Подключенный конвой: как компания Jaguar Land Rover автоматизирует внедорожную езду

Фото: Василий Костин | компания Jaguar Land Rover

Больше половины заводского полигона компании Jaguar Land Rover в Гейдоне отдано под разные внедорожные трассы. Поэтому на развитие бортовой электроники здесь смотрят под особым углом: с этих укатанных грунтовок и раскисших тропинок. Инженеры даже взялись автоматизировать... внедорожную езду!

Первым по тестовому внедорожью ползет серый Discovery, а белый Range Rover Sport отстает на пару десятков метров. Перед каменистым подъемом человек за рулем Disco тормозит, чтобы переключить «внедорожные» режимы. А на дисплее второй машины тут же загорается транспарант «автомобиль 01 остановился», а потом — «драйвер автомобиля 01 сменил программу Terrain Response». Потому что это не просто конвой, а Connected Convoy: обе машины обмениваются информацией по радиоканалу.

Пока система Off-road Connected Convoy работает так: данные с машины-лидера выводятся инженеру на планшет

Интересно, готовят ли англичане сообщение «Джентльмены, идите за трактором»? И вообще, кому пригодится такая система, если комплект недорогих раций справится с задачей как минимум не хуже?

Но в Гейдоне экспериментируют. Современная электроника предоставляет массу возможностей — как бы ими воспользоваться?

Выбирать курс на бездорожье — дело водителя, а вот скоростью руководит «внедорожный автопилот» TBSA
На крыше экспериментальной машины установлены объективы стереокамеры, данными с которой руководствуется TBSA
На дополнительном экране — то, что видит «машинное зрение» системы TBSA
0 / 0

Вот передо мной другой Range Rover: окуляры стереокамеры над лобовым стеклом и выносной монитор на панели приборов выдают присутствие опытной системы TBSA (Terrain-based Speed Adaption), которая обучена сама выбирать оптимальную скорость движения. Например, как только электроника замечает пересекающий тропу ручей, она замедляет машину. Причем знаете, на что именно реагирует компьютер? На отражение неба в ручье!

Другая система, завязанная на стереокамеру, попроще: разработанный фирмой Bosch ассистент подсказывает, пройдет ли машина между препятствиями по ширине и высоте. Причем это нужно не только на бездорожье: например, система может учитывать, что на багажнике сверху стоят велосипеды. Теперь не сунешься на парковку, забыв про них: машина сама подскажет, что делать этого не стоит.

Кто назовет навскидку высоту своей машины: 1,8 или 1,9 метра? Ассистент фирмы Bosch избавит от неприятных раздумий перед въездом на крытую стоянку
Так выглядит интерфейс ассистента: на первом слайде — основной экран...
...на втором — режим выбора багажника на крыше
0 / 0

А как вам Range Rover, который сам определяет тип покрытия? Пока что этим занимаются два простейших ультразвуковых датчика, направленных в землю перед машиной. Сонары излучают тестовый сигнал, принимают отраженный — и сравнивают его с базой данных, в которую зашиты характерные отражения от песка, укатанной земли, гравия, снега, льда, травы... Даже макетный образец справляется с задачей вполне уверенно — Terrain Response скоро сможет переключать режимы самостоятельно!

В синей коробочке на переднем бампере — ультразвуковые датчики, «прощупывающие» грунт: тип покрытия определяется уверенно — и пока что отображается на экране в виде подсказки

Правда, алгоритмы до сих пор неидеальны: мы не раз замечали, что на некоторых типах песка Ленд Роверы с системой Terrain Response лучше ведут себя в положении Снег. И надеюсь, последнее слово все равно останется за водителем, который сможет игнорировать решения электроники.

Само собой, в Гейдоне работают и над обычными «дорожными» вариантами систем. Например, меня прокатили на Ягуаре, который позволяет прицепиться к ведущему и ехать за ним на автопилоте с минимальной дистанцией в несколько метров. На скорости 80 км/ч машина подбирается к лидеру так близко, как даже в Москве не ездят!

«Умный» автопилот с обменом данными между машинами позволяет при езде по шоссе сохранять минимальную дистанцию

Однако — спокойствие, только спокойствие: время реакции системы близко к нулю, и в случае чего ведомый тормозит не только одновременно с ведущим, но и с тем же замедлением, ведь автомобили обмениваются данными по протоколу Car2Car. Такая езда колонной позволяет снизить аэродинамическое сопротивление ведомых, которых может быть несколько, и тем самым уменьшить расход топлива. А при потере связи с лидером машины должны сами «растягиваться» по шоссе.

Простая, но удобная идея: бортовая мультимедия сможет проконтролировать наличие всего багажа на борту, если в сумки положить метки-тайлы
Простая, но удобная идея: бортовая мультимедия сможет проконтролировать наличие всего багажа на борту, если в сумки положить метки-тайлы
0 / 0

Впрочем, такие системы испытывают и шведы из Volvo, и многие другие члены консорциума Car2Car, который подразумевает создание единого индустриального стандарта по обмену данными между автомобилями. Параллельно идет работа над системами обмена данными V2I, Vehicle-to-Infrastructure, — грубо говоря, с машинами будут «разговаривать» светофоры, столбы, передвижные знаки дорожных работ... Сейчас тестируется несколько вариантов передачи данных: по сетям LTE, по специализированному протоколу DSRC (Dedicated Short Range Communications), по только создающемуся стандарту LTE-V (он не требует наличия сотовой связи) и по обычному Wi-Fi. А этой осенью начнутся тесты на реальных дорогах: при содействии местных властей инженеры Гейдона обустроили 65-километровый маршрут в окрестностях Ковентри.

В мультимедиа-системе новых Ягуаров есть приложение, отслеживающее ход Уимблдонского турнира. Воистину, без таких «фишек» англичане не были бы англичанами!

А еще мне показали Discovery следующего поколения! Но увы, пока вынужден молчать, слово дал. Однако как только снимут эмбарго, расскажу все!   

Рекомендованные статьи