Константин Сорокин отметил юбилей Peugeot пробегом от Томска до озера Байкал

Фото: Константин Сорокин

У Peugeot - региональный юбилей: сто лет назад в России был продан первый автомобиль этой марки. Об истории Peugeot в нашей стране, причем не только автомобильной, я попросил рассказать Андрея Хрисанфова, а сам примкнул к автопробегу, организованному в честь памятного события. Три автомобиля Peugeot 408, за рулем которых в течение двух месяцев побывало аж 180 журналистов, проехали через все дилерские центры Peugeot в нашей стране, намотав более 30 тысяч километров. Я взял на себя участок пути от Томска до западного берега озера Байкал.

О Peugeot 408 наши читатели, кажется, знают все. Или почти все. Седан калужской сборки был героем рубрики Первая встреча, участником сравнительного теста с конкурентами, гостем редакционной «примерочной», а специально купленный нашей редакцией 120-сильный Peugeot 408 с «автоматом» сейчас близок к выходу на финишную прямую ускоренных ресурсных испытаний, которые мы проводим на Дмитровском автополигоне. Но трансроссийская эстафета в тридцать тысяч километров, да с таким количеством разномастных «наездников» - это, если хотите, подлинно народный тест-драйв: бессистемный, да еще и с авантюрным душком.

От Москвы до Западной Сибири машины добирались окольными путями - через Мурманск, Прибалтику, Калининград и центральную часть России, пройдя чуть менее 18 тысяч километров. В пути автомобили дважды проходили регламентное техобслуживание (в Иванове, при пробеге 10000км, поменяли масло и фильтры, а в Новосибирске было проведено полноценное «двадцатитысячное» ТО), однако, встретив караван в Томске, я все же проинспектировал матчасть.

Главными «достопримечательностями» города Ачинска являются глиноземный комбинат и цементный завод. Панорама - убийственная!

К бензиновой машине со 150-сильным турбомотором и шестиступенчатым «автоматом» Aisin (АР №20, 2012) претензий не было: все лампочки горят, шины целые, уровень масла в норме. Отмыть передний бампер от комаров - и можно на выставку. Дизельный автомобиль с механической коробкой передач (АР №20, 2012) тоже оказался без косметических изъянов, однако, проверяя масло в двигателе, я обнаружил, что его уровень заметно ниже контрольного - похоже, что на участке от Новосибирска (где провели ТО) до Томска на этой машине «лупили» отнюдь не в дизельном темпе. На немилосердный стиль езды указывало и то, что сцепление срабатывало в самом конце хода педали.

Третий автомобиль, Peugeot 408 новой серии Sportium (бензиновый 150-сильный мотор и «автомат»), выглядел совсем уставшим. Лобовое стекло треснуто, пластиковый фартук помят, на защите поддона - следы ударов, а на правом заднем колесе - грыжа. Судя по всему, кто-то из коллег слишком прямолинейно трактовал название Sportium, хотя, если не считать элементов декора и 17-дюймовых низко­профильных шин, ничего спортивного здесь нет. А «физкультура» - на уровне. Бензиновый 150-сильный мотор весело крутится по всему рабочему диапазону, «автомат» шустро перебирает диапазоны, а шасси… Peugeot 408 Sportium заметно кренился в поворотах, попутно пропуская на руль дорожную «мелочь», на высокой скорости вынуждал немного подруливать, зато к энергоемкости подвески - ни единой претензии.

У этого указателя очень хотелось повернуть налево...

Заставили поволноваться тормоза. На затяжном спуске решаю пропустить встречную фуру, давлю на педаль - и руль начинает биться в конвульсиях. Ничего подобного при замерах тормозной динамики у «четыреста восьмых» наши эксперты не отмечали, значит, налицо эксплуатационный дефект. Похоже, что кто-то из водителей здорово нагрел тормоза, затем плюхнулся в глубокую лужу - вот диски и пошли «винтом». Знакомо.

