В 2011 году в России выпущено 1 млн 66 тысяч иномарок: это успех?

По результатам 2011 года «исконно отечественный» автопром в отстающих- на Лады и УАЗы пришлась всего 671 тысяча машин, производство выросло лишь на 15%. Зато иномарок в России выпущено 1 млн 66 тысяч штук - прирост на 69%! Успех правительственной стратегии промсборки?

Знаменитое постановление правительства №166 о промышленной сборке иномарок действует с 2005 года - с тех пор в России открылось восемь заводов, а в прошлом году с учетом «исконно отечественных» Лад и УАЗов было выпущено 1,74 млн машин: на 43% больше, чем годом ранее, хотя продажи выросли только на 40%. Причем по полному цик­лу со сваркой и окраской кузовов сделано 779 тысяч иномарок - почти вдвое больше, чем годом ранее. По «отверточной» технологии SKD собрано 287 тысяч машин - в первую очередь благодаря калининградскому Автотору, который работает в рамках особой экономической зоны и пока свободен от обязательств по локализации производства.

Напомним, что за первые два года работы в рамках промсборки участники должны были довес­ти уровень локализации до 10%, еще через полтора года - до 20%, а спустя 4,5 года после старта выпускаемые автомобили должны быть «российскими» на 30% (включая затраты на сварку и окраску). Выпускае­мые на Автофрамосе модели Renault Logan и Sandero сейчас перекрывают этот «норматив» ровно вдвое - 60%. Кроссовер Renault Duster уже наполовину «наш», а через два года все три модели должны укладываться в 74%, в том числе благодаря сборке французских двигателей в Тольятти.

Выпускаемые в Питере Hyundai Solaris и Kia Rio с самого начала производства локализованы на 45%. Чуть ниже показатель у седана Volkswagen Polo - около 40%, но дело в том, что в Калуге по полному цик­лу выпускают еще три модели, которые локализованы не так серьезно (на 10-25%), то есть средний показатель завода - около 30%. Всеволожский Ford достиг 30-процентного порога еще до того, как включился в режим промсборки, но дальше минимально разрешенного «норматива» так и не продвинулся. Укладываются в график Nissan (локализация - 17%) и PSMA (совместный завод PSA и Mitsubishi должен достичь 10-процентного уровня в середине этого года после запуска цехов сварки и окраски).

Но есть и отстающие. Например, завод Toyota, открывшийся в декабре 2007 года, к июню 2011 года должен был довести степень локализации до 20%, а на деле пока имеет лишь 15%. В GM начали с «отверточной» сборки еще в 2006 году, и в минувшем году предполагалось преодоление 30-процентного барьера, но лишь к лету локализация на заводе в Санкт-Петербурге должна достичь 20%. А завод Sollers во Владивостоке по плану должен был выйти на 10-процентную локализацию в минувшем декабре, однако там по-прежнему работают «отвертками», а запуск комплекса сварки и окраски состоится в следующем году.

Компенсировать отставание производители могут с помощью оплаты обычных пошлин на ввозимые компоненты. Главная проблема - российские комплектующие, как правило, не дотягивают по качеству до стандартов мирового автопрома, а приводить в Россию иностранные компании невыгодно - не те объемы производства. Минэкономразвития подписало около 400 меморандумов о промсборке со 178 производителями комплектующих, но на начало этого года реальные соглашения заключили только 38 компаний, хотя подписывать их можно до конца 2013 года. Оживить локализацию должен второй этап промсборки, по условиям которого четыре «команды-участницы» (это Renault-Nissan-АвтоВАЗ, ГАЗ-Volkswagen, Ford Sollers и GM) должны увеличить объем производства до 300-350 тысяч машин в год, а локализацию - до 60% к 2017 году.

Степень локализации производства на некоторых автозаводах по состоянию на январь 2012 года, %

* Предполагаемая степень локализации не оговорена (для PSMA до мая 2012 года, для Hyundai — до сентября 2012 года)

Но количество занятых в автопроме людей продолжает сокращаться: если в конце 2010 года на всех предприятиях (включая персонал заводов по производству грузовиков, автобусов и спецтехники) работало 550 тысяч человек, то спустя год - 534 тысячи, из которых около 70 тысяч работают на АвтоВАЗе. Зато средняя зарплата по отрасли за тот же срок выросла на 16,6% - до 21829 рублей в месяц (по официальным данным, инфляция в минувшем году составила 6,1%).

