Электромобили Toyota: один необычнее другого

Фото: компания Toyota | Роман Тарасенко

 Тишина! На тойотовском полигоне Фудзиока, что раскинулся между горами близ города Тойота-Сити, не работает ни одного двигателя внутреннего сгорания. И я приехал сюда не для того, чтобы нарушить эту идиллию и сжечь очередную порцию углеводородов. Тема сегодняшнего дня - электромобили. Один необычнее другого!

Toyota давно экспериментирует с персональными транспортными средствами - одноместный концепт-кар Toyota PM (Personal Mobility) был показан более десяти лет ­назад. Но пока тойотовцы строили опытные образцы, французы запустили в серию Renault Twizy. Об этой вуатюретке японцы отзываются сдержанно - мол, хорошая машина, да и решиться на ее серийное производство дорогого стоит. Но, оказывается, у Тойоты уже есть достойный конкурент для Twizy!

 

Электромобили семейства COMS выпускает подразделение Toyota Auto Body, основная деятельность которого — производство внедорожников Land Cruiser, минивэнов Alphard, гибридов Pruis и еще нескольких моделей. Но COMS несет собственную эмблему подразделения и продается через отдельную торговую сеть. На фото — самая дорогая версия T-COM за 10 тысяч долларов: с пассажирским сиденьем над задней осью и пластиковыми дверями

Прошлым летом в подразделении Toyota Auto Body начали выпускать крохотные электромобили COMS. В базовой версии это фактически одноместная тележка для гольфа - без дверей и с открытой площадкой вместо багажника. По длине COMS слегка превосходит Renault Twizy (2395 мм против 2338 мм), зато в ширину японская модель заметно меньше­ французской (1095 мм против 1237мм). Электромоторчик на задней оси - мощностью 5 кВт, хотя при равномерном движении отдача ограничена на уровне 0,59кВт. Максимальная скорость - 60 км/ч, одной зарядки хватает на 50 км по японскому ездовому циклу JC08, а зарядка от обычной 110-вольтовой розетки занимает шесть часов. Базовый B-COM в Японии можно купить всего за 6680 долларов, а двухместный T-COM, у которого сиденье пассажира расположено над задней осью, а дверцы выполнены из пластика, стоит почти 10тысяч долларов. Неплохо, ведь во Франции базовый двухместный Renault Twizy без дверей стоит 7240 евро, то есть 10060 долларов. Чего же боле?

- Основной недостаток этих машинок - ширина, - рассуждает тойотовский инженер Макото Морита. - Из-за сильно выступающих колес и Twizy, и даже COMS недостаточно проворны в плотном городском потоке. Поэтому и появилась Toyota i-Road.

Это i-Road: кресло двигается на салазках, но узенькая спинка не поддерживает лопаток. Вместо внутренних дверных рукояток — матерчатые петли, а стекла в дверях держатся в верхнем положении на кнопках. Приопустить стекла нельзя — только «уронить» до конца
Переключение режимов работы «трансмиссии» — клавишами слева от панели приборов, а стояночный тормоз — с ножным приводом
0 / 0

Что за аппарат? Передние колеса прижаты вплотную к кузову, а поворачивает двухместный i-Road с помощью единст­венного заднего колеса, кренясь набок, будто мотоцикл. За наклоны отвечает связывающий передние колеса рычажный механизм со встроенным электромеханическим актуатором. Цель достигнута: по ширине (870 мм) i-Road - как мотоцикл. В пределах одной полосы дороги или на парковочном месте могут поместиться сразу два «ай-роуда», а диаметр разворота - ничтожные три метра.

Привод - передний: у каждого колеса свой двухкиловаттный электромотор - в сумме получаются те же 4 кВт, что и у базового Twizy. Полного заряда батареи должно хватить лишь на 50 км пробега со скоростью 30 км/ч. Зато время полной зарядки от бытовой розетки - всего три часа. Для города - самое то!

Стандартный разъем для зарядки от бытовой сети расположен спереди, другого не предусмотрено

Как и у Twizy, интерьер - торжество минимализма: простенькая цифровая «приборка», слева от нее - клавиши управления трансмиссией. По сравнению с первым образцом, представленным год назад в Женеве, «квадратный» штурвал заменен привычным рулем, а в дверях появились стекла, поднимать и опускать которые нужно вручную.

Перед поездкой Морита-сан напутствует меня: «Не пытайся заваливать его весом своего тела - он сам знает, когда и в какую сторону наклониться. Сиди, как в машине, и просто крути руль и дави на педали».

Пристегнул трехточечный ремень безо­пасности, нажал на «газ» - и... В первом­ же повороте машина заваливается набок! А я едва не выношу коленом хлипкую пластиковую дверцу в инстинк­тивной попытке выставить ногу. Страшно! Привыкший к «автомобильным» ощущениям вестибулярный аппарат сходит с ума еще и потому, что поворачивает машинка задним колесом. Хвост виляет собакой! Если вы пробовали на машине разогнаться задним ходом хотя бы до 15-20 км/ч, а потом дернуть руль, то поймете, о чем я говорю. Реакция на поворот баранки острейшая!

Обещанный запас хода на полной зарядке аккумулятора — 50 км, но в реальности — не более 30 км
Угол наклона (до 25 градусов) электроника «ай-роуда» вычисляет на основе данных о скорости и угле поворота руля. А на дороге с поперечным уклоном система позволяет сохранять вертикальное положение
0 / 0

К концу первого круга испытательной трассы я начал привыкать. Мотоциклетные навыки и впрямь не нужны: i-Road сам заваливается на необходимый угол в зависимости от скорости и угла поворота руля - в том числе и при движении задним ходом. Если входить в виражи быст­рее и резче, то электротрайк кренится сильнее, но держит траекторию, попутно «прикусывая» передние колеса.

