В рамках двадцатой, юбилейной, Галереи олдтаймеров впервые проводился Фестиваль технических музеев

Фото: Андрей Хрисанфов | Кирилл Калапов

С 27 по 30 сентября уже в двадцатый раз проходила в выставочном центре Крокус Экспо выставка антиквариата и старинных автомобилей. За четыре дня экспозицию посетили 45380 человек, исреди них был наш специальный обозреватель Андрей ХРИСАНФОВ.


Экспозиция Нижегородского технического музея по соседству знакомила посетителей с производственным оборудованием и инструментами, при помощи которых создавались все чудеса автомобильной техники прошлого; на их стенде бок о бок с токарными, фрезерными, сверлильными станками и станочками можно было увидеть, например, старинную бормашину, или аутентичный фонограф Эдисона, или кузнечный мех, или громоздкий механизм для башенных часов, - а рядом в застекленных витринах красовались древние гаечные ключи, пассатижи, буравы, отвертки, рубанки и прочие предметы, без которых не сработаешь не то что автомобиля, а даже простой табуретки.В рамках двадцатой, юбилейной, Галереи олдтаймеров впервые проводился Фестиваль технических музеев, собравший под гос­теприимные своды первого павильона Крокус Экспо изрядное количество самых неожиданных экспонатов и экспонентов. Тон, разумеется, задавал Политехнический музей, который как раз отмечает 140 лет со дня основания и который вот-вот закроется на долгожданную реконструкцию. Его обширный стенд под девизом «Что внутри?..» был уставлен самыми разнообразными артефактами, беззастенчиво демонстрирующими публике самые сокровенные тайны своего внутреннего устройства, - от пылесоса и пишущей машинки до автомобилей Москвич, Победа и Волга.

Музей Центрального телеграфа, куда вообще-то не так уж просто попасть на экскурсию, демонстрировал на своем стенде не только относительно знакомые нам телеграфные аппараты «с ленточкой», но и совсем позабытую «систему Шиллинга» почти двухвековой давности, где сообщения передавались вращающимися на проволочках кружочками. Под стать телеграфистам были и телефонисты, плотно уставившие свою музейную витрину антикварными телефонными аппаратами самых изысканных форм, один другого красивее, - просто скульптуры какие-то, а не средства связи.

Радиомузей порадовал, среди прочего, самодельной установкою для нарезания самодельных же граммофонных пластинок на использованной рентгеновской пленке (не забыли еще знаменитый «твист на ребрах»?).

Музей полиграфического оборудования представил тигельный печатный станочек с ручной подачей бумаги, трогательно забавный, но вполне работоспособный... На фоне всех этих чудес стенд Музея техники Вадима Задорожного со скульптурной группой «Арест оккупанта партизаном» (ражий мужик при дубленке и ушанке конвоирует субтильного оборванного фрица между мотоциклом с коляской и армейским вездеходом) выглядел не то чтобы бледно, но слегка нарочито, - тем более что как раз данному музею не составит особого труда подыскать в своих фондах экспонаты поинтереснее.

Стенд Авторевю. Отреставрированная Победа М-20 (на первом снимке вверху, АР №18, 2012), трофейный Fiat 500 Topolino довоенного образца и мотоцикл Иж-49 в тщательно воссозданном типичном московском дворике ранних послевоенных лет — с патефоном, песочницей и детскими игрушками
Телевизор КВН-49 и его шасси, один из экспонатов Политехнического музея
Телевизор КВН-49 и его шасси, один из экспонатов Политехнического музея
Тот же дворик на том же стенде. Интерьер гаража и «шоферский натюрморт»
И снова Политехнический! Этот картонный макет ходовой части автомобиля Руссо-Балт серии 24/30 в масштабе 1:1 собирался стендистами прямо на глазах у изумленных зрителей
0 / 0

А на стенде музея Авторевю красовалась не только та Победа, о которой столь пространно повествовалось в предыдущем номере, но и эпохальный итальянский Fiat 500 Topolino довоенного образца, искусно вкомпонованный в панораму московского «дворика с кошкой», которая была выполнена со всей возможной тщательностью и скрупулезностью. Вне всякого сомнения, наш стенд был самым «атмосферным» на всей Галерее, - лишь в этом уголке крокусовского павильона можно было взаправду подышать воздухом нашего общего прошлого, где во дворе «каждый вечер все играла радиола», где малые дети играли в песочнице с настоящими, а не компьютерными игрушками и натуральная опавшая листва в ожидании дворника с метлою тихо устилала асфальт перед невысоким штакетником.

