Чем запомнится прошедший Франкфуртский салон?

Чем запомнится прошедший Франкфуртский салон?
Выставки | АР №18 2011
Фото: компании-производители | Павел Карин | Сергей Знаемский

Чем запомнится прошедший Франкфуртский салон? Традиционно огромные стенды немецких концернов говорили о том, кто сейчас правит автомобильным миром. Но если в трехэтажном мерседесовском холле звучали намерения вернуть лидерство в «большой тройке», то в павильоне BMW все серийные новинки едва умещались на одной сцене, а экспозиция Audi разрослась настолько, что отдельный холл ингольштадтцев оказался едва ли не больше общего зала всех других фольксвагеновских марок.

Обилие премьер свидетельствовало о том, что последствия кризиса трехлетней давности окончательно остались позади, а сосредоточенные лица автомобильных топ-менеджеров - что деловой мир встревожен наступлением новых финансовых неприятностей, которые уже ударили по Европе.

Электромобильная истерия схлынула - во Франкфурте на первых ролях были автомобили для сегодняшних реалий: Fiat Panda, Honda Civic, «единичка» BMW, Mercedes B-класса, Hyundai i30, Opel Zafira… Почти обо всех из них мы уже рассказывали, а с некоторыми даже успели познакомиться лично. В потоке серийных новинок и концепт-каров сложно найти общий вектор, но в этот раз во Франкфурте было на редкость много «камбэков» - реинкарнаций знаковых автомобилей и идей. Самая главная реинкарнация - новый Porsche 911. А самая противоречивая - концептуальный Land Rover DC100, который был представлен как Defender XXI века.

Они возвращаются

На стенде компании Land Rover я начал с главного вопроса.

- Во что вы решили превратить Defender?

Шеф-дизайнер Джерри Макговерн медленно меняется в лице. Вопрос не просто больной - единства относительно судьбы Дефендера не было даже в рядах самой компании.

- Мы слишком зациклены на собственном прошлом, нам нужно перестать быть его заложниками и смотреть в будущее, - объясняет Макговерн. - Да, Defender - легенда, но если взглянуть трезво - это дискомфортный, неэкономичный, устаревший автомобиль, не отвечающий никаким современным требованиям. Вы говорите об истинных поклонниках? Defender покупают всего лишь 20 тысяч человек в год. Мы больше не можем позволить себе выпускать такие автомобили!

Концептуальные DC100 и открытый DC100 Sport легендарный вездеход напоминают лишь стилистически - у них гибридные силовые агрегаты, восьмиступенчатые «автоматы», системы сканирования препятствий перед бампером, эхолот для «прощупывания» бродов, функция «старт-стоп» - и независимая подвеска всех колес. Если заглянуть под днище «концептов», а потом под серийные Ленд Роверы, станет ясно: DC100 сделан на основе платформы Discovery. Само собой, такой Defender производить выгоднее и покупателей он найдет гораздо больше. Но как быть, например, с теми же медиками, знаками которых украшены концепт-кары, - с клиентами, кому нужен не имидж легенды, а именно утилитарный и выносливый внедорожник?

Макговерн вспыхнул.

- О новом Дефендере судить по концепт-карам нельзя! Решение о платформе мы еще не приняли. К тому же кто вам сказал, что техника полувековой давности лучше современных шасси по возможностям и надежности? Вы даже не представляете, насколько революционным может быть этот автомобиль. Я поставлю всю свою карьеру на то, чтобы доказать, что выбранное нами направление верно!

Land Rover DC100 Sport
Land Rover DC100 Sport
Land Rover DC100
0 / 0

Кстати, по словам англичан, нынешний Defender, возможно, продолжат выпускать мелкими партиями по спецзаказам. А новый... Наверное, Ленд Роверу и впрямь нужно двигаться вперед - по следам коллег из отделения Jaguar, которые решили перестать быть заложниками собственных традиций. И, кажется, не жалеют.

Во Франкфурте ягуаровцы объявили, что первый этап преображения компании закончен, модельная линейка полностью обновлена, теперь стартует фаза номер два - расширение гаммы. Но тут как раз пришлось обратиться к корням - концептуальный Jaguar C-X16 должен продолжить род компактных спорткаров, которыми англичане славились в середине прошлого века. Двухместный С-X16 не только меньше модели XK, он компакт­нее Porsche 911 прежнего поколения - 4445 мм в длину, колесная база - ­2622­мм.­ Кокпит водителя нарочито отделен от пассажира, а управление восьмиступенчатым «автоматом» возложено не на новомодную шайбу, а на традиционный селектор. Кузов и шасси полностью алюминиевые, под капотом - трехлитровая бензиновая «шестерка» нового поколения, которая с механическим нагнетателем развивает 380 л.с. Но в «автомат» вживлен еще и мотор-генератор, а за спинками сидений установлена небольшая литий-ионная батарея: энергию, запасенную во время торможений, она по команде водителя отдает на разгоне, обеспечивая кратковременную добавку мощности в 95 л.с.

