Чем удивил автосалон AutoChina 2014 в столице Китая? Рассказывает Сергей Знаемский
Чем удивил автосалон AutoChina 2014 в столице Китая?
Первыми китайскими автомобилями, которые десять лет назад начали поступать в Россию, были внедорожники - автопром Поднебесной в начале 2000-х годов занимался почти исключительно производством лицензионных и не очень «джипов» японского происхождения. И вот теперь, пройдя долгий путь поисков себя, китайская автоиндустрия словно вернулась к истокам - на стендах Пекинского автосалона снова почти сплошь внедрожники и кроссоверы. Но теперь большей частью компактные и модные - во всяком случае в той мере, в которой это понимают китайцы. Хотя в Пекине хватало «джипов» и от мировых производителей.
Были, конечно, и седаны, и хэтчбеки, и, как водится, китайские лимузины вместе с суперкарами. Но именно спрос на машины сегмента SUV за год в Китае вырос на 49%, и поэтому своеобразным символом выставки стал концептуальный вездеход BJ100, созданный пекинским концерном BAIC.
Аббревиатура BJ - это Beijing Jeep, так называлось первое автомобильное СП в Китае, которое в 1984 году начало выпускать Jeep Cherokee для местного рынка. И хотя с 2006 года BAIC автомобилей Jeep уже не выпускает, любовь китайцев к внедорожникам не ослабевает.
А уж если эти внедорожники еще и «люксовые», а кроме того именитые и спортивные...
Пекинский BJ100 - словно кривое зеркало для концепт-кара Mercedes Coupe SUV, купе-кроссовера, который тоже впервые был показан в Пекине. А тот в свою очередь - мерседесовское отражение идей, заложенных в BMW X6.
Смесью спорткара и кроссовера оказался и Audi TT Offroad, созданный на основе паркетника Audi Q3 грядущего поколения. Более желанных новинок для китайской публики не придумать.
Правда, компания BMW при этом премьеру кроссовера X4 устроила не в Пекине, а в Нью-Йорке, зато в Китай привезла концептуальный седан Future Luxury - прообраз будущего флагмана, причем необязательно именно «семерки», вполне возможно, что это будет автомобиль на ступеньку выше: например, седан девятой серии.
В отсутствие X4 больше внимания досталось паркетнику Lincoln MKX, хотя это тоже пока только концепт-кар. Воодушевившись относительно удачным «рестартом» в Америке, фордовцы отправляют свое люксовое подразделение на покорение Китая - продажи тут начнутся осенью в восьми дилерских салонах. Ставка, естественно, на седаны и кроссоверы, причем нишу между Навигатором и моделью MKC на основе фордовской Куги займет среднеразмерный кроссовер MKX. Но не тот, что сейчас продается в Америке, а новый - побратим грядущего кроссовера Ford Edge (его прототип был показан на Детройтском автосалоне) с той же платформой от Куги, но растянутой в длину и в ширину.
А снизу в смежную кроссоверную нишу стучатся бренды попроще. Стенд подразделения DS, на котором публике показывали серийный Citroen DS 6WR, специально расположили подальше от «материнского» ситроеновскго стенда, ведь там одновременно был представлен соплатформенный паркетник Citroen С-XR, пусть пока и в концептуальном виде. Причем в основе обоих этих автомобилей лежит переднеприводник Peugeot 2008, который тоже впервые вышел на китайский рынок.
А компания Hyundai специально для Китая создала кроссовер ix25 - компактнее, чем ix35, хотя техника у этих машин будет общей.
При этом в Китае не менее востребованны и кроссоверы иного жанра - проще, крупнее и утилитарнее. Недаром те же фордовцы вдобавок ко всем своим кроссоверам будут выводить на рынок Поднебесной еще один автомобиль - внедорожник Ford Everest на основе пикапа Ranger. Он был создан и впервые показан прошлым летом в Австралии, но выпускать его будут не только в Таиланде, но и в Китае, на мощностях СП Jianling Ford.
И недаром лицензионный Mitsubishi Pajero II тут до сих пор выпускается на заводе Chengfeng и пользуется спросом, а в прошлом году он даже перенес фейслифтинг и вышел на рынок под именем Leopard Q6.
А что же оригинальные, полностью разработанные в Китае кроссоверы и внедорожники?
Их - море. Но вот что удивительно: спустя столько лет поиска китайцами собственного стиля и заучивания ноу-хау большинство из новинок салона или тех машин, что только-только вышли на местный рынок, выглядит на одно лицо. Не без исключений, конечно. Например, в компаниях Chery и Great Wall (вместе с подразделением Haval) уже довольно долго работают целые команды именитых дизайнеров из Европы и Америки.
Бывший джиэмовец Джеймс Хоуп и пришедший из Porsche Хакан Сорокогу довольно последовательно работают и над новыми серийными моделями, и над концепт-карами Chery, и экспериментальный кроссовер Chery β может довольно скоро превратиться в новый маленький кроссовер семейства Tiggo - это как раз то, что не удалось в случае с моделью Indis.
А в фирме Great Wall переосмысление дизайна продолжается, ведь бывшего мерседесовца Андреаса Дюфеля, который совмещал пост шеф-дизайнера и руководителя независимого дизайн-бюро TJ Innova, осенью сменил Пьер Леклерк - до того времени главный стилист подразделения BMW М. А вместе с ним пришла и целая команда бээмвэшников - экстерьерщиков и интерьерщиков.
Неудивительно, что у созданного ими концептуального кроссовера Haval Coupe такие баварские и взгляд, и формат - смесь купе и внедорожника.
Но в целом китайские производители пришли к не то чтобы похвальному единообразию, и я даже спустя два дня работы в Пекине, бывает, путаю кроссоверы FAW T012 и Haima 5, JAC S5 и Haval H2, Haval Coupe C и Changan SC75, FAW X80 и Dongfeng AX7...
А дополнительную сумятицу вносит то, что новинки в Китае и в России шагают «не в ногу».
Это в России компания Chery только-только начала продавать модернизированный Tiggo 3 с вариатором, а в Китае только что выпущены на рынок заново доработанные машины - с новым передком и подретушированным интерьером. У нас они появятся не скоро, так как в первую очередь на наш рынок будут выводить полностью новый кроссовер Tiggo 5 и седанчик E3, которые в Поднебесной уже продаются.
Или, например, на отечественный рынок заново выходит компания BYD, но если у нас компания Ирито будет продвигать кроссовер S6, то в Китае летом в производство будет запущен его преемник BYD S7 - с измененным дизайном и новым двухлитровым турбомотором (примерно 205 л.с.). А в Пекине впервые показали его гибридную версию BYD Tang - c силовой установкой совокупной мощностью 354 л.с.! В Россию S7 попадет как минимум через год.
Словом, с наскока во всех пекинских премьерах не разберешься, поэтому подробно я расскажу о них уже на страницах следующего печатного выпуска Авторевю, который выйдет в начале мая.
Не пропустите!