Репортаж с завода KYB по производству амортизаторов
Основанный еще римским полководцем Помпеем испанский городок Памплона в провинции Наварра известен благодаря роману Эрнеста Хемингуэя «Фиеста», по здешним улицам принято убегать от разъяренных быков на июльском празднике Святого Фермина... А еще здесь расположены сразу два завода по производству японских амортизаторов KYB.
Жил да был в Японии начала XX века инженер Широ Каяба - и открыл он в 1919 году небольшую лабораторию по разработке гидравлических механизмов. К началу Второй мировой войны на построенном в Гифу заводе уже вовсю шел промышленный выпуск гидрооборудования и элементов шасси самолетов. После капитуляции выпуск военного оборудования в Японии был запрещен, зато в стране оказалось множество армейских внедорожников Willys и много другой американской автомобильной техники, которой понадобились запчасти. Именно с выпуска амортизаторов для Виллисов начинала свой путь знаменитая голландская фирма Koni - и точно так же приш-ла в этот бизнес и Kayaba!
Кстати, «кому война, а кому мать родна»: на фирме Kayaba Industry Corporation начали делать амортизаторы в 1947 году, а три года спустя начался конфликт между Северной и Южной Кореей - и Америка, выступив на стороне южан против КНР и СССР, начала закупать в Японии много техники, в том числе и автомобильной. Это вызвало подъем японского автопрома, а одним из «бенефициаров» оказалась и Kayaba.
К 70-м годам марка KYB начала обживать рынки Америки, Азии и даже Европы. К примеру, ВАЗ-2101 в первые годы выпуска комплектовался амортизаторами Kayaba наряду с отечественными СААЗ, польскими Krosno и югославскими Pristino. Сегодня KYB - один из «трех китов» в производстве амортизаторов. Еще два - это Tenneco Automotive (амортизаторы Monroe) и ZF (Boge и Sachs), а все вместе они контролируют 90% мирового рынка амортизаторов. В этом «пироге» Каябе принадлежит 20% конвейерных поставок и 25% вторичного рынка (в Европе - 12% и 20% соответственно).
В заводской комплектации амортизаторы KYB стоят на машинах всех японских марок, а из «европейцев» их можно встретить на автомобилях Ford, Renault, Peugeot, Сitroen, Audi, BMW - в целом у полутора десятков автомобильных брендов. Но главный потребитель - Toyota, которая не только получает более половины из 80 миллионов ежегодно производимых амортизаторов (30 миллионов из них делается в Гифу, 16 миллионов - на двух испанских и чешском заводе в Европе), но и владеет 10% акций KYB. Кстати, по всему миру у Каябы всего 11 заводов, что совсем немного - у ZF производственных площадок больше в разы, а у Tenneco - на порядок.
Чем отличается Kayaba?
Во-первых, производство в Памплоне удивило высочайшим уровнем автоматизации. Если на заводах Monroe (АР №11, 2006) или Bilstein (АР №8, 2001) высока доля ручного труда, то здесь грохочущий сборочный цех заполнен роботами Festo, Moog, Kuka, Comanai и Nikai - каждая из десяти линий через каждые шесть секунд выдает по готовому амортизатору. Коренастые испанцы в фирменной униформе лишь сосредоточенно «кормят» конвейер заготовками и комплектующими и пакуют готовую продукцию на выходе. На линию хватает восьми-десяти человек.
Во-вторых, у заводов других компаний чаще всего есть четкая специализация: один, оснащенный получше, делает амортизаторы для конвейеров (OEM, original equipment manufacturing, «производство оригинальных комплектующих»), а другой, в развивающейся стране, тачает запчасти для вторичного рынка (aftermarket). А вот Kayaba придерживается иной стратегии - и ОЕМ, и «афтермаркет» делают на одних линиях из одних и тех же деталей и с единым контролем качества. То есть те амортизаторы Kayaba, которые стоят на автомобиле с завода, и те, которые вы купите в магазине запчастей, отличаются лишь упаковкой и штампом на корпусе.
Это очень важно. Ведь характеристики ОЕМ-амортизаторов тщательно подгоняются под конкретную модель, причем с участием фирменных инженеров-подвесочников. И если обычно покупка «запчастевых» амортизаторов вместо изношенных - лотерея (как поедет на них машина, неизвестно), то здесь есть гарантия, что баланс управляемости и плавности хода сохранится. Кстати, только Toyota требует от фирмы Kayaba, чтобы сопротивление «афтермаркет»-амортизаторов было на 5% выше, чем у «заводских», остальные характеристики - один в один.
А подделки? По словам людей из KYB, до открытия в 2006 году представительства в России чуть ли не каждый пятый амортизатор был фальшивым - поставки из Китая шли вагонами! Но теперь контрафакта на российском рынке не больше процента, всего по стране более 500 официальных установщиков. А особая гордость - беспрецедентная для России гарантия на амортизаторы на два года или 70 тысяч километров пробега вместо обычной полугодовой. Каябовцы не особо рисковали: амортизаторы KYB считаются у нас жестковатыми и шумными при отбое, но с надежностью проблем у них нет.
Сейчас Kayaba «держит» до 30% российского «афтермаркета» амортизаторов. У ближайших конкурентов, Boge и Sachs вместе взятых, - около 20-25%, по 10-12% имеют Monroe, Bilstein и Tokiсo, а оставшиеся 8-10% приходятся на остальных производителей во главе со все чаще встречающимися «китайцами». В будущем KYB рассчитывает занять половину нашего рынка, который ежегодно поглощает до 10 миллионов амортизаторов, - и... Как насчет конвейерных поставок?
Но даже Toyota везет амортизаторы KYB в Шушары из Японии! А российские заводы других инофирм, включая Renault и Nissan (на которые приходится 45% конвейерных поставок KYB в Европе), обслуживают фирмы-конкуренты. Почему Kayaba не строит завод у нас - ведь необходимый для начала объем выпуска в четыре-пять миллионов амортизаторов в год возможен уже сейчас?