Через пару лет маленький Jaguar пойдет в производство почти в неизменном виде. Cерийный С-X16 - часть масштабного инвестиционного плана: в развитие компании Jaguar Land Rover индийцы готовы инвестировать по 1,5 млрд евро ежегодно. Но осложнить планы может внезапная отставка главы компании Tata Motors Карла-Питера Фостера. Он ушел «по личным причинам», а ведь под его руководством Jaguar Land Rover этой весной впервые за много лет начал приносить прибыль...

Jaguar С-X16
Jaguar С-X16
Jaguar С-X16
0 / 0

Другая попытка вернуть забытое старое - новый Maserati Kubang. Пусть серийного кроссовера у итальянцев никогда не было, но еще в начале прошлого десятилетия в Maserati всерьез размышляли над таким автомобилем, а в 2003 году в Детройте даже был представлен полноприводный универсал Kubang GT Wagon. Броситься в погоню за Porsche тогда не удалось - подходящей платформы не было ни у Ferrari, ни у ФИАТа. Теперь Maserati входит в фиатовский альянс с корпорацией Chrysler - о возможности использовать полноприводные платформы отделения Jeep Серджио Маркьонне обмолвился почти сразу после слияния. В Модене быстро вспомнили былые наработки, и вот - новый Kubang. Концепт-кар почти десятилетней давности был заказан в фирме ItalDesign, а нынешний, несмотря на то, что все последние годы Maserati пользовалась услугами ателье Pininfarina, сделан собственными силами. Но с исчезновением пининфариновского шильдика стилистической революции не произойдет - ведь фиатовский Centro Stile возглавляет Лоренцо Рамачотти, прежде работавший в ателье Pininfarina над обликом и седана Quattroporte, и купе GranTurismo.

Кроссовер Maserati мы ожидали увидеть именно таким - фирменная решетка радиатора, профиль оконной линии, как у Quattroporte. Сильным наклоном задней стойки Kubang больше похож на BMW X6, нежели на основного конкурента - Porsche Cayenne. Интерьер еще не закончен - приборы от GranTurismo и почти голая передняя панель.

Плохо скрывая неловкость, итальянцы все же признают: Kubang создан на основе внедорожника Jeep Grand Cherokee. То есть Maserati будет выпускать автомобиль на шасси, которое, в свою очередь, заимствовано у Мерседеса. Такие времена.

- Но двигатели будут исключительно итальянскими! - заверяют в Maserati.

Под капотом окажутся собственные бензиновые агрегаты, которые разрабатываются на замену нынешним моторам, созданным вместе с Ferrari, - ожидается, что это будут шестицилиндровые двигатели с турбонаддувом. Коробка передач - восьмиступенчатый «автомат».

Выпускать Kubang будут либо в Модене, либо на бывшем пининфариновском заводе в Грульяско, либо на одном из крайслеровских заводов в Америке. Причем последний вариант нельзя исключать еще и потому, что к 2013 году, когда Kubang пойдет в серию, на конвейер не загруженного сегодня завода Maserati встанет Quattroporte нового поколения (он появится в будущем году), а в Грульяско будет налажен выпуск более компактного седана бизнес-класса, который призван резко увеличить объем продаж Maserati.

Maserati Kubang
Maserati Kubang
0 / 0

Среди самых заметных франкфуртских «возвращенцев» и новая Audi A2 - пока что тоже в концептуальном виде. Что осталось от исходной идеи, кроме имени? Издали машину можно даже принять за A1, хотя пятидверная «двойка» выше и однообъемнее. Кузов концепт-кара сделан из алюминия и композитных материалов, благодаря чему A2 весит всего 1150 кг, притом что между сэндвич-панелями пола здесь спрятана литий-ионная батарея. В движение машину приводит 80-сильный электромотор (пиковая мощность может достигать ­116 л.с.),­ а запас хода составляет почти 200 км. Выставочный A2 лишен привычных «механических» рулевой и тормозной систем - управление осуществляется «по проводам». Из других любопытных «примочек» - круиз-контроль, берущий на себя управление автомобилем в пробках, и бортовые огни - светодиодные полосы, проходящие по боковинам, разными световыми сигналами обозначают разгон, торможение и повороты A2.

Рыночную неудачу первого A2 ингольштадтцы объясняют только тем, что марка Audi на тот момент еще не была достаточно премиумной для недешевого алюминиевого однообъемника. Теперь все иначе - Audi, наоборот, возвращается в низшие сегменты и рассматривает вопрос серийного выпуска нового A2. Правда, люди из Audi признались, что серийный вариант, над которым они работали, все же будет иметь стальную конструкцию и в основу машины ляжет модульная платформа, на которой будут построены Volkswagen Polo и Audi A1 грядущих поколений.

Audi A2
Audi A2
Audi A2
0 / 0

Едва ли не самой насущной из франкфуртских премьер для нас должна стать Skoda Mission L, то есть Миссия Лимузин - почти серийный вариант бюджетного хэтчбека для развивающихся стран.

Это не новая Octavia - ее представят позже, и она будет больше и богаче нынешней. А миссия Mission L - повторить успех Октавии первого поколения, которую год назад сняли с производства. Слагаемые успеха все те же - кузов лифтбек с подъемной пятой дверью, просторный салон, 500-литровый багажник - и дизайн. Mission L станет первой серийной Шкодой, созданной шеф-дизайнером Йозефом Кабаном. Платформа - та же, что у седана Volkswagen Polo, но с растянутой колесной базой Skoda окажется крупнее (4,5 м в длину).

Производство развернется в Чехии, Китае и России - у нас новую Шкоду, скорее всего, будут выпускать в Калуге. Официальный выход в свет запланирован на конец будущего года, а позже не исключено и появление версии с кузовом универсал.

Skoda Mission L
Skoda Mission L
Skoda Mission L
0 / 0

Своего рода возвращением к истокам можно считать и кабриолет Cadillac Ciel, привезенный во Франкфурт после августовского показа на конкурсе элегантности в Пеббл-Бич. Длиннющий четырехместный кабриолет с двигателем мощностью 425 л.с. - почти Eldorado нового времени! И с поправкой на современные технологии - Ciel оснащен бензиновой «турбошестеркой» 3.6 с электромеханической трансмиссией и полным приводом.

Над омоложением клиентов и возрождением престижа Кадиллака американцы бьются не первый год, пока - с переменным успехом. Проблема еще и в отсутствии автомобиля-иконы - какой из нынешних Кадиллаков тянет на звание легенды? Два года назад на автосалоне в Детройте во флагманы прочили концептуальный седан XTS Platinum, но стоит ли возлагать эту роль на Cadillac, построенный на растянутом шасси Опеля и Сааба? Другое дело Ciel - в его основе новая платформа с классической компоновкой. Длина (5174 мм) и расстояние между осями (3175 мм) - почти как у Мерседеса S-класса. Если джиэмовцы на волне реакции публики дадут проекту зеленый свет, серийный Ciel может появиться года через три-четыре.

Cadillac Ciel
Cadillac Ciel
Cadillac Ciel
0 / 0

Был во Франкфурте и «камбэк», которого не случилось, - это Volkswagen up! Концепт-кар подкупал оригинальностью заднемоторной компоновки и мелочей вроде поворотных подголовников и необычных дефлекторов вентиляции. Но платформа от Polo оказалась дешевле, дефлекторы должны обдувать и задних седоков, а подголовники - отвечать требованиям безопасности. И в итоге up! получил заурядную фольксвагеновскую начинку. Разочарование не скрасили даже намеки немцев на то, что в семействе могут появиться самые необычные модификации - в виде концепт-каров на салоне были показаны up! с псевдовнедорожным обвесом, up!-тарга и даже up!-багги.

Volkswagen up! azzurra
Volkswagen buggy up!
Volkswagen buggy up!
0 / 0

Знаки восклицания

- Наступившее десятилетие должно стать десятилетием Мерседеса.

Такую цель глава концерна Daimler поставил этим летом в обращении к подчиненным по случаю 125-летия патента Карла Бенца. К 2020 году, по плану Цетше, мерседесовская линейка расширится еще на 10 моделей, появятся рожденные в кооперации с Renault новый smart и коммерческий фургончик, мерседесовскую платформу для своих автомобилей гольф-класса будет использовать Infiniti. Ну а главное - к концу этого срока Mercedes должен вновь стать премиум-брендом номер один, опередив и Audi, и BMW. Во Франкфурте на мерседесовском стенде одновременно дебютировали и новый кроссовер ML, и хэтчбек B-класса, и родстер SLS AMG, и… Mercedes S-класса образца 2025 года - так был представлен концепт-кар Mercedes F125! Причем восклицательный знак - это тоже часть имени автомобиля. Хотя более уместным был бы знак вопросительный. Это Mercedes?