А теперь подробнее о том, что происходило с автопроизводителями СНГ в прошлом году.

АвтоВАЗ увеличил производство всего на 3% - почти 562 тысяч автомобилей, зато выпуск машинокомплектов вырос с 77 до 162 тысяч. Сказался перенос производства древних Жигулей на ИжАвто - с января по август в Тольятти было выпущено всего 55413 «классических» седанов против 151 тысячи в 2010 году, но машинокомплекты для Ижевска до сих пор делают на ВАЗе. Объем выпуска остальных моделей вырос в среднем на 28%: это Приора (151846), Калина (148985), Самара (131490) и Лада 4х4 (71858). В конце года в цехе производства Калины поселилась Гранта (2077 машин) и была введена третья смена. Завершается модернизация первой нитки главного конвейера, закрытой еще в конце 2009 года, - уже в марте здесь начнется производство универсалов Лада Ларгус (план на этот год - 30 тысяч машин), к концу года компанию им составят соплатформенные автомобили под маркой Nissan, а позже - Renault. В декабре закрылась на реконструкцию третья нитка конвейера, а сборку Приор перевели на вторую нитку к Самарам. После модернизации производства суммарная мощность АвтоВАЗа должна превысить «дореформенные» 900 тысяч машин.

Тольяттинские компании Бронто и Супер-Авто вместе выпустили 6646 автомобилей против 4153 штук годом ранее - это Самары и Приоры с мощными моторами и спецавтомобили на базе Нивы. Проект крупноузловой сборки вазовских моделей на аргунском предприя­тии ЧеченАвто пока развивается медленно: в прошлом году выпущено только 678 машин. Но в августе здесь начали тестовую сборку Приоры, которая полностью заменит на стапелях седан ВАЗ-2107, а план на этот год - 5000 Приор.

Лидером среди «иномарочных» заводов остается патриарх «отверточной» сборки - калининградский Автотор: в 2012 году объем выпуска вырос еще на 31% - до рекордных 222081 автомобиля пяти марок. Но большинство машин здесь по-прежнему собирают крупноузловым способом из SKD-комплектов, причем «отверточные» мощности постоянно расширяются, а количество моделей к концу года выросло с тринадцати до двадцати: семь моделей Kia (cee'd, Soul, Venga, Carens, Sportage, Sorento и Mohave), по пять моделей Chevrolet (Lacetti, Aveo, Epica, Orlando и Tahoe) и Opel (Zafira, Meriva, Insignia и Astra двух поколений) и три модели Cadillac (CTS, SRX и Escalade). В этом году к ним прибавятся седаны Kia Cerato, Kia Optima и Chevrolet Malibu, а также кроссоверы Chevrolet Captiva, Opel Antara и Mokka. В отдельном цехе по мелкоузловой технологии MKD собирают автомобили BMW (седаны третьей, пятой и седьмой серий и кроссоверы X1, X3, X5 и X6), причем на «калининградские» машины уже приходится две трети продаж BMW в России. Цеха сварки и окраски пока загружены слабо - на 80-тысячных мощностях собрано лишь 14229 седанов Chevrolet Lacetti. Но осенью Автотор подписал соглашение со Сбербанком о создании еще одного производства полного цикла мощностью 300 тысяч автомобилей в год - объем инвестиций к 2019 году достигнет 20 млрд рублей. А общий план производства на этот год - 275 тысяч машин.

Московский Автофрамос выпустил 142304 автомобиля Renault и в октябре вышел на максимальную мощность в 160 тысяч машин при трехсменном режиме работы. К собираемым по полному циклу моделям Logan и Sandero в декабре добавился Duster, а с лета здесь ведется «отверточная» сборка хэтчбеков Megane и седанов Fluence. Перевод этой парочки на сварку и окраску запланирован на первую половину этого года, когда будет завершена автоматизация сварочной линии и мощность завода вырастет до 176 тысяч машин. Тогда же на Автофрамосе будет запущена крупноузловая сборка седанов Latitude и кроссоверов Koleos - по новым условиям промсборки «отвертка» может занимать до 5% объема производства предприятий.

