Разбираемся в новом проекте закона о техосмотре

Разбираемся в новом проекте закона о техосмотре
Сектор обзора | АР №13 2011

Проект закона о техосмотре был внесен в Думу прошлым летом и захлебнулся: вместо положенного месяца согласования длились почти год. В пояснительной записке к тому проекту говорилось, что две трети талонов покупается: это, мол, пагубно влияет на безопасность дорожного движения, а новый закон избавит людей от очередей и коррупции, повысит безопасность - в общем, всем будет хорошо.

В конце концов закон приняли, но уже не тот: в итоговом варианте появилось «профессиональное объединение страховщиков», которое раньше вообще не упоминалось, а теперь оказалось, что именно оно техосмотром и займется. Законотворцы по-прежнему уверяют, что все изменения - на благо народа. Попробуем разобраться, кто именно и как этим благом будет распоряжаться.

Весной нынешнего года в Москве разогнали целое подразделение «коррумпированных» госинспекторов техосмотра, после чего многие пункты начали работать строго по правилам. Что-то типа итальянской забастовки. Очереди стали гигантскими, а цены на талоны «без очереди» возросли многократно. В мае пункты техосмотра перевели на круглосуточную работу, но было поздно: это нужно было делать еще в феврале-марте, ведь рост числа желающих пройти техосмотр был абсолютно предсказуем. Вскоре подоспела и реформа МВД, предполагающая сокращение личного состава и освобождение ведомства от «избыточных» функций. Добил же старую систему техосмотра президент Медведев, заявивший, что техосмотр в его нынешнем виде себя изжил, а новый должен стать беспроблемным.

Дума, естественно, устремилась выполнять поручение, однако ясности, что и как делать, не было: второе чтение закона переносилось трижды, и каждый раз это связывали со сложностями в согласованиях с администрацией президента. Теперь ясно, почему.

Первый вариант закона создал бы в России систему по образу и подобию той, что работает по всему миру. Главное место в ней заняли бы мастерские, объединенные в саморегулируемые организации, по двадцать пять в каждой. За МВД предполагалось оставить аккредитацию и разработку нормативной базы техосмотра, а объединения мастерских должны были создать специальные фонды и компенсировать из них убытки от ДТП, произошедших из-за ошибок при техосмотре.

Но оставлять контрольные функции за МВД не захотели, небезосновательно сославшись на коррупцию в рядах ведомства. И вот теперь техосмотром заинтересовались страховщики, причем с каждой последующей отсрочкой закона этот интерес усиливался. В итоге из недр Комитета Госдумы по транспорту вышел-таки «Федеральный закон о техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Итак, пройти техосмотр можно будет в любом аккредитованном техцентре страны независимо от места регистрации автомобиля, а до 2014 года, как и раньше, еще и в «обычных» пунктах государственного техосмотра. Новые машины до наступления трехлетнего возраста от техосмотра освобождаются, а в дальнейшем порядок останется прежним: до семи лет осмотр будет проводиться раз в два года, затем - каждый год.

На устранение выявленных неисправностей будет по-прежнему отведено двадцать дней, однако при повторной проверке теперь нужно будет заплатить за диагностику конкретных узлов и агрегатов автомобиля - раньше «передиагностика» на одном и том же ПТО была бесплатной. Минимальный штраф за отсутствие талона о техосмотре составит 500 рублей (сейчас - от 300 до 800 рублей), причем наличие талона станет обязательным для заключения договора ОСАГО.

А вот проводить аккредитацию операторов техосмотра будет «профессиональное объединение страховщиков», то есть РСА - Российский союз автостраховщиков. И делать это они будут за деньги.

РСА был создан в 2003 году одновременно с принятием закона об ОСАГО - для защиты интересов страховых компаний и выплаты компенсаций в случае их банкротства. Со своей стороны, все страховщики, продающие полисы ОСАГО, обязаны быть членами РСА и платить взносы, на которые и содержится Союз.

Но зачем формально некоммерческой организации понадобилось контролировать техосмотр? Естественно, чтобы заработать! Нам видятся два пути. Либо будут созданы зависимые от РСА крупные сети операторов техосмотра (по 8-10 линий у каждого), которые и займут львиную долю рынка, либо, что более вероятно, в скором времени введут... Новый вид страхования!