Если бы не звезда на носу, округлый автомобиль со впалой кормой и припухшей решеткой радиатора смотрелся бы на мерседесовском стенде чужаком - с нынешними серийными моделями F125! имеет еще меньше общего, чем противоречивый «концепт» F700 двухлетней давности. Форму почти пятиметрового кузова сами мерседесовцы называют полутораобъемной, его конструкцию - гибридной. Силовая структура выполнена из алюминия и высокопрочной стали, подъемные двери во весь борт - из углепластика. В движение F125! приводят четыре электромотора - по одному на каждое колесо - аналогичные тем, что установлены на электросуперкаре SLS AMG E-Cell. Максимальная суммарная мощность - 313 л.с. Первые 50 км моторы питает энергией литиево-серная батарея, а после электричество начинает вырабатывать водородный электрохимический генератор. Баки для водорода расположены под передними и задними сиденьями, но снижение давления в них с 700 до 30 атм позволило отказаться от цилиндрической формы баллонов - 7,5кг водорода хранится в коробчатых резервуарах, интегрированных в силовую клетку кузова. Общий запас хода - почти 1000 км.

От расположения электромоторов, баков и огромной колесной базы (3333мм)­ выиграли пассажиры. Дизайнеры - и не только мерседесовские - все чаще заменяют автомобильный интерьер ­меблировкой. Вместо индивидуальных задних кресел в просторном салоне F125! - почти плоская софа. Зато вокруг водителя - такой не свойственный Мерседесам высокий кокпит с развернутой влево центральной консолью. Как тут не вспомнить, что до конца прошлого года за направление перспективного дизайна и работы над «концептами» серии F в команде мерседесовского шеф-дизайнера Гордона Вагенера отвечал Карим Хабиб - тот самый автор облика нынешней «семерки» BMW, который в начале 2009 года перебрался в Штутгарт, а потом… вернулся в Мюнхен и сейчас руководит всеми стилистами марки BMW.

А может, F125! - это диверсия?

Взгляд в будущее компании Ford во Франкфурте олицетворял концепт-кар Evos.

- Несколько лет назад мы с Мартином Смитом приняли непростое решение - делать красивые автомобили...

Главный фордовский дизайнер Джей Мэйс улыбается, но глаза за стеклами очков остаются серьезными. Согласно концепции One Ford, одни и те же фордовские модели будут продаваться по всему миру, но как угодить эстетическим пристрастиям покупателей в Америке, Европе и Азии одновременно?

- Нам поможет интернет, - уверен интеллигентный Мэйс. - Ведь сейчас люди во всем мире, особенно молодежь, смотрят одни и те же сайты и впитывают одну и ту же культуру...

Эталоном и провозвестником нового фирменного стиля эпохи One Ford будет Evos, созданный в европейской дизайн-студии в Кельне под руководством Мартина Смита, Штефана Ламма и Морэя Кэллама. Но много ли в нем общего с нынешними «кинетическими» Фокусами и Фиестами? От гипертрофированных фар решено отказаться - светотехника что спереди, что сзади максимально компакт­на. Трапеция фальшрадиаторной решетки сузилась, поднялась выше и приобрела отрицательный наклон - по словам дизайнеров, это позволит Фордам, оставаясь доступными, выглядеть дороже и взрослее. Приглядитесь - в хмуром взгляде Эвоса, в мускулах передних крыльев и боковин вообще куда больше от моделей Mustang и Taurus, чем от европейских фордиков. Дизайнерская инициатива снова вернулась к Америке? И не потому ли представлял Evos во Франкфурте именно работающий в Штатах Мэйс, а не Смит?

Кто станет первенцем новой дизайн-эры? Узнаем в начале следующего года: скорее всего, это будет среднеразмерный седан или хэтчбек на смену американской модели Fusion. Но новый Mustang, по словам фордовцев, будет очень интересным. Ждем.

Ford Evos
Ford Evos
Ford Evos
0 / 0

В новом обличье перед публикой предстал и Seat - концептуальный седан IBL во многом должен определить судьбу марки. В прошлом году в концерне Volkswagen испанцам дали последний шанс. Урезание расходов и размещение в Марторелле производства кроссоверов Audi Q3 уже позволило на треть сократить убытки, но объем продаж не растет. Следующая часть пятилетнего плана спасения - запуск с 2012 года четырех новых моделей. Среди них будут новый Leon, кроссовер Tribu - и среднеразмерный седан, в который превратится IBL. Подтянутый IBL напоминает прежние Альфы пининфариновским ребром вдоль борта. А интерьер Сеатов, судя по убранству концепт-кара, станет ближе к автомобилям Audi, нежели к Фольксвагенам.