Завод Hyundai в Санкт-Петербурге произвел 138987 автомобилей, из которых 85% пришлось на Hyundai Solaris и лишь 15% - на появившийся в августе Kia Rio. Сейчас завод работает в трехсменном режиме и близок к достижению максимальной мощности: план на этот год - 200 тысяч машин, разделенные поровну между Rio и Солярисом.

С августа на полных парах работает и калужский завод Volkswagen - за год на 150-тысячных мощностях выпущено 134700 автомобилей. По полному циклу здесь собрали 125203 автомобиля - это две модели Volkswagen (на Polo-седан и Tiguan пришлось примерно 70 тысяч машин) и две модели Skoda (55 тысяч хэтчбеков Fabia и Octavia), а оставшиеся 9497 автомобилей - «отверточные» внедорожники VW Touareg и микроавтобусы Multivan: в случае таких дорогих моделей немцам выгоднее платить ввозные пошлины за кузова (15% от их таможенной стоимости, но не менее 5000 евро), чем за ввоз готовых автомобилей (30%). Следующий этап - расширение мощностей до 200 тысяч машин в год и «выселение» автомобилей Skoda на ГАЗ.

Всеволожский завод Ford Sollers в расширении пока не нуждается - в прошлом году здесь со сваркой и окраской выпущено 98807 машин, а план на этот год - 119 тысяч, хотя потенциальная мощность предприятия - 125 тысяч автомобилей. Модельный ряд остается прежним - это Focus и Mondeo.

Завод ИжАвто в октябре за 1,7 млрд рублей перешел под контроль АвтоВАЗа, хотя общий долг завода все еще превышает 13 млрд рублей. В прошлом году ижевчане по полному цик­лу выпустили 71474 автомобиля - это классические Жигули (63753), «каблучки» Иж-27175 на их базе (5241), а также автомобили Kia (2480 седанов Spectra и внедорожников Sorento), контракт на сборку которых остался еще с докризисных времен. Уже начался монтаж оборудования для производства седанов Лада Гранта - старт намечен на лето, причем по плану Гранта должна полностью заменить «классическое» семейство. Полная модернизация завода с расширением мощностей с 220 до 360 тысяч машин должна завершиться в 2014 году - здесь пропишутся автомобили Лада, Renault и Nissan, но «отверточную» сборку французских машин в Ижевске могут освоить уже в этом году.

Предпрятие General Motors в Шушарах увеличило объем выпуска более чем вдвое, до 60 тысяч машин со сваркой и окраской - львиную долю составили седаны Chevrolet Cruze и пятидверные хэтчбеки Opel Astra нового поколения (крупноузловая сборка универсалов и трехдверок ведется на Автоторе), а производство непопулярных кроссоверов Chevrolet Captiva и Opel Antara переведено в Калининград. В конце прошлого года на заводе была введена третья смена - мощность увеличилась с 70 до 98 тысяч автомобилей (план на этот год - 85 тысяч машин), а в ближайшие три года будет построена вторая очередь завода и производительность вырастет до 230 тысяч машин.

СП GM-АвтоВАЗ (57765) увеличило производство внедорожников Chevrolet Niva на 57% - сейчас завод работает в двухсменном режиме с мощностью 66 тысяч машин в год, но по плану через три года на совместном предприятии начнется производство Нивы нового поколения под марками Лада и Chevrolet, для чего мощность сборочной площадки будет увеличена до 120 тысяч машин.

Калужский завод PSMA пока работает в «отверточном» режиме - за год собрано 44 тысячи машин. Из них примерно 29500 хэтчбеков Peugeot308 и Citroen C4, 9000 кроссоверов Mitsubishi Outlander XL и 5500 их клонов Peugeot 4007 и Citroen C-crosser. Запуск комплекса сварки и окраски мощностью 125 тысяч машин в год запланирован на лето - первой моделью полного цикла станет седан на базе Peugeot 308.

Nissan в Санкт-Петербурге выпустил 43200 автомобилей трех моделей (Teana, X-Trail и Murano). С апреля завод работает в трехсменном режиме и близок к достижению максимальной производительности - 50 тысяч машин в год, но расширять мощности питерского предприятия японцы не спешат, делая ставку на сборку машин в Тольятти и Ижевске. УАЗ увеличил производство внедорожников на четверть, до 32966 штук, включая 18088 Патриотов, 12027 Хантеров и 2572 Пикапа. А вместе с коммерческими моделями объем выпуска достиг 64 тысяч машин против 55 тысяч годом ранее, то есть 120-тысячные мощности завода сейчас используются чуть более чем наполовину. Тем временем банк ВТБ предоставил УАЗу очередной кредит - на развитие завода будет потрачено 3,3 млрд рублей (вдвое больше, чем АвтоВАЗ заплатил за ИжАвто).