Стоп, но Морита-сан же говорил, что АБС у «ай-роуда» нет, а значит - нет и ­системы стабилизации! Но на самом деле стабилизирующая электроника тормозит передние колеса с помощью элект­ромоторов - уменьшением тяги вплоть до рекуперативного торможения. А вдобавок электроника ограничивает угол поворота заднего колеса (механической связи с рулем здесь нет), компенсируя это небольшим увеличением крена. Главная цель - не дать трехколеске упасть на бок. Для этого инженеры максимально опустили центр масс (30-килограммовая тяговая батарея размещена под полом), а максимальную скорость ограничили на уровне 45 км/ч, хотя машинка способна разогнаться и до шестидесяти.

Обратно на парковку я возвращался­ с грустью: хочу еще! Вот бы поездить по городу со спокойным трафиком - вроде Токио. Причем можно даже взять с собой пассажира, но только при условии, что оба седока будут такими же субтильными, как Морита-сан.

Но главное - у этой трехколески есть будущее! В последние годы подобные персональные элетрокары показывали и Opel, и Volkswagen, и даже Audi, но где они теперь? А Toyota к концу прошлого года изготовила семь «ай-роудов», причем в Тойота-Сити они уже доступны для публичного тест-драйва: любой желаю­щий может прокатиться на чудо-каракатице по дорогам общего пользования. До конца года японцы обещают сделать 20-40машинок, а тестовая эксплуатация будет запущена во французском Гренобле. И если все пойдет по плану, то в 2015 году Toyota i-Road может стать мелкосерийной.

Но куда удивительнее то, что тойотовцы не оставляют надежду запустить в серию электромобили, работающие на водороде.

Этой темой в Тойоте занимаются с 1992 года - с тех пор выпущено несколько партий водородных машин на базе кроссоверов RAV4 и Highlander. В 2011 году на Токийском автосалоне дебютировал концептуальный седан Toyota FCV-R, который спустя два года эволюционировал в четырехдверку FCV.

Закамуфлированный прототип водородомобиля построен в кузове гиб­рид­ного седана Lexus HS 250h (справа), который, в свою очередь, создан на платформе Авенсиса, но с агрегатами от американского седана Toyota Camry Hybrid

Сам седан за это время подрос (4870мм в длину против 4745 мм у прежней версии), но блок топливных ячеек, наоборот, стал компактнее и переехал из центрального тоннеля под передние сиденья, хотя у последнего хондовского­ «концепта» FCEV, показанного осенью в Лос-Анджелесе, он и вовсе помещается под капотом. Удельная отдача электрохимического генератора выросла более чем вдвое - до 3 кВт/л (как у Хонды), а пиковая мощность - 136 л.с. При этом тяговый электромотор специально установлен менее мощный (122 л.с.) - чтобы у водородной установки был небольшой запас мощности. Вместо четырех баков для водорода в багажнике - два баллона побольше, расположенных под задним диваном и полом багажника, хотя давление прежнее - 700 атм.

Но на полигон тойотовцы привезли не концептуальный FCV, а закамуфлированные «мулы» - с кузовами от серийных гибридов-близнецов Toyota Sai/Lexus HS для японского рынка. И это гибридное родство вовсю проявляется в водородном автомобиле: ездить резво он не обучен, даром что электромотор выдает максимальные 260 Нм крутящего момента уже с нулевых оборотов.

Интерьер прототипа — почти как у серийного Лексуса, но вместо «родной» комбинации приборов — отдельная «коробка» с дисплеем и кучей контрольных ламп. Центральный тоннель массивнее, а передние сиденья установлены выше, ведь под ними расположен электрохимический генератор

Старт с места - плавный и мягкий, подхват на средних скоростях - едва заметный. А в салоне… Нет, не тишина. При нажатии на педаль тока из-под пола доносится змеиное шипение - это работает электрохимический генератор. Чем сильнее нажмешь - тем слышнее шипение. В остальном - обычный автомобиль. Точнее, обычный тойотовский гибрид: он неплохо слушается руля, надежно тормозит и не дарит ровным счетом никакого удовольствия от вождения.

Зато обещанный запас хода вполне автомобильный - не менее 500 км, причем это «реальный» пробег, а по условному японскому циклу JC08 японцы намерили аж 700 км. А еще Toyota FCV может играть роль передвижной электростанции - на случай перебоев с электричеством при стихийных бедствиях. По словам японцев, запаса водорода в баках должно хватить для того, чтобы обеспечивать электричеством среднестатистическую японскую семью в течение одной недели.

А это — концептуальная Toyota FCV, показанная в ноябре на автосалоне в Токио. По длине (4870 мм) и ширине (1810 мм) — почти Camry, но водородомобиль на 55 мм выше серийной машины (1535 мм)

Тойотовцы готовы запустить FCV в серию уже в следующем году. По их словам, «водородные» технологии дешевеют - и электрохимические генераторы, и композиты для производства баллонов. Солидную экономию дает использование узлов от серийных гибридов: например, никель-металлогидридная буферная батарея у FCV - от седана Toyota Camry Hybrid. Принятый в опытную эксплуатацию в 2008 году водородный Highlander FCHV-adv в Японии стоил 100 млн иен, что на тот момент составляло около миллиона долларов. Сейчас водородный седан обходится на порядок дешевле, а в случае массового производства цену удастся снизить еще вдвое, до 50 тысяч долларов.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи