Самообеспечение: мы побывали на производстве моторных масел Лукойл

Фото: Илья Хлебушкин | компания Лукойл

Уход известных западных поставщиков присадок усложнил жизнь нашим производителям моторных масел. Но не оборвал ее! Я побывал на пермском заводе компании Лукойл и узнал, как и, главное, из чего здесь нынче делают масла.

Изначально Пермский нефтеперерабатывающий завод был запущен в 1958 году. В состав концерна Лукойл он вошел сразу после его основания в 1991-м и теперь именуется более сложно — ­Лукойл-Пермнефтеоргсинтез. Завод огромен! Куда ни кинь взгляд, повсюду гигантские емкости, ректификационные колонны и километры труб. По ним на обработку поступает и своя нефть, добываемая компанией на месторождениях Пермского края и в Западной Сибири.

Производственная программа предприятия включает более шестидесяти наименований продуктов нефте- и газопереработки, начиная с битума и заканчивая топливом для реактивных двигателей. Так что автомобильные масла лишь небольшая часть местного индуст­риального пейзажа. И если всего на пермском заводе работает более трех тысяч человек, то на маслосмешении — только четыре десятка сотрудников. ­Хотя это еще и потому, что большинство производственных процессов автоматизировано. За год в канистры и бочки (примерно в соотношении 70:30) здесь разливают более 100 тысяч тонн масла (или около девяти тысяч тонн в месяц).

Присадки не просто заливают в миксеры с базовым маслом — предварительное смешивание происходит еще в трубах

Смешение происходит в одном из запрятанных в глубине территории цехов. Там установлено восемь десятикубовых баков-миксеров, вокруг которых много труб и трубочек для подачи ­ингредиентов. Но людей мало: все управление осуществляется дистанционно. Сами здоровенные емкости установлены на пьезометрических датчиках, постоянно измеряющих массу для контроля смешения базового масла и присадок. Допустимая погрешность мизерная: менее полукилограмма на партию более чем в 300 тонн, то есть десятитысячные доли процента. Как в аптеке! И все равно состав масла тщательно проверяется: помимо входного контроля всех компонентов, отбирают пробы готового продукта, которые потом тестируют в лаборатории по всем основным параметрам.

Лукойл использует базовые масла собственного производства, но на берега Камы их привозят с берегов Волги. Непосредственно на пермском заводе изготавливается только самое простое, базовое масло I группы, которое ­используется в основном в моторных маслах для грузовых автомобилей. А вот «гидрокрекинг» группы III+ по классификации API, который нужен для «легковых» масел, привозят со своего завода в Волгограде (где также делают моторные масла). Там есть комплекс для гидрокаталитических процессов, да и в поволжской нефти меньше серы и парафинов по сравнению с сырьем из Западной Сибири и Предуралья.

Второй важнейший ингредиент моторного масла — пакеты присадок: их в сос­таве примерно 20—30%, и они обес­печивают моющие, антиокислительные, противоизносные, антикоррозионные, противопенные, вязкостные, антифрикционные и прочие свойства. Присадки для своих топовых масел Лукойл раньше покупал у именитой компании Infineum — совместного предприятия концернов ExxonMobil Chemical и Royal Dutch Shell. После прекращения западных поставок в 2022 году пришлось использовать китайские присадки. Но теперь и этот ингредиент практически во всех маслах Лукойла собственный!
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи