Ноу нейм: Знаемский, Saab и пустота
Налево — Saab. И направо Saab. Прямо, если верить дорожным указателям, тоже он. Знаки в этой части Тролльхеттана менять никто не спешит, хотя Сааба здесь давно уже нет: по адресу улица Saabvägen, 5 прописан концерн NEVS, который потерял права на использование знаменитого шведского бренда и будет под собственным именем выпускать электромобили для Китая.
Я приехал в штаб-квартиру завода, чтобы прокатиться на будущем электроседане NEVS 9-3, и, забегая вперед, скажу: не плачьте по Саабу, ему повезло.
На самом деле, Тролльхеттанов два. Первый — благополучный и предприимчивый, с двумя гидроэлектростанциями, многоярусными шлюзами Тролльхетт-канала, с тремя футбольными клубами и даже с крупнейшим в Швеции киноконцерном Тролливуд. Но на весь мир известен другой, второй, Тролльхеттан — тот, что находится на два километра севернее, в обширной промзоне Стальбакка. Saab занимает примерно половину ее территории, а на остальной части — завод авиадвигателей компании Volvo Aero, производство автокомпонентов Lear и еще множество фирм-сателлитов из авто- и авиапрома.
Во всяком случае, так было раньше. Но с 2012 года Volvo Aero продана британцам и переименована в GKN Aerospace, завод Lear закрыт, а Saab, похоже, усыплен.
В будний день здесь оглушающая тишина. Пустые улицы, безлюдные автобусные остановки, вхолостую горящие огни светофоров. Там, где Google-карты видят заполненные машинами заводские парковки, меня встречают бетонные блоки вместо шлагбаумов и обветшалый асфальт. Страшный сон всех автоградов от Детройта до Тольятти.
Однако на центральной проходной под вывеской National Electric Vehicle Sweden стоят охранники и периодически оживают автоматические ворота.
В гости сюда я напрашивался два года, но всякий раз получал один и тот же ответ: дескать, события развиваются небыстро, показать пока нечего. В конце мая я сменил тактику и просто сообщил, что уже взял билеты и через неделю буду на заводе. Сработало.
Меня встречает миниатюрная сотрудница PR-отдела Шаоди из Шанхая и крупногабаритный инженер Андерс Бьорнберг. Андерс швед, но в Тролльхеттан он тоже попал из Китая, где трудился на фирме Qoros. Короткий брифинг прямо в маленьком шоу-руме напротив бюро пропусков — и мы садимся в электрический Saab 9-3, который станет серийным в мае 2017 года. Правда, Саабом его называть уже нельзя.
Вряд ли кто-то упрекнет оборонный концерн Saab AB в непорядочности за то, что он лишил автозавод родного имени: на самом деле, «большой» Saab проявил чудеса терпения. После разрыва с GM состав владельцев и соинвесторов автозавода менялся едва ли не чаще, чем погода в Тролльхеттане. Адвокат-мечтатель Виктор Мюллер, банкир-авантюрист Владимир Антонов и, наконец, нынешний бизнес-комбинатор Кай Йохан Цзян — каждый приводил за собой целый сонм реальных и потенциальных вкладчиков: Spyker, Youngman, Qingdao, Hawtai, National Modern Energy, экономическая зона Tianjin Binhai (THT), китайская IT-корпорация SRIT...
Когда весной 2014 года, едва перезапустив производство бензиновых седанов 9-3, на Саабе в третий раз за пять лет объявили о банкротстве, оборонщики сказали «хватит» и отозвали лицензию на торговую марку. Как я понимаю, повода пожалеть об этом им пока не представилось.