Серьезных отличий в поведении 150-сильного Peugeot 408, но уже без спортивного «костюма», я не заметил. Чуть изменился характер реактивного действия на руле, подвеска чуть мягче отрабатывает мелкие неровности, но все это объясняется более высоким профилем 16-дюймовых шин. Тогда зачем в трансконтинентальную экспедицию отправили две практически одинаковые бензиновые машины? Якобы чтобы подтвердить «толерантность» мощных турбомоторов к топливу провинциального качества. С этим проблем и впрямь не было, но я полагаю, что маркетологи опасались, что атмосферные моторы мощностью 110 л.с. и 120 л.с. оставили бы «вялое» впечатление, особенно в тандеме со старым четырехдиа­пазонным «автоматом».

В российской глубинке Peugeot 408 выглядит пижоном, но по идеологии это сугубо провинциальный автомобиль, особенно в дизельном исполнении. Подвеска непробиваемая, багажник огромный, а расход топлива... Рекорд, который поставили коллеги на перегоне Тобольск-Сургут, - 4,3 л/100 км!

Любопытно, что прожорливость бензиновых турбомоторов оказалась заметно меньше ожидаемой: при движении по трассе со средней скоростью более 80км/ч 150-сильные машины с «автоматами» расходовали в среднем по 8-8,5л/100 км. Ну а дизель… Почти всегда 112-сильный «самовоспламеняющийся» Peugeot 408 с пятиступенчатой «механикой» ехал наравне со своими более мощными бензиновыми собратьями. Самую эффективную тягу французский дизель выдает на «полке» 2000-3000 ­об/мин - и если держать стрелку тахометра в этом диапазоне, то даже во время напряженных обгонов можно не отвлекаться на смену пятой передачи на четвертую, уже не говоря о третьей. Расход топлива держался на уровне 6,1-6,3 л/100 км, то есть на одном баке дизельная машина проходила около тысячи километров.

Если ставить дизельный Peugeot 408 «на ручке» против бензинового седана с турбомотором и «автоматом», то выигрыш от езды на солярке в условиях дальних перегонов получается не таким уж и большим - около 700 рублей на каждую тысячу километров (в городе он почти в два раза больше). А если следовать «перестраховочному» предписанию подвергать дизельную машину ТО каждые 10 тысяч километров, в полтора раза чаще бензиновой, то экономия будет и того меньше. Но, по статистике, дизельный двигатель Peugeot DV6CM - это самый беспроблемный в эксплуатации мотор!

Жаль, тормоза дизельного Peugeot 408 при интенсивном замедлении тоже отбивали «чечетку», а это уже повод забить тревогу.

На гравийных участках подвески наших автомобилей демонстрировали завидную энергоемкость, но объезжать камни удавалось не всегда. Морально я был готов к тому, что рано или поздно придется доставать запаску, но ни в Красноярском крае, ни на Ольхоне мы не «убили» ни одного колеса

Городская езда на дизельном Peugeot 408 оставила двоякое впечатление. На парковках и при стесненном маневрировании удивил довольно тяжелый руль - сдавая назад и разворачиваясь, я чувствовал себя водителем грузовика. Быстро трогаться с места иногда мешала задемпфированная педаль газа, «размазанный» привод сцепления (дефект конкретного автомобиля?) и, представьте себе, дефицит тяги на низких оборотах. Чтобы не отставать от потока, приходилось стартовать со светофоров «подпаливая» сцепление, а в движении - постоянно косить глазом на стрелку тахометра. Упала ниже 1500об/мин - тут же переключайся, иначе останешься без тяги. Привод коробки, правда, не для быстрых манипуляций, а при включении пятой передачи частенько бьешь кулаком по коленке соседа.

Где с этим двигателем мука, так это на бездорожье. Вроде и клиренс большой, и свесы не напрягают, но из-за неудобной моментной характеристики мотора чувствуешь себя коровой на льду, причем механическая коробка передач только усиливает ощущение неуклюжести. Сложнее всего на сыпучих грунтах: «внатяг» машина ехать не хочет, а добавляя тяги, ты тут же срываешь колеса в пробуксовку и садишься на брюхо. Думаю, здесь не помешала бы шестиступенчатая коробка, причем с более «короткой» первой передачей - для удобного трогания с места и уверенной езды на малых оборотах. Скорее всего, проблему решил бы и «автомат».

По информации российского представительства Peugeot, автопробег по 54 российским городам завершился без серьезных поломок. На обратном пути из Иркутска в Москву машинам сделали регламентное ТО, отбалансировали колеса, поменяли разбитые лобовые стекла, а на дизельном автомобиле внепланово заменили тормозные колодки. О проблемах с тормозными дисками в официальном пресс-релизе не сказано ни слова.