А что внутри у «четырехсот первого» Москвича?.. (Тоже экспонат со стенда Политехнического музея)

Экспозиция Музея техники Вадима Задорожного. Слева — восьмицилинд­ровый штабной автомобиль Stoewer M 12 RW, справа — армейский мотоцикл BMW R 75 с коляской. «Сороковые роковые»
Автомобилей Ford T на нынешней выставке — пруд пруди, и все разные. Это полугусеничная конверсия для движения по снежным дорогам, выпускавшаяся в штате Нью-Гэмпшир фирмой Вирджила Уайта в двадцатых годах прошлого века
«Последний, случайный...» Отменно сохранившийся троллейбус МТБ-82Д (1948 год) представлен музеем Мосгортранса
Автобус ЗИС-8 (1935 год), проходящий реставрацию в мастерской Евгения Шаманского. Еще весной, на прошлой Галерее олдтаймеров, стоял он проржавевшим и ободранным, а сейчас уже щеголяет свежеоструганным деревянным набором каркаса кузова, и даже немного жаль прятать такую красоту под обшивкою
ЗИС-Спорт (1939 год), воссозданный во всем изначальном блеске компанией Молотов Гараж
0 / 0

Автомобили на этой Галерее были представлены самые разные - от престижных Кадиллаков (их насчитывалось более десятка) до простецких фордиков модели Т, от серьезных военных грузовиков и колесных транспортеров до легкомысленных легковушек, едва переставших числиться мотоколясками. Особо стоит отметить две машины марки ЗИС конца тридцатых годов: выпускавшийся серийно лимузин 101А и уникальный, в одном-единственном экземпляре изготовленный кабриолет ЗИС-Спорт, который до сих пор можно было увидеть разве что на старых фотоснимках да на прекрасных рисунках художника Александра Захарова. Эту последнюю машину пришлось воссоздавать по сохранившимся чертежам «с нуля», - поскольку сама она до наших дней, скорее всего, не дошла, - и у кудесников из реставрационной мастерской Молотов Гараж ушло на это никак не менее десяти лет. Стильный кузов выколачивали вручную на деревянной болванке, по традиционной технологии, - а до того надо было еще подготовить саму эту болванку, поскольку детальные чертежи обводов кузова опять-таки не сохранились, и пришлось приложить усилия поистине титанические, чтобы темно-синяя двухместка стала наконец украшением ХХ Галереи олдтаймеров.

Тигельная печатная машина из Музея полиграфического оборудования при Московском государственном университете печати. Конец ХIХ столетия
Кокетливый и вычурный телефонный аппарат начала прошлого века из экспозиции московского Музея истории телефона
0 / 0

Музей Центрального телеграфа. Электрический аппарат Шиллинга для передачи символов кириллицы, середина ХIХ века. Реконструкция
Радиомузей. На переднем плане — Турист, один из первых портативных радиоприемников потребительского класса, еще ламповый, не транзисторный. На заднем — самодельный аппарат для изготовления грампластинок на использованной рентгеновской пленке, большая редкость
0 / 0

Кузнечный мех из собрания Нижегородского технического музея
«Старинные часы еще идут!» Гимна, правда, не слагают, вообще звонить не могут, но ходить — ходят
0 / 0

***

Следующая подобная выставка намечена на будущую весну. Уже известно, что проходить она будет с 7 по 10 марта 2013 года в том же самом зале того же самого павильона, что и только что завершившаяся.

Доживем до весны?

Автомобилей марки Cadillac на выставке насчитывалось в общей сложности более десятка. Эта двухдверная модель 1960 года имеет цветовое решение, в фирменных каталогах пышно именовавшееся «Солнечный закат и слоновая кость» («Sunset Glow / Cameo Ivory»)

Совместная экспозиция компаний Автокульт и Старое Время. Слева – поздний (1954) Citroёn Traction Avant; справа – довоенная Tatra
Кабиненроллер Messerschmitt FMR на стенде Камышмаша
Трехколесный одноместный Nobel в той же экспозиции
Шарманщик и его инструмент
Довоенный FIAT 500 Topolino со стенда Авторевю
Послевоенная, обтекаемая и заднемоторная, Tatra из тульской экспозиции
Где Тула – там мотороллеры! Продолжение тульской экспозиции
Эта симпатичная Tatra довоенного образца – всё, чем сочла возможностью похвастаться на нынешней Галерее компания Старое Время. Не густо
«Гаражный» уголок стенда Авторевю
Наша Победа!.. Стенд Авторевю, основная экспозиция
Этот Chevrolet Corvette 1960 года можно было купить прямо со стенда
Восхитительный шестиоконный Packard 1926 года представил коллекционер Ринат Булатов
Симпатичный седан Cadillac V-8
1930 Rat Rod на фордовских агрегатах. Экспозиция компании Trump Cars
0 / 0

«Шоферский натюрморт» - уголок стенда Авторевю
Стенд компании Bosch – победители ралли Boxberg Klassik Moscow
0 / 0

Ожидающий реставрации Lincoln K (1934) из города Видное
Восхитительный спортивный седан Cadillac 1959 года из коллекции Junkyard
Еще два автомобиля Cadillac из того же собрания, - лимузины Fleetwood 75 1953 и 1951 гг.
Еще два автомобиля Cadillac из того же собрания, - лимузины Fleetwood 75 1953 и 1951 гг.
Превосходно отреставрированный отечественный ЗИС-101А
Chevrolet 1956 года со стенда Trump Cars
Канадский Pontiac Laurentian (1966) еще не побывал в руках реставраторов. Коллекция Junkyard
Cadillac Corner - «Кадиллаковский уголок» стенда Junkyard. Слева направо машины марки Cadillac 1973, 1960, 1959, 1951 и 1953 годов. У камеры – автор
0 / 0

