экспедиционный багажник, на северах все равно будешь выглядеть чужаком. Но зато не нужно никакого экстремального тюнинга! На север Кольского полуострова мы приехали на обычных Discovery четвертого поколения с нехитрыми внедорожными доспехами: защитой двигателей, шинами Goodyear Wrangler DuraTrac и шноркелями - «дыхательными трубками» для моторов. Актуальны они и потому, что из-за приливов-отливов и активности мелких речек глубина одного и того же брода может за несколько часов измениться на метр. Чем это чревато, мы, увы, знаем по кавказской экспедиции восьмилетней давности.
Под капотом - трехлитровый V-образный турбодизель, который в своей новейшей версии развивает 256л.с. и 600 Нм крутящего момента. Если кратко, то мотор великолепен! Грунтовые подъемы Discovery уверенно берет на низких оборотах, без надрыва карабкается по камням - и не в последнюю очередь благодаря широкой «полке» крутящего момента позволяет точно дозировать тягу. На мой взгляд, V-образный трехлитровый турбодизель - это самый подходящий двигатель для машин такого класса! А в тандеме с восьмиступенчатой автоматической коробкой, как на наших машинах, он позволяет вообще не думать о нюансах внедорожной езды - и просто глазеть по сторонам.
А глазеть надо в оба! Северная природа отлично камуфлирует рельеф, и даже вооружившись GPS-навигацией с точками и треками, вы рискуете упустить из виду кучу интересного. Едва ли не в каждой сопке здесь есть каменные пещеры, а в скалах - гроты. На тропах ущелья Муста-Тунтури сохранились военные укрепления (и наши, и немецкие). Еле заметные бугорки вдоль линии горизонта - это ДОТы и ДЗОТы линии обороны в предвоенные, военные и послевоенные годы. Но самое сильное впечатление производят прибрежные укрепрайоны.
Прибрежные камни привлекают взгяд теплыми тонами, вода завораживает южными оттенками, но картинка обманчива: здесь редко бывает комфортная температура и дует так, что временами страшно выходить из машины
Вросшая в скалы орудийная башня кажется жутковатой декорацией к компьютерной «стрелялке». Подземелье тоже не источает гостеприимства. Включаю фонарь, протискиваюсь в узкий лаз… В каменном саркофаге сыро, деревянные двери давно сгнили, но механизмы орудий смазаны, системы подачи снарядов и зарядов исправны, а ложементы для боеприпасов лишь слегка тронуты ржавчиной. Есть даже кубрики для отдыха боевого расчета! Но смотришь на белый свет глазами наводчика - и ничего не понимаешь: на директрисе огня сплошные скалы и сопки - куда палить-то? Во время стрельбы с закрытой позиции наводчик орудия действительно не видит цели, а действует только по командам корректировщика огня.
Вон там, над морем, можно разглядеть еле заметный «скворечник». В нем и располагались «глаза» береговой батареи. Зная координаты цели, артиллерист-вычислитель определял дальность, вносил поправки (на ветер, износ стволов, особенность боеприпасов и т.д.) - и выдавал установки для прицела и зарядов. Бабах! - перелетев через сопку по навесной траектории, снаряд попадал в расчетную точку.
По мере продвижения на север лес постепенно превращается в лесотундру, лесотундра — в тундру, ну а прибрежная, самая продуваемая часть полуострова Рыбачий выглядит каменной пустыней с редкой и хилой растительностью
Но орудийный блок, в который я забрался, по боевым целям не стрелял: комплекс береговой обороны полуострова Средний был построен в начале пятидесятых годов прошлого века. А во время войны на его месте располагалась знаменитая 221-я береговая батарея Северного флота, которая держала под прицелом входной фарватер залива Петсамо, мешая немцам вывозить оттуда никелевую руду. Вот та батарея постреляла знатно!
Снежный занос, попавшийся на пути нашего каравана в Хибинах, оказался непроходимым: пришлось расчехлять лопаты
Следов войны, как холодной, так и горячей, на скалистом берегу Баренцева моря много, так что если хотите «выкачать» из российского Приполярья максимум впечатлений, не пожалейте денег на гида. Местные проводники с автомобилем-эвакуатором (УАЗ или ГАЗ-66) берут за свои услуги от семи до десяти тысяч рублей в сутки, но экскурсии устраивают незабываемые, причем любой тематики.
Есть, пожалуй, только одна сфера, погрузить в которую не возьмется ни один гид. Нойды. Слышали такое слово? Так в Поморье называют шаманов народности саами. Считается, что они владеют особой техникой зомбирования людей и славятся творческим подходом к проведению ритуальных обрядов. Для народности саами (на Кольском полуострове их еще называют лопарями), не имевшей своей письменности, поморские шаманы на протяжении веков были единственным связующим звеном с внешним миром. Главными врагами служителей культа и искоренителями шаманской культуры в Поморье считают большевиков, хотя и в буржуазной Скандинавии с саамским шаманизмом боролись ничуть не меньше. Например, власти Норвегии потратили немало сил, чтобы искоренить не только оккультные обряды и шаманскую атрибутику, но даже национальную саамскую одежду.
