Восемнадцатая Олдтаймер-галерея: репортаж Андрея Хрисанфова

Фото: Андрей Хрисанфов | Никита Гудков

«Лето продолжается!» - под таким девизом прошла в подмосковном выставочном комплексе Крокус-Экспо очередная, уже восемнадцатая, Олдтаймер-галерея. И пусть на улице порой бывало прохладно - под гостеприимными сводами выставочного павильона атмосфера действительно царила по-летнему теплая.

Открытый Cadillac 1967 года из собрания компании «Старое время»

Заголовок, прямо цитирующий известную долгоиграющую пластинку американской группы Beach Boys, выбран неслучайно: именно духом солнечной Калифорнии были старательно пропитаны все четыре дня работы Галереи. И тематически оформленные экспозиции, и пестрые одежды стендистов, и специально подобранное музыкальное сопровождение навевали именно такие ассоциации. Границы, заворачивающие наш маленький и тесный шарик в потрепанное лоскутное одеяло, здесь истончились и растаяли; дистанции перестали существовать вовсе - от американского сельского амбара до московской коммуналки можно было дойти неспешным шагом за минуту, заглянув по пути еще и в Нижний Новгород, и в славный город Камышин, и в начало прошлого века со всеми тогдашними велосипедами и безлошадными экипажами (тут уже вспоминаются ранние Bee Gees), и в «золотые шестидесятые» с их простодушным стремлением поскорее оторваться от земли и воспарить в звездные выси, «до Сатурна дойти пешком»…

Стильное купе Mercedes-Benz 320 N в процессе реставрации «под хозяина»
Пожарный автомобиль на американском шасси REO Speedwagon (1929 г.)
Превосходно отреставрированный Cadillac V-8 (1930 г.) из города Видное
Самый первый Dodge Charger (1966 г.)
0 / 0

Нагрузку ядра экспозиции, ее смыслового центра, несли два стенда, образовывавшие, точно мифические Сцилла и Харибда, своего рода входные ворота. Через проход друг от друга стояли первый автомобиль в мире - трехколеска Карла Бенца - и первый автомобиль, построенный в России Евгением Яковлевым и Петром Фрезе. Первому в нынешнем году сравнялось 125 лет, второму - 115. Оба, понятное дело, были реконструкциями, а не оригиналами, но нашу машину можно было даже завести «кривым стартером», и она, дрожа крупной дрожью, весело чухала своим одноцилиндровым моторчиком на радость публике, тогда как немецкий предшественник чинно высился на своем постаменте памятником самому себе и никаких попыток пробудиться к жизни не предпринимал. Реплику машины Яковлева и Фрезе реставраторы Авторевю подготовили еще 15 лет назад, к столетию появления этого автомобиля на свет, - а сейчас довели до работоспособного состояния и его двигатель. Так что теперь он из макета превратился в полноценный ходовой образец.

Воссозданные реликвии — трехколесный Benz (слева, возле заголовка) и автомобиль Яковлева и Фрезе (вверху). Они были первыми: один в мире, другой в России
Мотор отечественной машины можно было даже запустить — и тогда вокруг нее собиралась плотная толпа зрителей
0 / 0

В прежние времена роль «специальных гостей» Олдтаймер-галереи играли и хот-роды, и правительственные лимузины, а сейчас - поделки отечественных мастеров, в былые времена конструировавших и строивших себе автомобили самостоятельно, не полагаясь на консервативный и не слишком-то для обычного человека доступный официальный автопром. Когда-то их показывали по телевидению в программе «Это вы можете», посвящали им обширные публикации в прессе, а потом как-то вдруг забыли - и вот только сейчас вспомнили. Вовремя вспомнили: за редким исключением то, что удалось собрать и показать в Крокусе, пребывает на текущий момент ­­в­ ­состоянии весьма и весьма плачевном; еще немного - и вспоминать было бы просто не о чем. Даже при самом беглом знакомстве с этим разделом экспозиции бросается в глаза то, что самодельные машины относятся к типажам, автомобильной промышленностью страны игнорировавшимся совершенно, - это либо вездеходы, в продажу отродясь не поступавшие, либо амфибии, либо двухдверки спортивного типа (и довольно-таки авангардного для своего времени вида). Автомобилестроение не желало прислушиваться к нуждам потребителей - и в результате оказалось там, где оно сейчас…

Три самодельных автомобиля КД, выполненных по проекту замечательного художника Э. Молчанова на агрегатах ЗАЗ-965, и им же придуманный бескапотный Муравей — в своем нынешнем состоянии. Душераздирающее зрелище
Купе Buick 1932 года тоже нуждается в серьезной реставрации. Но механик еще не вышел из запоя…
Хот-род Chevrolet Bel Air (1954 г.)
0 / 0

Еще один примечательный экспонат - посадочный макет танка Т-34, выполненный кузовной мануфактурой А.Бушуева специально для киносъемок в интерьере танкового «салона». Внешне он не особо авантажен, зато внутри предельно подробен и аутентичен; кроме того, многие внешние панели выполнены съемными, что позволяет кинокамере заглянуть внутрь «танка» под самыми разным углами и запечатлеть разворачивающееся там актерское действие, а также обеспечивает возможность правильно установить свет при съемке, - что на настоящем танке весьма и весьма проблематично. Неподвижная и даже лишенная гусениц «тридцатьчетверка» была постоянно облеплена детворой, очень довольной подвернувшейся возможностью посидеть во взаправдашнем танке, - по броне-то ползали многие, машин-памятников в нашем богоспасаемом отечестве предостаточно, да только вот люки у них у всех заварены наглухо и внутрь не попасть никак. А тут, в Крокусе, - пожалуйста.

Внутри этот «танк Т-34» — совсем как настоящий!
Кабриолет Pontiac Bonneville (1965 г.) тоже принадлежит компании «Старое время» — и украшает собой ее стенд на выставке
0 / 0

Олдтаймер-Галерея все более и более обретает характер семейного развлечения - многие приходят сюда целыми семьями, с женами и детьми, а иногда и с пожилыми родителями. Старики ностальгируют по ушедшим временам, мужья и сыновья любуются экспонатами (в этом году было чем полюбоваться!), а для дам, чтобы они не скучали, предусмотрены киоски с модными шляпками, платками и всякой бижутерией - «никто не уйдет обиженным». Но, конечно же, реставраторы и просто любители антикварной техники по-прежнему среди посетителей превалируют, сопоставимого по масштабам тематического мероприятия у нас в стране просто нет. Хорошо еще, что Галерея проводится не один раз в год, а дважды - весной и осенью. Следующая будет проходить здесь же, в Крокусе, с 8 по 11 марта 2012 года. До весны!

Машина марки Труд — тоже самодельная, но находится в удивительно хорошем состоянии для автомобиля, сделанного в 1964 году. У нее стальной кузов со сложной пластикой бортов и… трехцилиндровый мотор, тоже спроектированный и изготовленный собственноручно автором конструкции Д. Кучеренко (что вообще-то редкость, обычно «самодельщики» старались использовать фабричные двигатели)

Рекомендованные статьи