Палыч-тролль

«Томск город скучный, нетрезвый; красивых женщин совсем нет, бесправие азиатское», - такую характеристику Томску в письме редактору «Новой газеты» А. Суворину дал Антон Павлович Чехов, гостивший в городе в 1890 году по пути на Сахалин. Классика за язык никто не тянул, так что бронзовую фигуру, изображающую писателя в виде тролля, можно считать адекватным ответом томичей. Кстати, надпись на постаменте не лишена самоиронии: «Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку».

Гуляя по улицам Томска, можно увидеть забавный памятник любовнику (говорят, что из-за недовольства городских чиновников свисающую из окна фигуру постоянно переносят с места на место), бронзового электромонтера, домового Ларионыча, памятники капусте, в которой нашли ребенка, домашним тапочкам и счастливому волку - герою известного мультика.

О томских дамах, в отличие от Чехова, судить не берусь, а вот общепит в Томске по меньшей мере самобытный! Например, в придорожной шашлычной Гоар, которая считается у томичей культовым местом, жареное мясо всех сортов готовят в режиме нон-стоп. Отстояв небольшую очередь, можно купить готовый шашлык, а можно сырой, но уже нанизанный на шампуры. Антуража заведению добавляет смог от чадящих мангалов (кулинарное действо разворачивается внутри помещения) и неформальная атмосфера.

Полицейский произвол

Этот мост в Красноярске знаком всем россиянам - он изображен на десятирублевой купюре. Памятник самой банкноте в Красноярске тоже есть

Гротескный пьяница, памятник бумажному червонцу и отлитые в бронзе персонажи из анекдотов про сантехника и его молодого ученика - это неформальные достопримечательности Красноярска. А я бы еще поставил в этом городе памятник порядочным гаишникам. Не смейтесь, я сам таких видел! Катаясь по городу на дизельном Peugeot 408, останавливаюсь на светофоре, через минуту трогаюсь на зеленый, поворачиваю на перекрестке - и тут же вздрагиваю от душераздирающего «кря-кря». Щурюсь от ярких всполохов мигалки, а из полицейского громкоговорителя слышу слова, от которых холодеет спина: оказывается, не заметив запрещающего знака, я повернул «против шерсти» на улицу с односторонним движением! Пока искал в коробке заднюю передачу (ну что за «переключалка»!), сдавал с «аварийкой» назад, вспоминал, где лежит страховка, и мысленно репетировал оправдательную речь, экипаж ДПС растворился в темноте… Да-да, одернув меня, ребята поехали по своим делам, даже не проверив документы! Уверен, что в Москве я бы смог выкрутиться, только сдав деньги на установку памятника водительскому ротозейству…

Экологическая ситуация в Красноярске рождает оригинальные формы социального протеста

Рефлексы правильные: и за столб крепко держится, и бутылку из рук не выпускает!

Peugeot а-ля рюс

Дуб, например, когда его обстрогиваешь, пахнет уксусом, но это если в рубанке железка «лев на стреле».

Асар Эппель

Андрей ХРИСАНФОВ Фото из архива Константина ШЛЯХТИНСКОГО

Лев на стреле - таким и был фирменный знак французской компании Peugeot в доавтомобильную эпоху. Он был широко известен в России, причем не одним только зажиточным горожанам, регулярным пользователям корсетных пружин и эксплуатантам кофейных мельниц, но и рабочему люду, высоко ценившему качество деревообрабатывающих инструментов, которые эта фирма тоже в свое время поставляла. Стрела потом куда-то запропастилась, очень уж бурным выдался двадцатый век, а вот лев остался - он и по сей день с нами.