Завод Derways увеличил выпуск китайских машин почти втрое, до 32455 машин - по полному циклу в Черкесске производят автомобили Lifan Smily, Breez и Solano, Geely MK и Haima 3. Но две трети мощностей по-прежнему свободны, поэтому в этом году производственную программу дополнят кроссовер Lifan X60, хэтчбек Haima 2, а в более отдаленной перспективе - сборка дорогих тайваньских кроссоверов Luxgen 7 SUV. Кроме того, на Дервейсе ведут сварку и окраску кузовов внедорожников Great Wall Hover (7416 штук в прошлом году), которые затем уходят на сборку в подмосковную Гжель на завод ИМС (бывший Автотрейд-12) компании Ирито. Но развивать гжельскую площадку китайцы не планируют и рассматривают возможность строительства собственного завода.

Структура производства легковых автомобилей в России в 2011 году

ТагАЗ весь прошлый год работал с перебоями, поэтому объем выпуска почти не изменился - 26173 легковых автомобиля по полному циклу на 180-тысячных мощностях. Из них 11716 марки Vortex (старые модели Chery), на Hyundai пришлась 10491 машина, остальное - Tagaz, BYD и JAC, а проект сборки легковых автомобилей Great Wall и вовсе не получил развития. К концу года при участии Владимира Путина завод полностью реструктурировал долги перед банками (более 20 млрд рублей), но в январе сотрудники опять были отправлены в вынужденный отпуск из-за нехватки денег на закупку машинокомплектов. Тем не менее в этом году на ТагАЗ­е планируют увеличить объем производства (в основном за счет китайских моделей) и даже представить пятидверный хэтч­бек собственной разработки с футуристическим дизайном.

Предприятие Sollers-Дальний Восток увеличило объем выпуска почти вдвое - до 25127 кроссоверов и внедорожников SsangYong, а потенциальная мощность благодаря оптимизации производства выросла с 25 до 33 тысяч машин в двухсменном режиме. Автомобили по-прежнему собирают крупноузловым способом - запуск комплекса сварки и окраски намечен на следующий год. Зато уже в этом году на площадке Sollers начнется «отверточная» сборка двух моделей Mazda (не менее 25 тысяч машин в год) и внедорожников Toyota Land Cruiser Prado (12 тысяч в год).

Завод Sollers-Набережные Челны до конца осени выпустил по полному циклу 16506 автомобилей Fiat (Albea, Linea и Doblo Panorama) и закрылся на реконструкцию. Сборка легковых моделей Ford с рамках СП Ford Sollers здесь начнется не раньше 2013 года, когда в соседней Елабуге запустят штамповочное производство. Но уже в этом году на площадке Sollers-Елабуга мощностью 85 тысяч машин в год начали сборку фургонов Ford Transit.

Питерский завод Toyota (14131) сбавил темп из-за осеннего перехода на выпуск Camry нового поколения, поэтому часть машин пришлось ввезти из Японии. Наращивать мощности и расширять модельный ряд японцы не спешат: сейчас завод работает в одну смену (плановая мощность - 50 тысяч машин в двухсменном режиме), зато в 2014 году должны открыться цех штамповки и производство пластиковых деталей.

ГАЗ вступил в эру контрактной сборки: в ноябре здесь начали «отверточную» сборку кроссоверов Skoda Yeti (до конца года выпущено около 300 машин). Переход на производство полного цикла намечен на конец года, чуть позже компанию Yeti составят Volkswagen Jetta и Skoda Octavia третьего поколения, а к 2015 году объем выпуска трех моделей должен составить плановые 110 тысяч машин. Седаны и хэтч­беки Chevrolet Aveo начнут собирать в отдельном цехе с осени этого года, но масштаб гораздо скромнее - 30 тысяч машин в год.

Компания Marussia до сих пор не выпустила ни одного товарного суперкара - около пятидесяти собранных машин ушли на тест-драйвы и испытания. В прошлом году штат компании был существенно сокращен, а единственный шоу-рум в Москве закрыт - якобы на реконструкцию.