Важная поправка к нынешнему мораторию на техосмотр: срок действия талонов техосмотра приравнивается к сроку действия ОСАГО, если полис истекает не более чем через шесть месяцев после талона. В данном случае талон ТО будет действовать не до конца марта, а до 22 апреля — то есть пройти очередной техосмотр нужно к моменту заключения нового договора ОСАГО

Важная деталь: из закона исчезло упоминание о взносах на возмещение ответственности операторов за некачественный техосмотр! Зато появился пункт «2г» статьи 29, разрешающий страховщикам требовать от операторов техосмотра возмещения страховых выплат по ОСАГО и КАСКО, если будет доказано, что авария произошла из-за дефекта, который не был выявлен в ходе предыдущего техосмотра. А раз так, то операторам предложат не рисковать, а застраховать свою ответственность перед самими страховщиками.

Отличный бизнес! Сейчас в России около 2500 линий техосмотра, а вскоре их число удвоится. Если за каждую линию заплатят хотя бы по 30 тысяч рублей в год страхового взноса (для хорошо загруженного пункта это меньше дневной выручки), то вот вам минимум 150 миллионов рублей ежегодно! Будет ли из этой суммы хоть что-то выплачено в связи с авариями, к которым привели неисправности, упущенные при проведении техосмотра? Может, особо настырным что-то и выплатят, но овчинка явно стоит выделки!

Что до обязанностей, то на РСА их возложено немного. Это аккредитация, внеочередные проверки пунктов техосмотра, учет бланков талонов ТО и формирование общедоступной базы данных об операторах. А ответственности и вовсе никакой: ведь РСА - это своего рода профсоюз, а сами страховые компании в законе не фигурируют. А если и понадобятся «крайние», то ими окажутся технические эксперты: к ним будут предъявляться особые квалификационные требования, которые разработает правительство. К слову, можно и самих экспертов от чего-нибудь застраховать.

В Германии, кстати, за все отвечает именно эксперт. Он должен быть не моложе 24 лет, иметь высшее образование и пройти двухлетние курсы обучения. Для экспертов определен минимальный уровень зарплаты, не зависящий от объема работ и количества выданных талонов.

Техосмотром в Германии занимаются одиннадцать крупных независимых организаций (TÜV, DEKRA и другие), причем их специализация - не только автомобили, а техническая инспекция чего бы то ни было! Эти же фирмы проверяют корабли, самолеты, аэропорты и многое другое. А небольшие техцентры могут лишь купить франшизу, то есть право под вывеской крупной компании проводить техосмотр, но саму наклейку на номерной знак выдает технический эксперт одной из этих одиннадцати компаний. При этом закон запрещает совмещать техосмотр с ремонтом автомобилей.

Теперь понятно, почему в других странах страховщики к техосмотру не допускаются? Технической экспертизой, тем более если речь идет о безопасности, должны заниматься специалисты, а не бизнесмены! Однако в нашем Минэкономразвития посчитали неправильным отдавать техосмотр крупным игрокам - мол, если уж забираем у МВД, то это должно стать делом малого бизнеса. При этом в МЭР будто забыли о том, что большинство нынешних пунктов техосмотра, - уже десять лет как ООО и прочие ИП: в Москве на пять государственных пунктов приходится 70 частных. А неужели страховщики - не крупные игроки? Судя по тому, что, вопреки мировой практике, они «подмяли» под себя систему техосмотра, еще какие крупные!

Как в точности будет выглядеть новая процедура техосмотра, не знает пока никто. Закон вступит в силу в 2012 году - правительству за оставшееся время предстоит утвердить требования к участникам процесса, РСА только планирует создать подразделение, ответственное за ТО, а желающие поучаствовать техцентры пишут бизнес-планы.

Успеют ли за полгода?

 

Обязанности

Ответственность

Возможность «заработать»

Исполнительная власть Установка правил проведения ТО Нет Страховое лобби
Требования к ПТО и экспертам
Установка правил оборота бланков талонов ТО
Расчет нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами ТО
Определение порога максимальной стоимости
Определение стоимости аккредитации ПТО
Страховщики Аккредитация ПТО Нет Плата за аккредитацию
Ведение базы ПТО Компенсации ПТО страховых выплат по ДТП из-за «плохого» ТО
Проведение проверок ПТО Возможное увеличение цены ОСАГО
Обеспечение ПТО бланками талонов, учет бланков Возможное страхование ответственности ПТО и/или экспертов
Пункты техосмотра Проведение ТО согласно правилам Выплата компенсаций страховщикам Плата за проведение ТО
Приведение оборудования и экспертов в соответствие правилам Потеря аккредитации при нарушениях Устранение неисправностей
Внесение сведений о техосмотре в единую базу данных Поиск и устранение фиктивных неисправностей