Пустошь в районе древнего села Кузомень на Кольском полуострове — это самая северная песчаная пустыня в мире. И красноречивый пример того, что может произойти с почвой при необдуманной вырубке леса
Врать не буду: настоящих нойдов на Кольском полуострове я не встретил. Но, поверьте моему опыту, что и само попадание в эти края для жителя средней полосы - уже сильный стресс. Крыша может «уехать» и без помощи шаманов, причем полярный день, напрочь сбивающий все биоритмы, только усиливает воздействие. На часах полтретьего ночи, а вокруг светло, как днем! И совсем не хотелось спать. Нечто похожее, помнится, было со мной в Карелии, во время поисковой экспедиции с «черными копателями», от которых я впервые узнал о случаях трансформации сознания и потери пространственной ориентации. Дескать, люди отходили от костра на сотню метров - и пропадали на несколько дней. Но те ребята «шаманили» по куда более простой методике, с использованием трав-«трансформеров» и «пространственно-ориентированных» грибов.
Спираль из камней, выложенная недалеко от устья реки Нивы, — это один из семи известных лабиринтов, построенных древними людьми. Какую функцию выполняли эти странные сооружения, неизвестно, но среди мистических, космических и оккультных версий происхождения орнамента есть и вполне земная. Возможно, что кандалакшский лабиринт — это схема-чертеж рыбной ловушки, которую поморы ставили у берега во время отлива, — именно такой способ ловли рыбы показан в известном фильме Кукушка
Обогнув полуостров Средний по западному берегу, мы отправились в Хибины - искать зиму. А приехав в Кировск и забравшись в ближайшее горное ущелье, стали свидетелями природного феномена: палящее солнце, ледяной ветер, снег - и комары! Судя по яростным атакам, приполярные кровососы в этих условиях только закаляются и крепчают. Ну а сугробы в Хибинах в середине июня встречаются такие, что приходилось расчехлять лопаты и вырабатывать особую тактику езды. Нагло форсировать тяжелый талый снег здесь бесполезно, и если хочешь проехать, то крадись на цыпочках, стараясь не останавливаться, не блокировать колеса и не буксовать. Горный «ассистент» Hill Descent Control, который устанавливается на Discovery, показал себя в этих условиях вполне работоспособным, однако при наличии восьмиступенчатой трансмиссии мне было комфортнее тормозить передачами, используя «ручной» режим управления. Так и скорость спуска контролировать удобнее. Ну а если честно, то ездить здесь на автомобилях - моветон: в Хибинах надо гулять пешком.
Чудес не бывает: система Terrain Response работает до тех пор, пока шины в состоянии реализовывать сцепной момент
Переезд из снежных предгорий в песчаную пустыню занял несколько часов. Берем курс на Апатиты, поворачиваем в сторону Умбы - и, проехав вдоль русла речки Варзуги, оказываемся в деревне Кузомень. Сто лет назад здесь был хвойный лес. А портовый поселок, через который шла бойкая торговля рыбой и пушниной, процветал и расширялся. Но алчная вырубка деревьев, пожары и перевыпас скота привели к тому, что в устье реки Варзуги на берегу Белого моря образовалась самая северная песчаная пустыня в мире. Песок здесь крупный, плотный, но настолько сыпучий и коварный, что для постоянной эксплуатации Discovery в этой местности пришлось бы перекалибровывать систему Terrain Response. Чтобы безопасно тронуться с места, приходилось переводить селектор в положение Rocks (в нем практически исключается пробуксовка колес) - и, только-только набрав минимальную скорость, на ходу переключаться в Sand. И, конечно, помнить о главном правиле, которое универсально для прибрежной «пудры» и других регионов: чем ближе к воде - тем тверже и плотнее покрытие.
На Кольском полуострове есть места для цивилизованного размещения туристов, но чтобы вкусить всю прелесть Русского Севера, ночевать рекомендую в палаточном лагере. Ставить палатки следует на открытом, хорошо продуваемом месте — это лучшее средство от комаров!