Выпуск серийных ё-мобилей задерживается: первая очередь завода ё-Авто под Санкт-Петербургом мощностью 45 тысяч машин должна быть запущена только в конце года, а на проектную мощность 90 тысяч автомобилей в год предприятие должно выйти только к 2016 году. Кроме того, предложения о строительстве заводов для сборки ё-мобилей «на местах» поступили от администрации Смоленской и Ульяновской областей, а также из Белоруссии.

Планы строительства в России собственного завода вынашивает FIAT: в июне прошлого года концерн заключил с Минэкономразвития РФ соглашение о промсборке по старым правилам, воспользовавшись нереализованным соглашением своего дочернего предприятия Савеко, которое было заключено еще в 2008 году (планировалась сборка грузовичков Iveco Daily в Нижегородской области). Финальный проект итальянцы обещают раскрыть уже в первом полугодии.

Еще с этого года в Ульяновске будут собирать китайские внедорожники BAW. С 2009 года здесь производят грузовики и автобусы этой марки, а летом было объявлено о расширении производства к 2015 году до 40 тысяч машин в год, четверть из которых составят внедорожники.

Производство легковых автомобилей в России в 2002—2011 годах, млн шт.

SKD — «отверточная» сборка из готовых машинокомплектов CKD — промышленная сборка со сваркой и окраской кузовов

А как чувствует себя автопром ближнего зарубежья?

Второе место по объему выпуска автомобилей в СНГ занимает Узбекистан: в прошлом году единственное в стране СП GM Uzbekistan увеличило производство еще на 2% - до 222 тысяч машин, которые на разных рынках продаются под марками Daewoo или Chevrolet. По полному циклу здесь выпускают пять моделей: Nexia (86200), Matiz (57775), Damas (20771) и новый Spark (28973) локализованы на 53-57% (преодоление 50-процентного порога позволяет ввозить их в Россию беспошлинно), а Lacetti (23900) - пока лишь на 28%. Кроме того, из крупноузловых комплектов собрано 4403 автомобиля Chevrolet Epica и Captiva. Но увеличением степени локализации в Узбекиcтане занимаются серьезнее, чем в России: в прошлом году открылись предприятия по выпуску пластиковых деталей, а также моторный завод GM Powertrain Uzbekistan мощностью 360 тысяч двигателей в год, на 48% принадлежащий узбекскому правительству. Выпускаемые здесь моторы объемом 1,2 и 1,5 л будут устанавливать на хэтчбеки Chevrolet Spark и седаны Cobalt (их производство начнется в конце этого года).

Украинский автопром понемногу оправляется от кризиса. В 2011 году силами всех предприятий страны выпущено почти 100 тысяч легковых автомобилей - прибавка на 19%, хотя рынок новых машин вырос почти на 36%, а существующие мощности позволяют выпускать до 450 тысяч машин ежегодно.

Степень загрузки автозаводов СНГ в 2011 году, %

* Степень загрузки декларируемых производственных мощностей ** Включая коммерческие автомобили

Лидер украинского автопрома - корпорация УкрАвто: на мощностях Запорожского автозавода и сборочной площадки в Ильичевске выпущено 60270 легковых автомобилей и пикапов на их базе - на 22% больше, чем годом ранее, причем половина сделанных машин ушла на экспорт (преимущественно в Россию). На ЗАЗе при трехсменном режиме работы со штамповкой деталей, сваркой и окраской кузовов можно ежегодно выпускать 150 тысяч автомобилей, но завод загружен лишь на треть - 56789 машин в 2011 году. Бессменная прима - семейство Lanos/Sens/Chance (44247 штук): в ушедшем году на конвейер поставили Chance с «автоматом» (в паре с двигателем 1.4 от Chevrolet Aveo) и модификацию с китайским 109-сильным мотором. Производство пятидверок ZAZ Forza (в России это Chery Bonus) растет медленно, в том числе из-за перебоев с поставками комплектующих: с февраля запорожцы собрали 4318 машин для внутреннего рынка и еще 5882 автомобиля для России. Сборка вазовских «девяток» на ЗАЗе прекращена: до осени сделали лишь 2342 машины. Весь прош­лый год шла подготовка к выпуску Chevrolet Aveo предыдущего поколения, который переименовали в ZAZ Vida, но первые товарные машины сошли с конвейера лишь в конце февраля. К маю степень локализации Виды должна превысить 51% и начнутся поставки на экспорт, а всего в этом году планируется выпустить 20 тысяч машин, причем вскоре обещают грузопассажирский «каб­лучок» на базе Виды.