Свое место на российском рынке транспортных средств фирма начала завоевывать с помощью велосипедов. Пришедшийся на рубеж XIX и ХХ столетий велобум представил французское предприятие в совершенно новом свете; когда в скором времени велосипеды начали оснащать двигателями внутреннего сгорания, дорога на российский рынок новому виду двухколесного транспорта была уже не только проложена, но и основательно вымощена. Не то было с автомобилями: ранние машины Peugeot, датированные последним десятилетием позапрошлого века, по российским меркам для повседневной эксплуатации не годились никак, - не станешь же по нашенским хлябям да снегам рассекать на открытой коляске, точно какой-нибудь тунисский бей, - а когда французская фирма оказалась в состоянии предложить более основательную модель, место на российском рынке уже заняли немецкие производители. Тогдашняя Россия имела общую границу с Германией, и это сильно облегчало импорт оттуда, а при поставках из Франции пришлось бы платить две таможенные пошлины вместо одной.

Царевич Алексей за рулем своего Bébé

Французы, конечно, даже и не подумали из-за этих «рогаток» отказываться от экспансии на российский рынок. Агентства по сбыту транспортной техники Peugeot были организованы в Питере, Москве и Варшаве; первый автомобиль этой марки был поставлен господину Михаилу Шипову из Нижнего Новгорода еще в 1896 году, а на исходе первого десятилетия ХХве­ка­ представительства, торговавшие автомобилями Peugeot, уже действовали и на юге Российской империи, - например, в Одессе, куда машины доставлялись морем. Один Peugeot, модели Bébé, добрался даже до царского гаража, - его, правда, рассматривали там скорее как «крупную игрушку» для наследника-цесаревича, даром что разрабатывал эту модель не абы кто, а сам Этторе Бугатти.

В 1912 году два трехтонных грузовика Peugeot участвовали в испытательном пробеге, который организовала российская армия на предмет отбора наиболее подходящих для нее машин, а год спустя пара таких грузовиков красовалась на питерском автосалоне, сверкая на весь экспозиционный зал аршинными буквами «ПЕЖО» со своих радиаторов. Планировались и другие мероприятия по дальнейшему расширению присутствия марки Peugeot в России, но разразившаяся вскоре Первая мировая война помешала их воплощению.

Этот грузовик участвовал в испытательном пробеге 1912 года

С приходом в 1917 году новой власти все отношения с фирмой Peugeot были прекращены, и те экземпляры, что остались по нашу сторону границы, продолжали эксплуатироваться до тех пор, пока не приходили в полную негодность. Новых же поставок не было и не ожидалось, тем более что французская компания выпуск грузовых машин полностью прекратила, а легковые новых хозяев страны практически не интересовали. Возможность нового сотрудничества забрезжила было в первой половине тридцатых, когда для создания своего собственного автомобильного дизеля наряду с другими заграничными образцами был закуплен и двигатель Lilloise, выпускавшийся одним из дочерних предприятий компании Peugeot. Мотор этот достаточно успешно прошел все испытания, но вся эта затея так и кончилась ничем. Впоследствии дизельные двигатели Peugeot на наших автомобилях все-таки появились, однако, во-первых, уже под другим брендом (не Lilloise, а Indenor), а во-вторых, ими комплектовались только машины Волга, шедшие на экспорт.

Потребовался август девяносто первого, чтобы геральдический лев Peugeot возвратился на российские просторы.

Русскоязычная реклама велосипедов Peugeot

Остров Везения

Нам повезло: в очереди на паром, соединяющий берег Байкала с островом Ольхон, мы провели всего полтора часа. А в туристический сезон (июль-август) переправы здесь иногда ждут сутками. До 2006 года коренные жители Ольхона (буряты и русские, всего около 1500 человек) жили обособленно, промышляли рыбой, наслаждались нетронутой природой, но после того как в экологический оазис провели электричество (до этого местные жили с бензогенераторами), островная идиллия закончилась - на Ольхон хлынули экологические туристы.

Байкальские шаманы объявили Ольхон священным местом и проводят на нем самые важные обряды. Неформалы всех мастей устраивают на острове тусовки и музыкальные фестивали. Ну а тот, кому не интересно ни то ни другое, стремится на Ольхон просто для того, чтобы полюбоваться природой

Дорог в цивилизованном понимании этого слова на острове нет, и, переправившись, мы оказались на каменистой степной грунтовке, петляющей вдоль красивейшей береговой линии. Погода шептала, и, попав под природный гипноз, я еле успевал объезжать здоровенные камни, лежащие на дороге. Потом, глазея по сторонам, едва не свалился в колею и очень жалел, что еду за рулем, а не пассажиром: в таких местах надо не выпускать из рук фотоаппарат!