Технический музей в Нижнем Новгороде

Граммофон и музыкальная шкатулка. На заднем плане – стенд Авторевю
«А кругом – станки, станки, станки…» Общий вид стенда Технического музея в Нижнем Новгороде. Станок на переднем плане – сверлильный
Центральный экспонат – механизм башенных часов
Столярное стусло. 1903 год
Гаечные ключи на любой вкус и любой размер
Ажурная детская коляска несколько оживляет собой суровую производственную экспозицию
Витрина с измерительным инструментом. На заднем плане – самописец в деревянном и остеклённом корпусе.
Ещё один старинный, XVIII столетия, часовой механизм. Рядом – его циферблат
«Короче, Склифосовский!..» Этот устрашающего вида шприц был когда-то сделан в Дании, в славном городе Копенгагене
«Короче, Склифосовский!..» Этот устрашающего вида шприц был когда-то сделан в Дании, в славном городе Копенгагене
Музыкальные шкатулки разных систем и (крайний слева) ранний граммофон
Телеграфный аппарат из московского музея Центрального телеграфа. Такие были в ходу ещё лет шестьдесят назад
Стенд со старыми игрушками. Экспозиция Реанимационного центра Камышмаш
Тот же самый стенд, только это уже не игрушка! Умелец из города Перми сработал этот лимузин Bugatti Type 41 La Royale целиком из дерева; у машины вращаются колёса, вентилятор и коленчатый вал двигателя… Это надо видеть!
0 / 0

Лобзик по дереву с ножным приводом. Конец XIX – начало ХХ века
Устройство для изготовления зубных коронок. Тридцатые годы ХХ столетия
И ещё один музыкальный автомат, со сменным диском
Эта старая бормашина больше никогда и никому не причинит боли. Не надо больше её бояться
0 / 0

Экспозиция Музея бытовой радиоэлектроники. Старые приёмники – ламповые и транзисторные, довоенный портативный граммофон, армейские рации военных лет. А в углу – самодельное устройство для нарезания грампластинок «на рёбрах» (т.е. на использованной рентгеновской плёнке)

И ещё несколько экспонатов радиомузея, - «вещательные приёмники», в том числе наш первый выпускавшийся серийно детекторный ламповый аппарат 1928 года (скромная коробочка справа вверху, с двумя лампами, торчащими над корпусом). Ниже – солидный девятиламповый 9Н4 (1934 год), рядом с ним слева – знаменитый СИ-235 (1935 год)

Витрина телефонного музея. Европейские настольные и настенные аппараты конца позапрошлого – начала прошлого века, оформленные столь же эффектно, сколь и кокетливо
Витрина телефонного музея. Европейские настольные и настенные аппараты конца позапрошлого – начала прошлого века, оформленные столь же эффектно, сколь и кокетливо
Витрина телефонного музея. Европейские настольные и настенные аппараты конца позапрошлого – начала прошлого века, оформленные столь же эффектно, сколь и кокетливо
Витрина телефонного музея. Европейские настольные и настенные аппараты конца позапрошлого – начала прошлого века, оформленные столь же эффектно, сколь и кокетливо
0 / 0

«А что внутри?..» (Политехнический музей)

Шасси грузового автомобиля ЗИЛ-164А, выпускавшегося с 1950 по 1960 год
Волга показывает свои внутренности
Автопсия телефона Siemens
Победа М-20
Та же самая Победа М-20
Внутреннее устройство автомобиля Москвич-401
И вновь Победа
0 / 0

Эффектно подсвеченный изнутри Caterham
Фаэтон ЗИС-110 со стенда Реставрационной мастерской Евгения Шаманского
Очередной возрожденный Старт
Пожарная машина Dennis (США) со стенда Реанимационного центра Камышмаш
ЗИС-Спорт, вид на приборную панель
Бронированный Mercedes Бориса Ельцина
Opel Admiral 1939 года, открытый кузов ателье Glaeser в Дрездене
Автобус Уралец
Виват самому ржавому хобби! Наконец-то в Крокусе можно приобрести настоящие запчасти, а не только хромированные финтифлюшки
Jaguar Mark II (1964 год), точь-в-точь как в знаменитом фильме «Разиня» с Луи де Фюнесом
Полноприводный, полноуправляемый и двухмоторный (!) Vidal Tempo G 1200 (1939, Германия)
Полноприводный, полноуправляемый и двухмоторный (!) Vidal Tempo G 1200 (1939, Германия)
Итальянский колёсный тягач Fiat-SPA времён Второй мировой войны
Музей Мосгортранса. Слева направо – автобусы ЛАЗ-695 (1957 год), ЗИС-1454 (1947 год), троллейбусы МТБ-82Д (1948 год) и МТБЭС (1958 год)
0 / 0

Стенд Велосипедного музея Андрея Мятиева. Все экспонаты – на ходу!

Рекомендованные статьи