Любопытно, что концептуальный седан IBL публике представлял новый сеатовский шеф-дизайнер Алехандро Месонеро-Романос, хотя машина создана под началом Люка Донкервольке. Но минувшим летом бельгиец Донкервольке без лишней помпы был переведен в отдел перспективного дизайна всего концерна VW, где он заменил ушедшего в Ferrari Флавио Манцони. А в Seat на замену пригласили Месонеро-Романоса, который десять лет назад ушел из испанской компании в Renault, а последние два года работал в корейском отделении RenaultSamsung. Перестановка выглядит не столько повышением Донкервольке, сколько сигналом, что свою миссию в Сеате он уже выполнил. Или, наоборот, не выполнил. Но это мы узнаем только после того, как новые Сеаты появятся у дилеров.

Seat IBL
Seat IBL
Seat IBL
0 / 0

А самым неожиданным образом преобразился SsangYong. Конверсия продолжается - вместо внедорожников у компании появится еще один паркетник, причем даже более компактный, чем новый Actyon. Его прототип во Франкфурте носил обозначение XIV-1. На этот раз корейцы нацелились на жанр, в котором выступает Nissan Juke, - SsangYong почти идентичен по размерам. Если дизайн Актиона был заказан у Джуджаро, то работу над XIV-1 поручили ателье IDeA, которое, кстати, с недавних пор возглавляет корейский стилист Ли Кен-Йол, прежде работавший в Ferrari и Hyundai. Вышло ярко, хотя и не без очевидных заимствований. Новый паркетник получит актионовскую полнопривод­ную трансмиссию, но будет доступен и в моноприводном варианте. Под капотом может быть установлен либо бензиновый двигатель 1.6, либо дизель того же рабочего объема, для обоих предусмотрены шестиступенчатые «механика» и «автомат». Но интересно, что Actyon даже в бытность концепт-каром оформлен был довольно скромно, а XIV-1 сделан с лоском и технологическим шиком: двери без рамок, индивидуальные кресла, сенсорные панели. А в пресс-материалах то и дело встречается слово «премиум». Посмотрим, как оно будет на деле: ведь до запуска в серию премиум-кроссовера корейской компании нужно еще как минимум дожить.

SsangYong XIV-1
SsangYong XIV-1
SsangYong XIV-1
0 / 0

Нетрадиционная ориентация

На стенде Volvo легко было обознаться - казалось, на подиуме вновь оказался концепт-кар Universe, который шведы показывали еще в Шанхае (АР №9, 2011). Но от имени Universe остался только первый звук, теперь это Volvo You. Техника прежняя: перспективная платформа SPA (Scalable Platform Architecture), рассчитанная на поперечное расположение силового агрегата и четырехцилиндровые моторы (накануне выставки вольвовцы объявили, что будут отказываться от «шестерок» в пользу форсированных «четверок»), - на этой основе по модульному принципу в будущем будут созданы все автомобили Volvo. А дизайн...

Концептуальный Universe, который был представлен в качестве нового фирменного «лица» марки, шанхайская публика, как говорят сами вольвовцы, приняла благожелательно - но весь остальной мир принял изображения машины... скажем, неоднозначно. Противоречие вольвовцы устранили своеобразно.

- Дизайн мы изменили так, чтобы машина, прежде всего, выглядела привлекательно на картинках и понравилась интернет-публике, - признавались во Франкфурте дизайнеры. Теперь у концепт-кара зауженные фары и более широкая решетка радиатора.

А еще Universe лишился небольшого хвостика багажника, придававшего ему черты седана, - ведь солидный автомобиль в Поднебесной должен иметь трехобъемный кузов. В Европе все наоборот - крупные седаны тут все менее актуальны, а Porsche Panamera, баварская «пятерка» GranTurismo и Audi Q7 открыли моду на бизнес-хэтчбеки. «Почему бы не попробовать и нам?» - говорят на Volvo. Выходит, новый большой Volvo, который грядет на смену модели S80, мы можем увидеть и в нетрадиционном пятидверном варианте?

Пикантность нынешним стилистическим метаморфозам Volvo придает то, что работу дизайнеров курирует лично председатель Ли - бизнесмен Ли Шу-Фу, владелец компании Geely, которой принадлежит Volvo. Говорят, с нынешним шеф-стилистом Volvo Питером Хорбери он общается стихотворными посланиями...

