Как IT-индустрия изменит автомобили в 2016 году?
В Детройте 11 января открылся североамериканский международный автосалон NAIAS 2016, но в этот раз он окажется беднее обычного. Несмотря на бум автомобильного спроса в США, от участия в выставке отказались Mini, Land Rover, Jaguar, Bentley, Mitsubishi, Maserati, Ferrari, Lamborghini и Tesla. Сколько новинок из-за этого недосчитался Детройт? Вдобавок несколько премьер украла январская выставка потребительской электроники CES 2016 в Лас-Вегасе. В прошлом году там показали беспилотный Mercedes F 015 Luxury, а в этом году звездами стали концепт-кары Volkswagen, Audi и BMW. А швейцарский фантазер Франк Риндеркнехт променял на CES домашнюю Женеву и отправил в Америку свой шоу-кар Rinspeed Etos на основе BMW i8 — c автопилотом и бортовым квадрокоптером.
Сегодня именно IT-индустрия диктует повестку дня для перемен в автопроме! Чего ждать в новом году?
«Мехатронные» автоконцерны
«Большой американской тройкой» автопресса все чаще называет не GM, Ford и Chrysler, а Google, Microsoft и Apple, которые начали наступление на автомобильный сектор. Но, во-первых, сюда стоило бы добавить еще пару компаний (например, Baidu и Uber), а во-вторых, разработка автомобиля все-таки остается такой сложной и дорогой задачей, что даже мощи современных IT-гигантов не хватает, чтобы справиться с ней в одиночку.
Если не можешь победить — объединяйся, и в этом году мы увидим, как автомобильный мир будет заново поделен: на этот раз между «мехатронными» альянсами. Встречайте Ford-Google, GM-LG и BMW-Baidu.
Фордовцы после многолетнего — но не самого результативного — сотрудничества с Windows стали партнерами компании Google и будут участвовать в проекте беспилотных «гугломобилей», взяв на себя разработку шасси, систем безопасности и само производство. А слышали про «китайский Google» — поисковик Baidu? Он тоже создал подразделение, которое через три года должно вывести на дороги серийный китайский беспилотник — в партнерстве с BMW. GM запускает в производство электромобиль Chevrolet Bolt, который почти полностью создан из компонентов фирмы LG: электромотор и батарея, инвертор и зарядное устройство, климатическая установка, панель приборов, мультимедийная система. Кого в партнеры выберет Apple для проекта iCar, пока не ясно, но, скорее всего, разработчики «железа» не будут названы открыто — как не афишируется, что начинку для айфонов делают Samsung, LG и Toshiba.
Интерактивная картография
Вот другой пример альянсов новой эпохи: BMW, Audi и Daimler в начале декабря вскладчину примерно за три миллиарда евро выкупили у фирмы Nokia подразделение Here, прежний Navteq, — разработчика картографии для 80% штатных навигационных систем. На покупку претендовала и корпорация Uber, но собственные карты для всего «старого» автопрома — ключевой вопрос независимости от фирмы Google в разработке беспилотников, так что немецкие концерны не скупились.
Впереди окажется тот, чьи карты точнее и свежее. И неудивительно, что для этого разработчики выбрали путь, которым уже прошли масс-медиа: новые дороги на карты будут наносить сами пользователи. Компания Here объявила, что все автомобили Audi, BMW и Mercedes в ближайшем будущем начнут анонимно загружать в «облачную» базу данные о своем местоположении и дорожной обстановке. Но пионером на этом пути стала Toyota, которая на выставке CES представила технологию, позволяющую составлять «живые» фотокарты по картинкам с бортовых видеокамер и сигналам от GPS-датчиков. Речь, по сути, об аналоге сервиса Google Street View, который отражает на карте все, что «видит» машина: разметку, светофоры, знаки, препятствия.
Массовые автопилоты
Tesla Model S уже умеет ездить по хайвеям без помощи водителя, но в 2016 году простейшие функции сохранения дистанции и полосы впервые получат по-настоящему массовые автомобили: новый Mercedes E-класса и BMW пятой серии. Свои версии самоуправляемой системы для езды по автомагистралям к запуску готовят Audi для A8, Nissan для электромобиля Leaf и Toyota для седана Lexus LS. Но главное — именно в 2016 году должны появиться первые правила дорожного движения для автономных и беспилотных машин, в авангарде будет Америка: уже в этом году агентство дорожной безопасности NHTSA обязалось представить первый вариант технического регламента, процедур по испытаниям и правил использования робомобилей.
Связь V2I и V2V
В декабре в Японии Toyota начала продажи автомобилей Crown и Prius, оснащенных радиопередатчиками, которые позволяют машине получать информацию от дорожной инфраструктуры: светофоров, датчиков интенсивности потока и камер наружного наблюдения. Это первое серийное применение схем V2I (Vehicle-to-Infrastructure) и V2V (Vehicle-to-Vehicle), над которыми автопроизводители работают с начала 2000-х. Звуками и сигналами на панели приборов Тойота заранее предупреждает водителя о фазе светофора, наличии пешеходов и встречных машин при повороте. Однако даже в Японии пока только 25 перекрестков с интерактивной инфраструктурой, а в 2016 году их станет 50. При этом для реализации простейших сценариев общения автомобилей между собой необходимо оснастить модулями 10% автопарка, а оптимальная доля — 80%. Тем не менее, вслед за Тойотой комплексами V2I свои машины начнут оснащать Subaru и Mazda, а первенцем связи в формате V2V обещает стать обновленный Cadillac CTS, который будет делиться с другими машинами данными о своей скорости и местоположении.
Бортовая электроника с дополненной реальностью
Audi A4 уже получила съемные планшетные компьютеры как у «семерки» BMW? На очереди — массовые модели с возможностью распознавания жестов, дистанционного управления парковкой и с водительским интерфейсом на основе дополненной реальности. У компаний BMW, Mini, Jaguar, Land Rover, Hyundai, Peugeot и Citroen готовы проекторы, которые выводят на лобовое стекло не статичные символы, а динамичную графику, дополняющую реальные объекты в поле зрения: например, «живые» навигационные стрелки или подсвеченная разметка. А еще дополненная реальность неожиданно начала проникать на автомобильные заводы: к примеру, с ноября Volkswagen выдал своим рабочим в Вольфсбурге первую партию очков Google Glass, которые подсказывают сборщикам, где взять и куда установить нужную деталь.
3G-cкорая
Понятно, что мы, как рядовые автомобилисты на не самых передовых машинах, все эти новшества ощутим гораздо позже, но даже для российского транспорта 2016 год готовит IT-сюрпризы. Вы заметили, как интернет-сервисы изменили работу такси и даже породили новые схемы транспорта вроде каршеринга? В этом году по тем же онлайн-алгоритмам в России обещает заработать и скорая помощь. Казалось бы, очевидно, что на вызов должна приезжать ближайшая свободная машина, но пока даже в крупных городах вызовы передаются на стационарные станции. И только в Волгограде с декабря запустили новую схему на основе анализа местоположения каждого автомобиля. А в Москве среди владельцев таксомоторных компаний появились активисты, которые обещают поделиться своими алгоритмами с Минздравом и МЧС. Интересно будет посмотреть, сколько на это потребуется времени и средств, ведь IT-индустрия учит нас, что для самых масштабных перемен порой нужны лишь смартфон и 3G-связь.