Запомните: самый вкусный омуль - горячего копчения!

Пускают на Ольхон бесплатно. За переправу тоже платить не надо. Однако если вы хотите провести на острове более одного дня, то придется раскошелиться: с каждого взрослого туриста берут 60 рублей, с легковой машины 300 рублей и 200 рублей стоит место под установку палатки. Оплата посуточная. Получается, что одно только место под солнцем на берегу островного Байкала компании из четырех человек с автомобилем и палатками за неделю отдыха будет стоить около 6000 рублей. Немало. Впрочем, вся калькуляция здесь производится в расчете на честность, режим пребывания туристов контролируется весьма условно, и если спрятаться от посторонних глаз… Только имейте в виду, что Ольхон далеко не курорт. Погода здесь непредсказуема, постоянно дуют ветра, вода холодная, удобств минимум, да и поселковый общепит не радует разнообразием. По моим наблюдениям, местные жители едят два продукта: позы (манты с говядиной и свининой) и рыбу, преимущественно омуля. Островные пельмени оставили меня равнодушным, а вот на омуле горячего копчения я готов держаться долго!

Думаю, что при желании областное начальство могло бы найти средства и соединить Ольхон с материком автомобильным мостом - расстояние по воде не превышает двух километров. Но тогда сразу пропадет интрига, ведь сама переправа на остров - это уже приключение! Да и став частью материка, Ольхон тут же превратится во вторую Листвянку - с напористыми торгашами, сомнительным сервисом и дурными ценами. Уже сейчас, при сравнительно небольшом наплыве приезжих, на острове ребром стоит проблема утилизации мусора, а что будет, если появится проезжая дорога?

Будь моя воля, я бы вообще не пускал на Ольхон автотуристов, тем более что мест для паркингов-кемпингов на материковой части байкальского берега предостаточно. Жаждете островной экзотики? Тогда рюкзак за спину, весла в руки - и хорошей погоды!

Очередей на паром, как водится, две: общая и альтернативная - для местных жителей, аварийных служб, блатных и халявщиков. Говорят, что последних в горячую пору частенько воспитывают пролетарскими методами. И правильно делают!

Паспортные данные
Автомобиль Peugeot 408
Модификация 1.6 1.6 VTi 1.6 THP 1.6 HDi
Тип кузова четырехдверный седан
Число мест 5 5 5 5
Объем багажника, л 560 560 560 560
Снаряженная масса, кг 1375 1374 (1398)* 1419 1400
Полная масса, кг 1789 1800 1820 1810
Модель двигателя TU5JP5 EP6C EP6CDTM DV6CM
Тип двигателя бензиновый, с распреде­лен­ным впрыском бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом дизельный, с аккуму­ляторным впрыском итурбонаддувом
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, см3 1587 1598 1598 1560
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 78,5/82,0 77,0/85,8 77,0/85,8 75,0/88,3
Степень сжатия 10,5:1 11,0:1 10,5:1 18,0:1
Число клапанов 16 16 16 8
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 109/80/5800 120/88/6000 150/110/6000 112/82/3600
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 142/4000 160/4250 240/1400 254/1750
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая механическая, 5-ступенчатая (автоматическая, 4-ступенчатая) автоматическая, 6-ступенчатая механическая, 5-ступенчатая
Привод передний передний передний передний
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска полузависимая, пружинная полузависимая, пружинная полузависимая, пружинная полузависимая, пружинная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые дисковые дисковые
Шины 215/55 R16 или 215/50 R17
Максимальная скорость, км/ч 184 195 (185) 207 185
Время разгона 0-100 км/ч, с 13,3 10,9 (13,8) 9,6 11,0
Расход топлива, л/100 км городской цикл 10,1 9,3 (10,1) 11,6 6,2
загородный цикл 6,0 5,2 (5,6) 6,3 4,3
смешанный цикл 7,5 6,7 (7,4) 8,2 5,0
Выбросы CO2, г/км 178 155 (171) 190 132
Емкость топливного бака, л 60 60 60 60
Топливо бензин АИ-95 бензин АИ-95 бензин АИ-95 дизельное
* В скобках - данные для версии с автоматической коробкой передач

Рекомендованные статьи