Бизнес-хэтчбеки вместо бизнес-седанов - эту волну во Франкфурте подхватила не только Volvo. Концептуальный Peugeot HX1 по длине (4956 мм), высоте (1373 мм) и запасу пространства для двух задних пассажиров соответствует привычным представлениям об автомобиле бизнес- или представительского класса. Но по компоновке это даже не хэтчбек, а однообъемник. Главная изюминка салона - дополнительные сиденья, словно ложечки, вложенные в контуры передних кресел. Отодвинув их, число посадочных мест можно увеличить с четырех до шести - правда, место для ног задних седоков сократится более чем вдвое.

Volvo You
Volvo You
0 / 0

Peugeot HX1 - это дальнейшая эволюция стиля, предложенного командой дизайнеров под началом бывшего ситроеновца Жиля Видаля: кузовные поверхности становятся все рельефнее, силуэт - лаконичнее, проработка деталей - изощреннее. Французы говорят, что их цель - сделать Peugeot не только изящнее, но и роскошнее. Серийное воплощение - вопрос времени, в будущем люкс-однообъемник вроде HX1 вполне может дополнить семейство Peugeot 508. Тем более что концепт-кар использует серийную дизель-электрическую силовую установку Hybrid4 в ее самом мощном варианте: передние колеса приводит дизель 2.2 (204 л.с.) от Peugeot 508 GT, а задние - 70-киловаттный электромотор с питанием от литий-ионной батареи. Причем снизить расход топлива призвана и активная аэродинамика машины - на скорости из задней кромки крыши выдвигаются плоскости спойлеров, а из колесных спиц - лопасти, организующие поток воздуха возле колес.

Peugeot HX1
Peugeot HX1
Peugeot HX1
0 / 0

На стенде Kia совсем другой большой хэтчбек - с лаконичным именем GT. Купейный силуэт, благородные пропорции, четырехместный салон и - первое в истории Kia заднеприводное шасси! Не будь в интерьере, на молдингах крыши и на тормозных суппортах китчевой позолоты - получился бы Aston Martin Rapide для небогатых.

Kia GT
Kia GT
Kia GT
0 / 0

В основе машины - укороченная зад­неприводная платформа, на которой построен седан Hyundai Genesis. Но Kia GT компактнее - по размерам (4690 мм в длину, колесная база 2860 мм) он близок к пятидверке Audi A5 Sportback. Под капотом - «шестерка» с наддувом 3.3 мощностью 295 л.с. и восьмиступенчатый «автомат» ZF, управление которым, как на Ягуарах, возложено на вращающуюся шайбу.

На стенде фирмы Fisker еще одна пятидверка - Surf. Не успев толком начать продажи гибридного седана Karma, Хенрик Фискер представил его вариант с кузовом shooting brake. Хэтчбеко-универсал Surf выглядит изящно, в салоне высоченный центральный тоннель (под ним скрыта литий-ионная батарея), забавные детальки вроде кожаной коробочки с салфетками, закрепленной между задними креслами. Но роскоши не ощущается - и тем больше внимания привлекают огрехи в подгонке мелких деталей. Предсерийный вариант? Нет, в таком виде Surf и пойдет в производство, но... следующим летом. Между тем за седан Karma просят минимум 86 тысяч евро, а Surf будет еще немного дороже. Заряда батареи обоим хватает на 80 км пути, а после в дело вступает бензиновая «турбочетверка», приводящая генератор, от которого и питаются два тяговых электромотора, вращающие зад­ние колеса. По словам маркетологов, на Карму собрано уже 3000 заявок, а поставки первым клиентам уже начались. Ожидается, что 40% всех Карм отправится в Америку, столько же в Европу (прежде всего в Германию, Францию и Италию), а оставшиеся 20% - в Китай. Заявок от россиян пока не поступало, но в следующем году Fisker собирается вывести Карму и на наш рынок.

Fisker Surf
Fisker Surf
Fisker Surf
0 / 0

Хозтовары

И правда, похоже на тюбик - клея или масляной краски! Но свое забавное имя концепт-кар Citroen Tubik получил по другому поводу - в честь легендарного ситроеновского фургончика моделиH,­ известного и под аббревиатурой TUB (Traction Utilitaire Basse, переднеприводный хозяйственный фургон). С 1947 по 1981 год таких машин было сделано почти полмиллиона.

