Автопром-2020: статистика производства в России и ближнем зарубежье

Фото: компания Renault

В 2020 году производство легковых автомобилей в России сократилось на 17%, тогда как рынок просел лишь на 8%. Но не только этими сухими цифрами жил наш автопром во время пандемии.

Прошлый год оказался непростым для автомобильной промышленности по всему миру. Карантин и остановка сборочных заводов еще полбеды. Даже когда к лету автопроизводители снова начали запускать конвейеры, они столкнулись с нехваткой комплектующих, поставкой которых занимались смежники (в основном китайские). Особенно остро встала проблема с микрочипами, из-за недостатка которых многие автозаводы вынуждены сдерживать объем производства, хотя свою лепту в дефицит внес и сильный пожар, случившийся в октябре на японском заводе микросхем Asahi Kasei Microdevices (AKM).

Зависимость от мировых поставщиков аукнулась и российскому автопрому, который не поспевал за восстановлением спроса и спровоцировал дефицит новых автомобилей на рынке. По данным АСМ-холдинга, в прошлом году все российские автозаводы произвели 1 млн 265 тысяч легковых машин. Бывало и хуже: например, в кризисном 2016 году промышленность выдала 1 млн 128 тысяч автомобилей.

Крупнейшим производителем в России остается АВТОВАЗ, но в прошлом году он был загружен менее чем на треть: на 950-тысячных мощностях сделано только 302 тысячи машин. Невысока и степень загрузки дочерних предприятий «Лада Ижевск» (47%) и «Лада Запад Тольятти» (21%), то есть бывшего СП GM-АВТОВАЗ, которое выпускает Ниву.

Большинство «иномарочных» заводов в минувшем году занималось лишь плановой модернизацией производства. Например, на московском предприятии Renault автоматизирована сварка боковин кузова: новый пост включает 15 сварочных роботов, четырех роботов-переносчиков и двух роботов, ответственных за смену оснастки. Калининградский Автотор расширил гамму CKD-моделей, выпускаемых со сваркой и окраской кузовов: теперь в нее входят не только автомобили Kia (Cerato, Soul и Seltos), но и седан Hyundai Sonata. Хотя на них до сих пор приходится менее четверти общего объема выпуска: львиную долю по-прежнему занимает «отверточная» SKD-сборка.

Тульский завод Haval вскочил на подножку уходящего поезда и осенью все же заключил cпециальный инвестиционный контракт (СПИК) с Минпромторгом, хотя заявка была подана еще в 2019 году. Напомним, условия этого контракта обговариваются индивидуально с каждым подписантом и не афишируются — известно лишь, что Haval взял на себя обязательства по локализации двигателей, коробок передач и электронных блоков, а уже в ноябре под Тулой началось строительство моторного завода мощностью 80 тысяч двигателей в год.

Но главную сенсацию года в российском автопроме обеспечил концерн Hyundai. В декабре он выкупил завод GM под Санкт-Петербургом, который был остановлен и законсервирован еще в 2015-м. Дело в том, что собственное предприятие Hyundai (где делают автомобили Hyundai Solaris и Creta, а также Kia Rio) уже много лет работает на пределе, и даже в карантинном 2020-м здесь на 230-тысячных мощностях сделали 219 тысяч машин. Контрактная сборка на Автоторе лишь полумера, поэтому в концерне приняли решение расширить производственные возможности. Изначально завод GM был рассчитан на выпуск 108 тысяч машин в год, но после модернизации этот показатель может измениться: производственную программу утвердят к лету. И это не считая того, что Hyundai достраивает моторный завод, на котором уже в этом году начнут выпускать ­атмосферные двигатели 1.6.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи