Как работает сборочный завод Sollers во Владивостоке?
Сборочный корпус Sollers во Владивостоке, выкрашенный в патриотичные красный, белый и синий цвета, кажется миражом на фоне серых цехов судоремонтного Дальзавода и панельных многоэтажек. Но крупноузловая сборка внедорожников SsangYong стала здешней реальностью год тому назад.
А теперь к рамным машинам Rexton, Kyron и пикапу Actyon Sports добавился первый в истории марки кроссовер с несущим кузовом - SsangYong New Actyon.
Симпатичная современная внешность, просторный салон, увеличенный дорожный просвет и адекватные цены - новый Actyon, который на других рынках носит историческое имя Korando, выглядит привлекательно. Первым пойдет в продажу Actyon с мощным 175-сильным турбодизелем - от 829 тысяч рублей за версию с передним приводом и шестиступенчатой «механикой». В «базе» - две подушки безопасности, кондиционер, легкосплавные колеса и обогрев зоны покоя щеток стеклоочистителей. Полноприводный автомобиль - от 999 тысяч рублей, версия с шестиступенчатым «автоматом» - от 889 тысяч. В более дорогих комплектациях - регулировка руля не только по углу наклона, но и по вылету, датчики дождя и света, электропакет.
А в марте начнется сборка автомобилей с турбодизелем, специально для российского рынка дефорсированным до 149 л.с., чтобы покупатели могли сэкономить на транспортном налоге (вМоскве это минус 2180 рублей в год, а во Владивостоке - 1712). Базовая цена - 799 тысяч рублей. К примеру, Hyundai ix35 и Kia Sportage дороже минимум на 150-200 тысяч рублей.
Ближе к концу года появится Actyon со 150-сильным бензиновым мотором. Кстати, скидка жителям Дальневосточного федерального округа - от 30 до 60 тысяч рублей, а для сотрудников завода есть дополнительный восьмипроцентный дисконт. Но… Практически никто из 649 работников дальневосточного Соллерса не думает о покупке автомобиля, который собирает. Отдать 900 тысяч за SsangYong? Здесь за эти деньги купят восьмилетний праворульный Prado! И крупноузловой сборкой во Владивостоке занимались задолго до прихода Соллерса - именно так в обход пошлин ввозились из Японии «конструкторы», то есть намеренно разукомплектованные автомобили.
Разница в том, что СсангЙонги плывут не из Японии, а из Южной Кореи - каждые три дня из порта Поханг выходит судно с машинокомплектами. В среднем через три дня оно достигает бухты Золотой Рог, в самой глубине которой и расположен завод: сборочный цех и причал разделяют всего 18 метров. Портовые краны разгружают 140 контейнеров на заводской шестиуровневый склад площадью 30 тысячм2 - уже сейчас он готов обслуживать даже 100-тысячное производство. В каждом контейнере - два с половиной машинокомплекта из 350 деталей, узлов и агрегатов.
Дальше пути комплектующих расходятся на две сборочные линии. Левая - для рамных внедорожников Kyron, Rexton и пикапа Actyon Sports, которые в 25-тысячном плане производства на год занимают 60%. А на правой ветке собирают кроссоверы New Actyon. Технология - классическое производство SKD, Semi-Knocked Down, то есть «из частично разобранных» машин. «Конструктор», но заводской. В случае с внедорожниками сначала устанавливают раму на подкатную тележку, прилаживают к ней оба моста. Затем - затягивают крепеж, монтируют карданные валы, силовой агрегат. На готовое шасси «надевают» кузов с собранным салоном. Затем - визуальный осмотр, проверка на стенде схода-развала, беговых барабанах и тестовый пробег по небольшому полигону на берегу реки Объяснения. На все про все - около получаса. Технология сборки кроссовера New Actyon аналогична, только вместо рамы детали крепят к переднему и заднему подрамникам.
А дальше машины грузят в вагоны-«сетки» - и отправляют в двухнедельное путешествие в центральную часть страны. Именно так переправляет свои импортируемые автомобили с японских заводов Mazda. Удовольствие не из дешевых - частному лицу место для автомобиля в «сетке» из Владивостока до Москвы обойдется в 40 тысяч рублей. В прошлом году из 13700 выпущенных здесь автомобилей Sollers перевез около 97%, по «частным» ценам - на полмиллиарда рублей. Но эти деньги Соллерсу компенсировало государство.
Однако погрузку-разгрузку и охрану Sollers оплачивает самостоятельно - сформировать только один вагон с восемью автомобилями стоит более 120 тысяч рублей. Зачем же нужно было бросать полноценное производство в Набережных Челнах, в которое было вложено $75 млн, оборудованы линии сварки и окраски, а локализация сборки корейских внедорожников достигла 14%?
Очевидно, чтобы снискать благосклонность властей в преддверии суперальянса с ФИАТом по строительству завода мощностью 300 тысяч автомобилей в Особой экономической зоне Алабуга. Владивостокский проект Sollers начал развиваться сразу после слов Владимира Путина о необходимости создания в Приморье «очагов» автопрома. Вложенные в создание предприятия 1,8 млрд рублей выдал государственный Внешэкономбанк. «Первое время горячая вода подавалась сюда на два часа два раза в неделю, - с улыбкой вспоминает директор завода Александр Корнейчук. - Мы год потратили на создание инфраструктуры, проложили четыре километра водопроводных труб, построили котельную, в апреле доделаем причальную стенку. Представляете, как здесь было холодно поначалу?»
Еще бы, с такими высоченными потолками: 23 метра. Ведь раньше в этих корпусах ремонтировали корабли, а теперь собирают автомобили. Кстати, в начале года с губернатором края Сергеем Дарькиным встречалась делегация компании Mazda. Но на завод Sollers японцы не заглядывали и с его представителями не общались.
А вдруг приморский эксперимент окажется успешным?
По условиям соглашения о промсборке, на организацию сварки и окраски у Соллерса есть полтора года: уже прорабатывается вариант перевозки сварочной линии с челнинского завода. Производственная мощность вырастет с 25 до 40 тысяч автомобилей, количество рабочих удвоится, придется налаживать выпуск локализованных комплектующих. Но уже в этом году Sollers планирует вывести Дальневосточный федеральный округ на третье место по продажам автомобилей SsangYong с результатом полторы тысячи реализованных машин. Число дилеров вырастет с нынешних двух до 15, появятся представительства на Сахалине и Камчатке...
Правда, для этого жители Приморья должны перестать мечтать о восьмилетнем Prado по цене нового СсангЙонга. Однако не стоит забывать об обсуждаемом сейчас проекте Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, в котором пока есть запрет на эксплуатацию праворульных автомобилей. Если эта мера пройдет, то Дальнему Востоку придется покупать новые автомобили российской сборки - как и всей стране в целом.