Citroen Tubik

Подобные машины - редкие гости на легковых автосалонах. Но назвать Tubik утилитарным язык не повернется - это снова ситроеновский ретрошик: ностальгическая внешность плюс люксовая начинка. Почти пять метров в длину, по два метра в высоту и ширину - и весь огромный салон представляет cобой гостиную на колесах. Даром что полноценных окон почти нет. Привычные задние сиденья в два ряда легко превращаются либо в угловой диванный гарнитур, либо в двухспальную кровать. Кресла двух передних пассажиров - отдельная кушетка. А водитель взят в вертикальное кольцо «циклотрона» - отгороженной зоны, где сосредоточены все органы управления. В движение Tubik приводится дизель-электрической силовой установкой, которая ставится и на серийные Ситроены (двухлитровый дизель и «автомат» под капотом, электромотор в приводе задних колес), подвеска - гидропневматическая. Французы преподносят Tubik как транспорт для дальних путешествий с семьей или в дружеской компании, но вряд ли он адресован частным покупателям. Скорее, перед нами прообраз нового коммерческого минивэна, у которого наверняка будет и люксовая пассажирская модификация.

Citroen Tubik

В унисон с Ситроеном выступает Renault - концепт-кар Frendzy дает представление о том, как при дизайнере Лоренсе ван ден Акере будут выглядеть коммерческие модели. Хотя сам Frendzy имеет двойное назначение. Правая часть его салона - для бизнеса, сзади тут сдвижная дверь и проем без цент­ральной стойки, а левая - семейная, с распашными дверями. По умолчанию конфигурация салона предусматривает лишь два передних кресла, но из пола задней части слона поднимается складной диван. И куда же нынче без портативного сенсорного планшетника на ­центральной консоли?

Frendzy - электромобиль, в движение его проводит 44-киловаттный электромотор. Хотя в планах Renault значится и коммерческий электрофургон, Frendzy, похоже, воплотится в ванденакеровскую вариацию каблучка Kangoo.

А еще по соглашению с концерном Daimler на этом же шасси будет создан развозной фургончик под маркой Mercedes-Benz.

Renault Frendzy
Renault Frendzy
Renault Frendzy
0 / 0

Электрические раки

Переход от павильона к павильону в этот раз требовал не только выносливости, но и внимания. Идешь себе, и вдруг... Из-за спины бесшумно выскакивает автомобиль! Вернее, гибридомобиль.

Бесплатными выставочными такси для журналистов на этот раз служили гибридные Opel Ampera и Citroen DS5 Hybrid4, способные двигаться в бесшумном электромобильном режиме. Но на стендах было много чисто электрических машин - в том числе и... кабиненроллеров!

Opel RAK e
Opel RAK e
0 / 0

Opel RAK e

Помните концептуальный Nissan Land Glider, показанный два года назад в Токио (АР №22, 2009), - двухместный городской болид на электротяге? Или четырехколесный электроскутер Renault Twizy, представленый год назад в Париже (АР №20, 2010) - в Европе он уже в конце этого года будет продаваться по цене 7-8 тысяч евро плюс 45 евро ежемесячного платежа за лизинг батареи. А теперь ту же идею подхватили Audi, Volkswagen и Opel.

Фольксвагеновский Nils, опелевский RAK e (читается как «рак и») и ингольштадский urban concept, который предстал сразу в двух ипостасях - как закрытый Sportback и как Spyder без крыши, - устроены почти одинаково. Капсула салона, четыре колеса за пределами кузова, одно или два посадочных места плюс символический багажничек. Создатели используют термин city commuters, «городские челноки» - такой транспорт предназначен тем, кто каждый день ездит по городу одним и тем же маршрутом. И, как правило, - в одиночку, поэтому Volkswagen Nils рассчитан только на одного седока. В Audi можно сесть вдвоем - кресла установлены уступом - со смещением 300 мм. А в Опеле посадка мотоциклетная - пассажир за спиной водителя.

Vokswagen Nils
Vokswagen Nils
0 / 0

Интересно, что Opel, Audi и VW по-разному подошли к конструкции. Кузов Audi - из алюминия и углепластика, подвески типа push-rod (на них настояли дизайнеры из эстетических соображений). Volkswagen Nils - алюминиевый, с обычными двухрычажками. Электродвигатели одинаковые - суммарной мощностью по 15 кВт (20 л.с.). Но двухместный Audi тяжелее - 480 кг против 460 кг. Благодаря более крупной литий-ионной батарее (7,1 кВт·ч) urban сoncept на одной зарядке может пройти 72 км, Nils с батареей на 5,3 кВт·ч - 65 км. Зато разгоняется он до 130 км/ч, потолок Audi - сотня. А самый легкий - RAK e. Со стальным пространственным каркасом и пластиковыми панелями он тянет на 380кг,­ 49-сильный мотор разгоняет его до 120 км/ч, а запас хода при полной батарее (5 кВт·ч) - аж 92 км. Но заряжать Opel нужно около трех часов, Audi - два часа, VW - час.

