Рассказ об астрономе Бредихине из нашего путешествия на кроссовере Jetour X90 Plus

Фото: архив автора | Никита Колобанов

«Каждый раз, когда из глубины звездного свода на Землю спустится очередная небесная странница, многие люди будут вспоминать имя Бредихина».
Витольд Цераский, ученый-астроном

Летящая комета с ярким разноцветным хвостом — такой геральдический символ жители Заволжского района Ивановской области выбрали для своего герба и флага. Выбрали в память о русском астрономе Федоре Бредихине.

Рассказ об автомобиле Jetour X90 Plus, на котором мы ездили в Ивановскую область, — здесь

А ведь для Федора Александровича Бредихина, будущего ученого с мировым именем, была уготована совсем иная судьба. Он должен был стать потомственным моряком!

Родился в Николаеве — городе, где все было пронизано морской тематикой: верфи, доки, навигационная школа, морская техническая библиотека. Даже Николаевская астрономическая обсерватория являлась сугубо морской, обеспечивая флот точным временем, мореходными картами и обучая офицеров астрономическим методам ориентирования. Отец Федора служил капитан-лейтенантом Черноморской флотилии и участвовал в турецкой кампании 1877—1878 годов, а мать была сестрой второго коменданта Севастополя. Понятное дело, при такой родословной будущее мальчишки в семье даже не обсуждалось — под козырек и на флот!

В 13 лет Федора Бредихина зачислили в «благородный пансион» Ришельевского лицея в Одессе (так раньше назывались подготовительные отделения), по окончании которого он стал настоящим лицеистом, но… взбрыкнул, отказавшись учиться дальше! Парня, который уже тогда испытывал тягу к точным дисциплинам, категорически не устраивал примитивный уровень преподавания и программа обучения, рассчитанная на недалеких мажоров — сынков родовитых дворян. В 1851 году он уехал из Одессы в Москву и в этот же год поступил на физико-математический факультет Московского университета. Взрослый поступок! А столица в эти годы уже ох как бурлила… Зрел настрой против реакционного режима, вспыхивали антиправительственные выступления, а в тайных студенческих кружках гуляли прогрессивные идеи Белинского, ­Герцена, ­Чернышевского и Добролюбова. Смутные времена молодой Бредихин пережил без особых внутренних метаний благодаря серьезному увлечению физикой. А когда на старших курсах познакомился с преподавателем астрономии ­Александром Драшусовым, то так заболел звездами, что окончательно забыл о море и решил посвятить себя практической астрономии.

Федор Александрович Бредихин — это его настоящий портрет

В 1855 году Федор Бредихин окончил университет, остался на кафедре астрономии аспирантом и получил первые навыки самостоятельных исследований. Готовился к защите диссертации и одновременно был вынужден стать самым молодым университетским преподавателем. Потому что маститый и уважаемый астроном курса профессор ­Богдан ­Швейцер ужасно говорил по-русски, был неважным методистом и вообще не имел природных склонностей к преподаванию. Отдуваться за мэтра приходилось молодому Бредихину. И он научился так увлекательно выступать перед аудиторией, что вскоре в университетской среде возникла мода на его лекции. Педагогическую деятельность Федор сочетал с практикой астронома-наблюдателя и с работой над магистерской диссертацией, называвшейся: «О хвостах комет». Потом была докторская («О возмущениях комет, не зависящих от планетных притяжений»), а ее автор, уже вполне себе молодой ученый Федор Бредихин, стал ординарным профессором астрономии.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи