Проект Полуостров ЗИЛ: для чего там останется островок автозавода?
Обещания не застраивать завод жильем и офисами, которые столичный мэр Сергей Собянин давал на ЗИЛе два года назад, спасая его от банкротства, забыты. Конкурс среди архитекторов был объявлен больше года назад, и из 25 проектов, включая зарубежные, была выбрана концепция московского бюро Проект Меганом: жилой «полуостров» с парковыми зонами и системой каналов, этакая московская Венеция. Но в процессе доработок и согласований «Венеция» обросла офисами и коммерческой недвижимостью.
Работы должны начаться уже в этом году. К 2020 году будет снесено три четверти нынешних заводских построек. От нынешнего ЗИЛа, как сейчас модно, останется лишь декоративная маска советского модернизма - первоначальное здание заводоуправления (там сейчас размещен музей), центральная заводская аллея и огромный кузовной цех, который переделают в выставочный центр - по аналогии с лондонской электростанцией Bankside Power Station, из которой в 2000 году сделали галерею современного искусства. Возле Третьего транспортного кольца вырастет ледовый дворец спорта, на южной оконечности - эклектичная высотка Планета ЗИЛ.
На «полуострове», где в советские времена работало до 80 тысяч человек, будут созданы жилплощади для 40 тысяч человек и еще примерно столько же рабочих мест. Правда, на решение квартирного вопроса москвичам в этой связи рассчитывать не стоит - триста зиловских гектаров в шести километрах от Кремля будут застроены отнюдь не доступным жильем, а престижным «монолитом» и коммерческими апартаментами в индустриальном стиле.
Резервация для автозавода предусмотрена в дальнем углу зиловской территории - на площади 50-80 гектаров, где сейчас расположены корпус главного конвейера, бывший Московский завод домашних холодильников (их производство уже перенесено в Ярославскую область), прессово-сварочный корпус и цех легковых автомобилей. ЗИЛ превратится в МосАвтоЗИЛ - это рожденное год назад СП между правительством Москвы, владеющим контрольным пакетом акций автозавода, и Сбербанком. Цель - создать на автомобильной части «полуострова» производство мощностью 150 тысяч автомобилей в год.
Каких?
О возрождении массового выпуска нынешних автомобилей речи уже не идет - на месте прессового, литейного и рессорно-пружинного цехов вырастут жилые кварталы. Зиловцы уверяют, что уже начали переброску сохранившегося оборудования на территорию будущего МосАвтоЗИЛа. Но что сохранять? Древние станки и оснастку, которые за двадцать с лишним лет рыночной экономики не позволили зиловцам хотя бы модернизировать архаичную кабину?
Спрос на нынешние грузовики ЗИЛ едва ли не в одиночку поддерживают коммунальные службы столицы - очевидно, по приказу «сверху». В прошлом году выпущено всего 1028 машин. И все же в планах МосАвтоЗИЛа значится выпуск грузовиков под собственной маркой - уже несколько лет на заводе ведут разработку новой среднетоннажной модели со стеклопластиковой кабиной, но в ее светлое будущее не особо верят даже сами зиловцы, хотя планируют к 2016 году выпускать по 6000 машин ежегодно.
Главной же специализацией нового ЗИЛа, как и на заре его истории, станет контрактный выпуск иномарок - со сваркой и окраской кабин и кузовов. Специально для этого выкуплен контрольный пакет акций саратовской компании Химэкс, которая владеет «спящим» соглашением о промышленной сборке автомобилей, причем еще на старых условиях (объем производства - не менее 25 тысяч машин в год, степень локализации - не менее 30%).
На зиловскую «прописку» претендуют три компании - Renault, Hyundai и FIAT-Chrysler. Французов привлекает возможность выпускать здесь малотоннажники Renault Master и Trafic. Fiat-Chrysler после развода с Соллерсом нуждается в российской сборочной площадке - на ЗИЛе в таком случае окажутся Fiat Ducato и Iveco Daily, а также внедорожники Jeep. Hyundai рассчитывает на сборку средних и тяжелых грузовиков вдобавок к мощностям ТагАЗа и Автотора.
А по ЗИЛу плакать поздно.
Завод пал не под натиском элитного жилья и роскошных офисов, а от бессилия в условиях открытой конкуренции и «прозорливости» топ-менеджеров, чей годовой оклад, бывало, вдвое превышал задолженность по зарплате рабочим. В нынешнем виде ЗИЛ - это обуза для столицы: по итогам 2011 года убытки завода достигли 4,07 млрд рублей, которые восполняет правительство города, то есть московские налогоплательщики. А в бывших цехах - арендаторы: офисы, киностудии, склады и мастерские.
Не все радужно и с будущим «полуостровом».
Сейчас 290 «элитных» гектаров - это техногенный полигон, чтобы не сказать могильник: за почти век работы завода земля под цехами отравлена нефтепродуктами на много метров в глубину. Вдобавок, насколько нам известно, во времена Великой Отечественной войны и после нее под заводом были построены огромные бомбоубежища и даже производственные цеха, которые уже много лет как заброшены. Чтобы возвести на поверхности новые здания, все эти катакомбы придется разбирать и засыпать. Надеемся, что инвесторы, будущие жильцы и те, кто в итоге будет оздоровлять «полуостров», в курсе.
По проектам город возьмет на себя еще и 20% из тех 15 млрд долларов инвестиций, что понадобятся на организацию транспортной инфраструктуры, так как нынешний «полуостров» удален от ближайших станций метро почти на два километра, отделен от города рекой и Третьим транспортным кольцом.
И еще. Похоже, что сохранение автомобильного производства - «политическая» позиция столичного правительства. Но где гарантии, что МосАвтоЗИЛ станет безубыточным? Да что там гарантии, есть ли хотя бы предпосылки? В новое производство планируется вложить 12млрд рублей, то есть 300 млн евро. Для сравнения: компания Renault за восемь лет вложила в Автофрамос 500 млн евро. Но на бывшем Москвиче делают востребованные легковушки и кроссоверы. А откуда возьмется спрос на продукцию нового ЗИЛа мощностью 150 тысяч автомобилей в год, если весь «белый» рынок коммерческой техники в России в прошлом году составил 226 тысяч машин, а годовые продажи автомобилей Jeep и вовсе не превышают пяти тысяч?
В следующем году Заводу имени Лихачева исполняется 90 лет. Исполнилось бы: похоже, что за автомобильный ЗИЛ бокалы если и будут поднимать, то не чокаясь. А за «полуостров»?
Минувшей зимой, после принятия решения о застройке, цена одна акции ЗИЛа взлетела с 356 до 1040 рублей, но по мере обсуждения проекта быстро упала вдвое.