Vokswagen Nils

Что, если представить себя «челноком» и забраться внутрь? Кресла везде закреплены, зато руль и педали можно отрегулировать под себя. Устроиться можно без проблем, у всех трех концепт-каров предусмотрены даже климатические установки. Но в отличие, например, от Renault Twizy, чтобы сесть в кресло, опускаться приходится почти до уровня земли - одно дело, если на тебе джинсы и кроссовки, а что если «челнок» носит юбку и каблуки?

- Девушки из нашей целевой аудитории такой одежды не носят, - говорят дизайнеры Audi. Ведь urban concept, так же как Nils и RAK e, рассчитаны прежде всего на прогрессивную молодежь и даже на школьников. Если скорость принудительно ограничена на уровне 45км/ч,­ то управлять машинкой без прав могут даже шестнадцатилетние. Такие электрические «челноки», как объясняют разработчики, должны стоить дороже мотоцикла, но дешевле обычного автомобиля. И намного дешевле полноразмерного электромобиля.

Audi urban concept
Audi urban concept
Audi urban concept
0 / 0

Еще один вариант компромисса - электрический smart ED, выпускаемый пока пробными сериями. В мерседесовском павильоне можно было увидеть концептуальный вариант его следующего поколения. Вся техника - как у нынешнего электромобильчика (батареи поставляет компания Tesla), отличие - в доработанной климатической установке, теплоизоляции и энергосберегающей светотехнике. Одно только это позволило увеличить запас хода со стандартных 130 км до 170 км. Массовое производство должно начаться в начале следующего года - после того, как дебютирует обычный smart третьего поколения.

Smart forvision
Smart forvision
0 / 0

Из россыпи мелких фирм внимание привлекла компания Mia. Бывший ­фольксвагеновский шеф-дизайнер Мюрат Гюнак не смог найти спонсоров для своего авторского проекта Mindset и теперь занимается продвижением электроминивэнчиков Mia, разработанных французской компанией Heuliez. Ноу-хау и права на производство с помощью средств немецкой фармацевтической компании были выкуплены у французов - и теперь Mia существует как самостоятельный бренд. Выпуск в городе Сэризе должен начаться в конце года - планируется собирать по 1000 штук в месяц. Выбрать можно трех- либо четырехместный вариант или коммерческий фургончик. Запас хода в зависимости от батареи - до 90 км. Но самая дешевая Mia стоит почти 20 тысяч евро.

А хорватская компания Rimac за свои электромобили просит еще больше. Балканский изобретатель Мате Римац ­сотоварищи ищет спонсоров для организации выпуска электросуперкара Rimac Concept_one - с четырьмя электромоторами суммарной пиковой мощностью 1000 кВт, который, по уверениям хорватов, способен разгоняться до 305 км/ч. На вопрос о цене хорваты отвечают уклончиво - мол, как у Pagani.

По соседству инвесторов ищет и еще один хорватский предприниматель - с проектом люксового алюминиевого электроситикара Doking.

Mia

Rimac Concept_one
Doking
0 / 0

Но самый удивительный электромобиль оказался на стенде… тюнингового ателье Brabus! На самом деле отдел Zero Emission немцы создали еще несколько лет назад, но только сейчас оно, что называется, выстрелило - на автосалон Brabus привез и электрический, и гибридный Мерседесы Е-класса! В каждое 19-дюймовое колесо электроседана с незамысловатым именем High Performance 4WD Full Electric встроен электромотор английской фирмы Protean Electric с пиковой мощностью 80 кВт и крутящим моментом в 800 Нм. Максимальная отдача четырех электродвигателей - 320 кВт и 3200 Нм. Электромоторы питает литий-ионная батарея емкостью 56 кВт·ч, которая обеспечивает автономный пробег в 240 км, а при ограничении мощности моторов на уровне 20 кВт - до 350 км. Зарядка батареи производится от бытовой 220-вольтовой розетки за пять часов либо от трехфазной на 380 В - за полтора часа. До сотни седан массой 2190 кг разгоняется за 6,9 с, но максимальная скорость электро-Брабуса ограничена предельными оборотами мотор-колес - 2000 об/мин и 220 км/ч. В компании из Ботропа уверяют, что всерьез рассматривают возможность мелкосерийного выпуска такого электромобиля, но о цене пока умалчивают. Тот экземпляр, что был на выставке, - не для продажи.

Brabus High Performance 4WD Full Electric
Brabus High Performance 4WD Full Electric
0 / 0

Компоновка на шасси Брабуса батареи, зарядного устройства и блоков управления

Мотор-колесо Proteau: плюс 30 кг

Рекомендованные статьи