В тех же стенах, где делали Победу, запуcтили производство кроссоверов Skoda Yeti
История иронична: под занавес года, на который пришелся 80-летний юбилей Горьковского автозавода, в тех же стенах, где когда-то делали Победу, совместно с концерном Volkswagen запустили производство кроссоверов Skoda Yeti. По полному циклу, но пока из импортных комплектующих.
Я был тут 17 месяцев назад, когда VW и ГАЗ только подписали партнерское соглашение до 2019 года, - стоя рядом с запыленным оборудованием, купленным для выпуска Сайберов, газовцы обещали инвестировать 200 миллионов евро. И вот теперь возле потрепанных корпусов, где идет производство коммерческого транспорта, высятся нарядно закатанные в сайдинг цеха, занятые Фольксвагеном: сборочный, окрасочный и сварочный, разместившийся в том самом здании, которое было построено в 1946 году для изготовления кузовов Победы (на его реконструкцию ушла почти половина вложений - 100 млн евро).
Если у производственной площадки может быть карма, то за последние десять лет газовцы умудрились испортить ее окончательно. В 2000 году здесь запускали ГАЗ-3111, в 2008 году - копию седана Chrysler Sebring. Каждый из проектов прожил не больше двух лет: автомобилей ГАЗ-3111 сделали всего 424 штуки, Volga Siber разошлась тиражом в 8933 машины...
- Вот вы, журналисты, часто называете проект Siber провальным, но мы не считаем ошибкой сделку с Крайслером, - уверяет Наталья Варюхина, руководитель проекта Volkswagen/Skoda со стороны ГАЗа. - Мы получили опыт сборки современных автомобилей! Без Сайбера вряд ли сложилось бы наше партнерство с Фольксвагеном...
Шкоды в Нижнем действительно делают на том сборочном конвейере, который остался от Сайбера. В сварочном цеху 25 из 137 роботов - крайслеровские, остальные 112 манипуляторов KUKA закуплены заново. А оставшиеся «американские» роботы будут использованы на мощностях газовского СП с корпорацией General Motors - там наладят сборку седанов Chevrolet Aveo.
Фольксвагеновское производство организовано по трехэтажной схеме, которая применяется на всем ГАЗе: кузова из окрасочной камеры попадают на самый верхний уровень, где с них снимают двери, на среднем уровне проходит основная часть сборки кузова (остекление, установка электрики и интерьера), на нижнем этаже идет подсборка шасси и «женитьба» - соединение кузова с двигателем и ходовой частью, а в конце линии автомобиль обзаводится дверями, оптикой и бамперами. Хотя на ГАЗе тойотовскую систему улучшения качества производства Toyota Production System (TPS) со шнуром-андоном внедрили девять лет назад, фольксвагеновцы сочли нужным использовать и свой собственный постоянный аудит с выборочными и сплошными проверками качества.
Линия крупноузловой сборки, на которой с прошлого октября в Нижнем было собрано 6300 паркетников Skoda, демонтирована - на ее месте теперь склад. Производство товарных Yeti по полному циклу начнется только со следующего года, сейчас по конвейеру идут машины из отладочной партии. В апреле к кроссоверам добавится седан Volkswagen Jetta, а в июле - новая Skoda Oсtavia серии А7.
На мощность 20 автомобилей в час сборочный цех выйдет к сентябрю 2013 года: таким образом, ГАЗ сможет выпускать по 110 тысяч легковушек в год, из которых минимум 15 тысяч придется на Yeti. Вся продукция нижегородской площадки будет предназначена только для российского рынка.
В течение восьми лет локализация должна достигнуть 60-процентного уровня, но пока абсолютно все детали для производства Yeti приходят из Млада-Болеслава.
- Неужели и кузовные детали поставляете из Чехии, несмотря на собственное штамповочное производство в Калуге? - спрашиваю я Петра Линхарта, директора проекта Фольксваген Груп Рус - ГАЗ.
- Из Чехии. Так выгоднее, - отвечает он. - В будущем, конечно, найдем российских поставщиков, но когда это произойдет, пока не могу сказать.
Октавию и Джетту тоже сначала будут делать из привозных частей. Причем в случае с фольксвагеновским седаном поставлять компоненты будет завод в Мексике, откуда только путь контейнеров по морю занимает девять недель! Причем после того как детали пересекут Атлантику, попадут на логистический узел в Европе, а затем в Нижний Новгород, Джетту в нашей стране все еще можно будет прибыльно продать! Вот такая занимательная экономика российской промсборки: «спасибо» нашим таможенным барьерам.
Однако с 2015 года в списке локализованных компонентов для Yeti окажутся даже двигатели: Volkswagen первым из зарубежных производителей начал в России строительство моторного производства, что позволит ему вписаться в новые правила промсборки. Пока подобные планы декларировали также Ford и Renault (на мощностях АвтоВАЗа), но немцы уже в начале декабря заложили камень в фундамент нового завода в Калуге - ежегодно там намерены выпускать 150 тысяч бензиновых «четверок» 1.6 серии EA211.
Таким образом, Volkswagen рассчитывает получить мощности для локального производства в 335 тысяч автомобилей каждый год (из них 225 тысяч - в Калуге), что составит 67% от того уровня продаж в полмиллиона машин ежегодно, на который концерн планирует выйти через шесть лет. Это более чем реально, ведь за неполный 2012 год на нашем рынке продано 315 тысяч автомобилей Группы VW.
Интересно, что ГАЗ в качестве партнера был выбран не только по соображениям экономии на оборудовании, но и из-за наличия готового персонала. Если на калужский завод VW не берут людей с опытом работы в российском автопроме, то на газовском СП из 3500 человек пока только 624 работника - «переученные» фольксвагеновцами. Учебный центр тут начал работать только в феврале этого года, со временем подготовку в нем должны пройти все производственники. Специальностей четыре: логист, рабочий сварочного цеха, маляр и рабочий сборочного производства. Любопытно, что зарплата одинаковая на всем заводе - минимум 25 тысяч рублей: чтобы предотвратить утечку кадров на СП с других производств ГАЗа.