На Ильичевском автосборочном заводе жизнь еле теплится. Теоретически там можно «отверточно» собирать более 40 тысяч машин, но в 2011 году осилили лишь 3481 автомобиль, причем к концу года завод стал «монобрендовым»: сейчас здесь собирают только кроссоверы Kia Sorento и внедорожники Mohave (2957 штук в прошлом году), а производство Chevrolet Aveo (524 штуки) свернуто.

Входящий в состав корпорации Богдан Черкасский автозавод сохранил объем производства на уровне 2010 года: на 120-тысячных мощностях выпущено 20537 машин. Здесь по полному циклу собирают кроссоверы Hyundai Tucson, а также Лады «десятого» семейства, которые продаются как под «родным» брендом, так и под маркой Богдан. Причем украинцы разрабатывают и свои модификации вазиков: уже два года выпускается «каблучок» Богдан-2310, а в 2011 году появился универсал Cross - это ВАЗ-2111 с увеличенным дорожным просветом, иным передним бампером и пластиковыми накладками на бортах. «Отверточная» сборка седанов Hyundai XD (Elantra позапрошлого поколения) прекращена из-за отсутствия спроса, а план завода на 2012 год - 33 тысячи автомобилей.

Закарпатский завод Еврокар, отметивший в декабре десятилетний юбилей, закончил год с приростом на 56% - собрано 11656 автомобилей. Нынче в селе Соломоново из крупноузловых машинокомплектов собирают пять моделей Skoda - это Octavia (6848), Fabia (3512), Superb, Yeti и Roomster. На заводе уже смонтированы оборудование для линий сварки, окраски и сборочный конвейер с роботизированной системой перемещения кузовов - на Еврокаре готовы к полномасштабному выпуску автомобилей, причем потенциал завода можно поднять с нынешних 40 тысяч до 100 тысяч машин в год. Но что выпускать? Skoda подтвердила поставку 20 тысяч машинокомплектов в течение этого года, а больше на Украине и не продать. Тем временем простой дорогостоящего оборудования оборачивается нешуточными убытками, поэтому заводчане активно ищут нового партнера.

Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ), как и Богдан, топчется на месте. Мощности позволяют «отверточно» собирать до 40 тысяч автомобилей в год, но результат прошлого года - лишь 6329 машин: это легковушки Geely (седаны СК-2, МК и хэтчбек МК-2) и кроссоверы и внедорожники SsangYong (Rexton, Kyron и Korando, он же Actyon). Примечательно, что по заказу украинского Фонда социальной защиты инвалидов на заводе наладили выпуск седанов Geely CK-2 с ручным управлением.

В Казахстане 16% проданных в прошлом году автомобилей выпущены усть-каменогорским заводом Азия-Авто (7316), который увеличил производство более чем вдвое. Сейчас здесь крупноузловым способом собирают внедорожники Лада 4х4, восемь моделей Kia, по четыре модели Chevrolet и Skoda, а также две модели Cadillac. Осенью было подписано трехстороннее соглашение между заводом Азия-Авто, АвтоВАЗом и казахстанской государственной корпорацией Ertis о строительстве завода полного цикла мощностью 120 тысяч автомобилей Лада, Renault и Nissan в год. Строительство должно начаться в этом году, а запуск первой очереди (90 тысяч автомобилей) запланирован на 2015 год.

На костанайском комбайновом заводе Агромашхолдинг в прошлом году собрали 869 кроссоверов и внедорожников SsangYong. На этот год запланирован существенный рост объе­ма выпуска: уже в марте здесь начнут крупноузловую сборку седанов и хэтчбеков ZAZ Chance (2200 штук в год), мелкими партиями будут собирать большие седаны SsangYong Chairman, идет подготовка к сборке внедорожников УАЗ Патриот и Пикап (от строительства в Казахстане собственного завода компания Sollers отказалась).

Единственным производителем легковых автомобилей в Белоруссии остается завод Юнисон в поселке Обчак, но объем выпуска по-прежнему мизерный - 230 седанов Iran Khodro Samand в прошлом году. О строительстве цехов сварки и окрас­ки уже никто не вспоминает, а основные усилия заводчане направили на сборку грузовичков Kia и спецавтомобилей на базе Газели. Но еще осенью в Обчаке собрали три товарных кроссовера Chery X1 (он же IndiS), а правительство ведет переговоры о создании производства с компанией Geely.

