В России ввели утилизационный сбор на квадроциклы и снегоходы. В чем смысл?

Фото: архив Авторевю

В феврале 2016 года в России был введен так называемый утилизационный сбор на импортную сельхозтехнику — ради того, чтобы у отечественных тракторов и комбайнов появились конкурентные преимущества. Но заодно сбором обложили квадроциклы и снегоходы — цены выросли, предложение сократилось... В чем смысл?

Дух и буква постановления правительства №81 от 6 февраля 2016 года говорят, что утилизационный сбор распространяется на «самоходные машины и/или прицепы к ним». Под понятие «самоходная техника» подпадают тракторы, катки, комбайны, различные строительные машины и автомобили для лесозаготовки, но кроме того — мотовездеходы, квадроциклы, снегоходы и болотоходы. Ведь они тоже, как комбайны, лишены допуска на дороги общего пользования.

И документы у такого транспорта особые: завод-изготовитель или таможня выдает не ПТС (паспорт транспортного средства), как на автомобиль, а ПСМ — паспорт самоходной машины. Регистрация и техосмотр не в ГИБДД, а в Гостехнадзоре, и права нужны не водительские, а тракториста-машиниста.

Кстати, важно не путать квадроциклы с квадрициклами: ко вторым относятся трициклы, мотоколяски, легкие квадрициклы (вес менее 400 кг, мощность до 4 кВт, скорость менее 45 км/ч; они оснащены светоотражателями, фарами, указателями поворота). Управляя такой техникой, можно двигаться по дорогам общего пользования, однако водителю необходимы уже права категории В1.

Но «утилизационный» сбор распространяется только на квадроциклы. Причем базовая ставка не «легковые» 20 тысяч рублей, а «грузовые» 150 тысяч! При расчете эта сумма умножается на коэффициент — от 0,4 до 1,3 — в зависимости от возраста машины и объема двигателя. Для новых квадроциклов и снегоходов этот коэффициент понижающий, однако все равно за аппарат с мотором объемом ­50—300 см³ придется отдать в бюджет 60 тысяч рублей. Но в большинстве случаев кубатура у подобной техники больше 300 см³, поэтому сумма сбора составит уже 105 тысяч или 123900 рублей с учетом НДС. А при ввозе подержанных экземпляров сбор вырастает до 195 тысяч, что лишает такой импорт экономического смысла. И только для малокубатурных моделей с двигателем меньше 50 см³ утилизационный сбор не предусмотрен.

Результат уже можно ощутить. Рынок самоходной техники для активного отдыха и без того еще в 2015 году упал более чем в два раза из-за кризиса. Хотя и до этого он, по сравнению с автомобильным, был в 100 раз скромнее: менее 30 тысяч штук в год. Доминируют Yamaha и BRP, а доля фирм Suzuki, Honda, Arctic Cat, Polaris и Kawasаki существенно ниже.

Дополнительный сбор практически уничтожил и без того малочисленный так называемый детский сегмент — технику с мотором от 50 до 300 «кубиков». Например, 90-кубовый квадрик Yamaha YFM90R мощностью 6,6 л.с. после уплаты сбора стал стоить 316 тысяч рублей — как Ravon Matiz.

Кроме того, пострадали компании, которые поставляют в Россию самые доступные азиатские квадроциклы-лоукостеры. Однако на дорогую «взрослую» технику сбор повлиял не так сильно, поскольку цены и без того существенно выросли еще в 2015 году из-за изменения валютного курса. В среднем подорожание в этом сегменте составило 120 тысяч рублей, что для квадроциклов в ценовом диапазоне от 800 тысяч до 1,7 млн вроде бы не так уж критично. Аналогичным образом поднялась цена на мотовездеходы side-by-side, в которых пассажир сидит рядом с водителем,— их тоже относят к квадроциклам, и стоят они более полутора миллионов рублей.

Однако проблема в том, что у той же фирмы Yamaha основную кассу делал недорогой снегоход-ветеран Viking, за который в 2014 году просили 360 тысяч рублей, а сегодня же особой удачей будет приобрести исполнение Yamaha Viking IV за 570 тысяч из нереализованных остатков прошлых лет, потому что цена нынешней версии с учетом сбора приближается к миллиону, а другие современные модели уже не купить дешевле 1,2 млн рублей. И если в лучшие годы в России продавалось до десяти тысяч снегоходов Yamaha, то сейчас, судя по отзывам дилеров, спрос упал в несколько раз.

Российские заводы этой ситуацией воспользовались своеобразно. В нашей стране всего два серьезных производителя подобной техники. Рыбинская фирма «Русская механика», известная снегоходом Буран, выпускает машины ценой от 79 до 499 тысяч рублей и вроде бы должна была получить еще большее ценовое преимущество. Однако суммы в прайс-листах и на Бураны, и на мотовездеходы РМ выросли как раз на сумму утилизационного сбора.

Отчасти это объясняется тем, что «Русская механика» хотя и подала необходимый комплект документов на субсидии от государства, но ответа пока не дождалась, к тому же по правилам производитель сперва перечисляет утилизационный сбор и только на 42-й день после окончания отчетного квартала получает субсидию из бюджета.

Второй отечественный производитель — компания Веломоторс, выпускающая продукцию под брендом Stels. Каждый третий проданный в России велосипед носит эту эмблему, а кроме того, на бывшем заводе велосипедов Десна в Брянской области производят квадроциклы, скутеры и мотоциклы. Это не «отверточная» сборка, а производство со сваркой и окраской. Веломоторс уже делает первые шаги в снегоходном направлении, представив машины Ермак, Викинг и Росомаха. И именно в Веломоторс получили добро на господдержку и не подняли цены на свою технику — таким образом, у них есть преимущества от введения утилизационного сбора.

Кстати, формальное назначение сбора — оплата расходов на утилизацию техники после завершения срока ее службы. Но законы, обязывающие владельца сдавать машину на утилизацию, у нас до сих пор отсутствуют, хотя в ряде государств без этого невозможно снять транспортное средство с учета. Плата за утилизацию в России намного выше, чем, например, в Европе, а собираемые средства у нас поступают напрямую в федеральный бюджет — и механизма, направляющего их на развитие перерабатывающих производств, тоже не существует. Кроме того, если в случае с легковыми автомобилями и грузовиками в России есть хотя бы какая-то видимость системы утилизации и программы ее стимулирования, то для самоходной техники ее даже вообразить трудно. К примеру, снегоходы массово используются в труднодоступных районах, и если такая техника умирает, то специально доставлять ее ­куда-то на переработку никто не станет.

Логично было бы снизить или даже отменить утилизационный сбор для мотовездеходов, квадроциклов и снегоходов, как это было сделано в отношении прицепов к самоходным машинам грузоподъемностью больше 750 кг. Напомним, что утильсбор на них оказался настолько велик, что полностью перекрыл поставки такой продукции в Россию. Шум дошел до президента, который поручил разобраться, — и уже 11 мая появилось постановление правительства №401 об отмене сбора на прицепы грузоподъемностью до десяти тонн.

А на мотоциклы и квадрициклы сбор вообще никогда не распространялся, хотя моторынок намного шире. Видимо, для сельского хозяйства они не столь опасны.  

Рекомендованные статьи