Александр Бурков,член Комитета Госдумы по транспорту:

Изначально наша инициатива заключалась в том, что техосмотр должен уйти из ГИБДД в частные руки, чтобы создать комфортные и прозрачные условия его прохождения. Самый первый законопроект был внесен на согласование в Думу еще в январе 2009 года. Главным противником тогда было МВД, заявлявшее, что техосмотр - не только вопрос безопасности, но и поиска угнанных автомобилей. Но мы подняли статистику и выяснили, что за 2007-2008 годы при прохождении техосмотра было выявлено не более 1,4% от общего числа угнанных машин. Даже при постановке на учет находят больше, до трех процентов.

Затем, при обсуждении законопроекта в администрации президента и правительстве, через депутатов от Единой России были внесены поправки о том, что контролировать и проводить аттестацию пунктов техосмотра будут страховщики. Замечу, что нигде в Европе чего-либо подобного нет: контрольные функции возложены на органы государственной власти или саморегулируемые организации различных форм.

Как один из разработчиков начального варианта этого закона я против передачи контроля в руки РСА. Все понимают, что для того, чтобы контролировать все аспекты техосмотра, им придется создать дополнительную структуру, нанять экспертов и так далее. И неизбежно все их издержки лягут на плечи обычных граждан - они войдут либо в цену техосмотра, либо в цену полиса ОСАГО. Но даже это - вывод коррупционных денег из карманов МВД. Кстати, сам закон проверку на антикоррупционность не проходил: Единая Россия совсем не стремится к этому.

Принятие закона в его нынешнем виде обусловлено тремя основными причинами: сильное страховое лобби, незаинтересованность государственных органов в сохранении контроля над техосмотром и отсутствие у российских автотехцентров объединения наподобие РСА.

И все же при очевидных минусах в законе есть положительные стороны. Помимо того что заметно увеличится количество пунктов, операторы техосмотра и автовладельцы наконец-то будут нести ответственность за попустительство при прохождении техосмотра, ведь до сих пор никто из них ни за что не отвечал. А при желании и сами автовладельцы смогут отсудить компенсацию у тех операторов, которые некачественным техосмотром спровоцировали аварию.

Что касается цены техосмотра - мы отталкиваемся от средней стоимости нормо-часа в Москве в 800 рублей и максимальной продолжительности в два часа. Прибавив сюда цену самого талончика, получим максимум - 2000 рублей. А в дальнейшем цену можно будет снизить, сократив перечень проверяемых узлов и агрегатов, - в данный момент ни Минфин, ни Минэкономразвития против этого не возражают.


Валерий, работник одного из московских пунктов технического осмотра:

На мой взгляд, все перемены - это лишь перевод колоссального денежного потока, связанного с техосмотром, из одного русла в другое, а именно - от МВД к страховщикам. Из того, что сейчас известно о будущем техосмотра, можно сделать вывод, что новый порядок не только не облегчит жизнь людей, но даже усложнит ее. Ведь если бы из-за коррупции на дорогах отменили ПДД - кому было бы легче?

Объясню. Во-первых, мораторий. Представьте: автомобили, чей талон кончается с мая по декабрь этого года и в следующем году, все разом поедут делать ТО. Помимо того что в начале этого года пункты не могли справиться с потоком машин, а половина талонов по-прежнему покупалась, в следующем году число желающих как минимум удвоится. А сколько будет пунктов? Как они будут работать? Сколько времени будет занимать осмотр? Неизвестно.

Второе. Сейчас в случае любых противоправных действий со стороны госинспектора на пункте техосмотра граждане могут написать заявление - и полетят головы. Но кто и за что будет отвечать при контроле со стороны страховых компаний? Учитывая нынешний порядок общения граждан со страховщиками (например, при получении страховых выплат), хорошего ждать не приходится.

Что же касается работы уже действующих пунктов техосмотра, мне видится, что их большая часть продолжит работу в старом режиме, ведь будет действовать переходный период, а мы по крайней мере знаем, что и как делать. В настоящее время проблем с трудоустройством специалистов нет, многие в продолжительных отпусках - отгуливают недели за работу без выходных весной. Кроме того, идет достаточный поток грузовиков и новых легковых машин, у которых нужно проверять хотя бы наличие огнетушителя и аптечки.

Рекомендованные статьи