Как семейной фирме Крамеров удается доминировать на американском рынке присадок к дизтопливу?

Фото: Илья Хлебушкин

Штат компании Power Service - меньше полусотни человек, химиков всего трое, а единственная лаборатория занимает комнату в небольшом коттедже. Как семейной фирме Крамеров удается доминировать на американском рынке присадок к дизтопливу?

Гоночная команда Texas Diesel Power (National Hot Rod Diesel Association) использует присадки Power Service для повышения цетанового числа. Форсированный дизель Cummins 6.7 выдает 2500 л.с. и 4000 Нм, разгон до 100 км/ч — за 1,2 с, до 300 км/ч — за 6 с

Жил да был в середине прошлого века американец Эл Крамер, скромно трудившийся химиком в нефтяном гиганте Texaco. Работу не ленился брать и на дом, в маленькую лабораторию. И в 1956 году в собственной квартире Крамер смешал состав, повышающий морозостойкость дизельного топлива, - и запатентовал одну из первых в мире специализированных депрессорных присадок. То, что мы сейчас зовем «антигель».

А дальше была почти голливудская история про «американскую мечту».

В те годы солярку зимой принято было разжижать простыми народными средствами, в основном доливом в бак изрядной порции бензина или керосина: они разжижали дизтопливо, но серьезно снижали цетановое число и ухудшали смазывающие свойства. А крамеровский состав можно было добавлять в малых, безвредных, дозах - и поэтому присадки потихоньку-полегоньку «пошли».

Крамер, не будь дурак, уволился из Texaco и открыл собственное дело, дав фирме и присадкам имя Power Service. Сын Эд, когда-то помогавший отцу разво­зить на стареньком пикапе заказы клиентам, со временем возглавил фирму и рулит ей по сей день. А маркетингом занимается дочь Крамера - такой вот сугубо семейный бизнес. И узконаправленный: решив не распыляться и бить в одну точку, семейство Крамеров по сей день делает исключительно присадки для дизтоплива.

Сперва единственную в ассортименте присадку-«антигель» попросту смешивали в обычных бочках прямо на улице, возле дома Крамеров к северу от техасского городка Уэзерфорд, - производство в привычном виде, с цистернами и линией розлива заложили неподалеку только в конце 70-х! Впрочем, это не помешало семье исколесить весь континент и к 1976 году завести дилеров в большинстве штатов от тихоокеанского побережья до атлантического. Сейчас название Power Servicе в Америке стало почти нарицательным, как ксерокс или скотч: на рынке дизельных присадок в США доля техасской компании составляет 93%! Остаток делят между собой Gunk, STP, Gumout, Heet и STA-BIL. Не верите? И я не верил, пока специально не объездил несколько разных сетевых магазинов автохимии и гипермаркетов в Техасе и Нью-Йорке.

Но почему тогда эти присадки не известны ни в Европе, ни у нас?

Во-первых, Power Service на заграничные рынки особо и не рвется: помимо Канады кое-какие мелкие поставки есть в Аргентину, Италию и Румынию, а теперь и в Россию (но исключительно по инициа­тиве наших коммерсантов). А главное - Power Service делает ставку не на розницу, а на опт. Ведь на дизтопливе в Штатах ездит по большей части коммерческий транспорт. Поэтому свою дизельную «химию» Крамеры продают, как правило, канистрами, бочками, а то и цистернами. А заказчики присадок - нефтеперерабатывающие и топливные компании, армия, грузоперевозчики, строители, горнодобытчики.

А вторая причина - американский консерватизм. Единственный завод Power Service в Уэзерфорде и сейчас выглядит незатейливо: под палящим солнцем в техасской прерии стоят 50 небольших колонн для хранения ингредиентов. И тут же, прямо под открытым небом, - несколько блендеров, от которых трубы тянутся к скромному, похожему на овощехранилище, ангару с автоматизированными фасовочными линиями.

Но прогресс есть и здесь. В современном дизтопливе гораздо меньше серы, чем раньше. Это помогает снизить токсичность выхлопа, но высокосернистая солярка лучше смазывала трущиеся пары топливной аппаратуры и удерживала воду в эмульгированном виде. А еще сера была... антибиотиком. Да-да, у чистого дизтоплива класса Euro 5 (менее 0,001% серы), а у биодизельного (получаемого из растительных или животных жиров) - особенно, появилась неведомая ранее проблема с микробами! Мне показали пробирку с целой колонией бактерий и грибков, которые завелись в «чистом» дизтопливе: они начинают размножаться в баках или в цистернах хранилищ, которые долго не перемешивали, особенно если тепло и влажно. «Ожившая» солярка становится коррозионно-агрессивной, а взвеси и отложения могут забить фильтры - для таких случаев Power Service делает антибиотик, состав Bio Kleen Diesel Fuel Biocide с антисептиком.

А по большей части Power Service сегодня выпускает не «антигели» в чистом виде, а многоцелевые «поливитамины», к которым в том числе добавлены борющиеся с отложениями моющие присадки. А еще - смазывающие, повышающие цетановое число, антипенные и ингибиторы коррозии. Их содержание, конечно, меняется в зависимости от специализации. Например, есть «летний» Diesel Kleen с упором на смазку, очистку и повышение цетанового числа и «зимний» Diesel Fuel Supplement - то же самое, но с добавкой депрессорных компонентов.

Лично я подобные средства считаю полезными и добавляю их в топливо своего BMW X3 с двухлитровым дизелем M47 последние 30 тысяч километров. И тут уже - как в аптеке: можно покупать витамины по одному, и каждый в отдельности обойдется чуть дешевле (присадки «узкого» действия удорожают литр дизтоплива на 60-80 копеек). Но мне больше нравятся «поливитамины»: я использую Xenum или Power Service. Пусть литр топлива становится дороже примерно на рубль, зато «лечение» - комплексное.

Так выглядит хранилище ингредиентов и одновременно смесительное производство присадок
Главная задача заводской лаборатории — проверка работоспособности присадок в различных образцах товарного топлива
Так выглядит колония грибков в долго хранившемся при высокой влажности малосернистом топливе
0 / 0

Рекомендованные статьи