В этом году команда Land Rover планирует организовать еще как минимум три путешествия в непролазные регионы России. И если после каждой из таких поездок англичане будут анализировать и, возможно, корректировать алгоритмы работы «виртуальной» трансмиссии, то российские Discovery могут обзавестись и региональными настройками. Отправляясь покорять бездорожье, можно будет выбирать, например, между сочинским и крымским песком, снегами средней полосы и Камчатки, а в режиме Rocks указывать, в какие именно горы на территории России вы хотите поехать. Смешно? Но вспомните: ведь самый первый «переключатель бездорожья», появившийся в 2004 году на Discovery третьего поколения, тоже вызывал ироничные улыбки…
Паспортные данные | ||
---|---|---|
Автомобиль | Land Rover Discovery | |
Число мест | 5 | |
Размеры, мм | длина | 4830 |
ширина | 1915 | |
высота | 1885 | |
колесная база | 2885 | |
колея спереди/сзади | 1605/1610 | |
дорожный просвет | 185 | |
Глубина преодолеваемого брода, мм | 600 | |
Диаметр разворота, м | 11,4 | |
Угол въезда, град. | 32,2 | |
Угол съезда, град. | 26,7 | |
Угол рампы, град. | 157 | |
Снаряженная масса, кг | 2505 | |
Грузоподъемность, кг | 675 | |
Двигатель | турбодизель | |
Расположение | спереди продольно | |
Число и расположение цилиндров | V6 | |
Рабочий объем, см3 | 2993 | |
Степень сжатия | 16:1 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 256/188/4000 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 600/2000 | |
Коробка передач | автоматическая, 8-ступенчатая | |
Передаточные числа | I | 4,71 |
II | 3,14 | |
III | 2,11 | |
IV | 1,67 | |
V | 1,29 | |
VI | 1,0 | |
VII | 0,84 | |
VII | 0,67 | |
задний ход | 3,32 | |
главная передача | 3,32 | |
демультипликатор | 2,93 | |
Привод | постоянный полный | |
Передняя подвеска | независимая, двухрычажная, пневматическая | |
Задняя подвеска | независимая, двухрычажная, пневматическая | |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | |
Задние тормоза | дисковые, вентилируемые | |
Максимальная скорость, км/ч | 180 | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 9,3 | |
Расход топлива, л/100 км | городской цикл | 9,8 |
загородный цикл | 8,1 | |
смешанный цикл | 8,8 | |
Выбросы CO2, г/км | 230 | |
Емкость топливного бака, л | 82 | |
Топливо | дизельное |
Арктическая истерия
Одним из самых известных ученых, изучавших феномен мерячения, был Александр Васильевич Барченко, которого историки называют пионером российских, а потом и советских паранормальных исследований. В начале прошлого века он с головой окунулся в оккультные технологии, ставил практические опыты по телепатии (передачи мыслей на расстоянии) и даже разработал приборы, позволявшие фиксировать и отслеживать этот эффект. Особое внимание Барченко уделял гипнотическим техникам, которые используются во время шаманских обрядов, дотошно изучал древние учения, пытался понять и перенять ритуальные практики, ставил разнообразные психологические эксперименты и даже писал мистические романы. В начале прошлого века оккультизм был очень модной, но закрытой и малоизученной темой, так что практикующий ученый-мистик не мог остаться без внимания спецслужб. На деятельность Барченко быстро обратил внимание Глеб Бокий - начальник Специального отдела ОГПУ СССР. Основным направлением деятельности этого подразделения была радиотехническая разведка и дешифровка кодов (по сути, ведомство Бокого являлось аналогом Агентства национальной безопасности США - NSA/CSS), однако собранные под крылом Спецотдела ученые успешно работали и в смежных областях. В частности, химики Спецотдела разработали технологию производства пиробумаги, мгновенно сгоравшей от малейшей искры - впоследствии из нее делали одноразовые шифрблокноты.Самое необычное явление, с которым когда-либо сталкивались исследователи Кольского полуострова, известно под названием мерячение - так на Севере называют необъяснимое поведение людей, похожее на массовый психоз. Возникает оно внезапно, внешне напоминает состояние транса, причем при попытках вернуть «заболевших» в нормальное состояние заторможенность сменяется агрессией. Иностранные исследователи Русского Севера называли такое состояние «арктической истерией» и считали, что его причиной служат природные особенности региона, в частности, недостаток кальция в питьевой воде.
Глеба Бокого историки называют родоначальником российской криптографической службы
При поддержке ОГПУ ученый-мистик Барченко открыл в Москве несколько лабораторий (в Политехническом музее, Московском энергетическом институте и Всесоюзном институте экспериментальной медицины), выступал экспертом при обследовании гипнотизеров (одним из известных людей, сдавших экзамен на сверхъестественные способности, был режиссер второго МХАТА Валентин Смышляев) и разработал методику выявления лиц, склонных к криптоанализу. Но самое главное, Барченко убедил своего влиятельного куратора в необходимости масштабной экспедиции к саамским нойдам - за тайной мерячения. Что именно раскопал на Кольском полуострове энтузиаст-мистик и насколько глубоко он сумел проникнуть в оккультные техники поморских шаманов, неизвестно - отчет о служебной командировке сотрудников советских спецслужб в Поморье никогда не публиковался и до сих пор находится в архивах ФСБ.
Александр Барченко (крайний справа) со своими учениками в одной из северных экспедиций
Сам же Барченко не сумел удержаться на грани науки и мистики, переступил опасную черту и за участие в масонской организации «Единое трудовое братство» вместе с комиссаром государственной безопасности Боким был приговорен Военной коллегией Верховного Суда СССР к высшей мере наказания.