Действующие автомобильные производства России и стран СНГ
Название компании Место Год открытия завода Плановая мощность (в год) Марки Объем выпуска в 2010 году Объем выпуска в 2011 году Динамика, %
РОССИЯ              
АвтоВАЗ Тольятти 1970 900000 Лада 545450 561669 +3,0
Супер-Авто Тольятти 1997 н.д.* Лада 3836 6111 +59,3
Бронто Тольятти 1993 н.д. Лада 317 535 +68,8
ЧеченАвто Аргун 2008 10000 Лада 122 678 +456
Автотор Калининград 1997 300000 Всего 170211 222081 +30,5
        Kia 80281 95041 +18,4
        Chevrolet 56011 70969 +26,7
        BMW 10755 17965 +67,0
        Opel 21893 34727 +58,6
        Cadillac 1271 3379 +166
Автофрамос Москва 1998 160000 Renault 86573 142304 +64,4
Hyundai Санкт-Петербург (Каменка) 2010 200000 Hyundai, Kia - 138987 -
Volkswagen Калуга 2007 150000 Volkswagen, Skoda 94630 134700 +42,3
Ford Sollers Всеволожск 2002 125000 Ford 80390 98807 +22,9
ИжАвто Ижевск 1965 220000 Всего 6927 71474 +932
        Иж 1338 5241 +292
        Лада 5589 63753 +1041
        Kia** - 2480 -
General Motors Санкт-Петербург (Шушары) 2007 98000 Chevrolet, Opel 28970 60000*** +107%
GM-АвтоВАЗ Тольятти 2001 66000 Chevrolet 36761 57765 +57,1
PSMA Калуга 2010 45000 Peugeot, Citroen, Mitsubishi 25999 44000*** +69,2
Nissan Санкт-Петербург (Каменка) 2009 50000 Nissan 24503 43200*** +76,3
УАЗ Ульяновск 1941 120000**** УАЗ 26548 32966 +24,2
Derways Черкесск 2004 100000 Всего 11713 32455 +177
        Lifan 9422 23374 +148
        Geely 1978 5823 +194
        Haima 313 3258 +941
ТагАЗ Таганрог 1998 180000**** Hyundai, Tagaz, Vortex, JAC, BYD 26280 26173 -0,4
Sollers Владивосток 2009 33000 SsangYong 13663 25127 +83,9
Sollers Набережные Челны 1985 80000 Fiat** 8385 16506 +96,9
Toyota Санкт-Петербург (Шушары) 2007 50000 Toyota 15892 14131 -11,1
ИМС (Автотрейд-12) Гжель 2007 н.д. Great Wall 3000*** 6500*** +117
ГАЗ Нижний Новгород 1932 180000 Всего 5065 300*** -94,1
        Volga** 5065 - -
        Skoda - 300*** -
УКРАИНА              
УкрАвто Запорожье, Ильичевск 1959, 1998 190000 Всего 49318 60270 +22,2
        Zaz 41056 48565 +18,3
        Chery - 5882 -
        Лада** 869 2342 +170
        Kia 4698 2957 -37,1
        Chevrolet** 2695 524 -80,6
Богдан Черкассы 2008 120000 Лада, Богдан, Hyundai 20111 20537 +2,1
Еврокар Ужгород 2001 40000 Skoda 7464 11656 +56,2
КрАСЗ Кременчуг 1995 40000 SsangYong, Geely 6341 6329 -0,2
БЕЛОРУССИЯ              
Юнисон Обчак 1996 3000 Iran Khodro 139 230 +65,5
УЗБЕКИСТАН              
GM Uzbekistan Асака 1992 250000 Daewoo, Chevrolet 217733 222022 +2,0
КАЗАХСТАН              
Азия-Авто Усть-Каменогорск 2003 60000 Лада, Skoda, Chevrolet, Kia, Cadillac 3099 7316 +136
Агромашхолдинг Костанай 2010 7500 SsangYong 77 869 +1029
* Н.д. - нет данных ** Производство прекращено *** Ориентировочные данные **** Включая коммерческие автомобили

Рекомендованные статьи