Мы побывали на старте сборки лифтбека ЗАЗ Forza
Известие о том, что на ЗАЗе будут выпускать автомобиль с китайской родословной, прогремело в прошлом году как гром среди ясного неба. Народный гнев - «Сдали автопром китайцам!» - и едкий скептицизм конкурентов не остановили боссов корпорации УкрАвто, в состав которой входит ЗАЗ: 17 февраля состоялся торжественный старт сборки лифтбека ЗАЗ Forza, который является точной копией «китайца» Chery A13. Мы оказались в числе приглашенных.
Старая репортерская примета: если к приезду журналистов на заводе готовится масштабный «официоз», быть беде: поработать не дадут. На ЗАЗе ждали премьер-министра Николая Азарова. Не приехал... Но по ходу презентации стало понятно, что в сборочный цех мы все равно не попадем. Прилететь в Запорожье и не увидеть главный конвейер?
Оказалось, что Forza собирается по «особой» технологии. На ЗАЗе сваривают и окрашивают кузова, причем степень автоматизации сравнима с ланосовской: покраска проходит практически без участия человека (кузова Ланоса и Форцы идут вперемежку), а на линии сварки применяется только ручной труд. Вся «кузовщина» (за исключением нескольких деталей передка) приходит из Китая, но есть планы наладить в течение полугода штамповку кузовных панелей из отечественного стального листа: около половины проката будет поставлять Запорожсталь, а остальное обеспечат российские поставщики (Северсталь и Новолипецкий комбинат).
Полуторалитровый двигатель семейства Acteco (разработка австрийской фирмы AVL) собирается на моторном заводе в Мелитополе. Это именно сборка: клеймо «Зроблено в Україні» несут лишь поддон, вкладыши коленвала и масляный фильтр. Установка на Форцу 1,4-литрового мотора МеМЗ не планируется,
Ну а собственно сборка машины ведется не на подвесном главном конвейере, где собирают Ланос, а на отдельном участке. Это так называемый напольный конвейер. Рабочие поговаривают, что пока сделано около сотни машин. Смогут ли таким макаром собирать запланированные на перспективу 40 тысяч машин в год без потери качества или будет задействован «большой» конвейер? Когда?
Беглая экскурсия по заводу оставила много вопросов. К примеру, «ацтековский» мотор отвечает нормам Евро 4. Переварит ли он плохой бензин, которого в украинской глубинке еще предостаточно?
Каков ресурс основных узлов - 300тысяч км, как указано в инструкции? Если так, то проводились ли ресурсные испытания машины на наших или российских дорогах? Готовы ли сервисмены к обслуживанию Форцы? Каковы цены на запчасти и стоимость нормочаса на СТО? Почему гарантия на Форцу - всего три года или 60 тысяч км? Ведь на тот же Ланос- пять лет.
Проходила ли машина полномасштабные испытания, включая краш-тест на соответствие нормам EuroNCAP или хотя бы более мягкому правилу №94 ЕЭК ООН? Пока известно лишь, что Chery A13 «били» в Китае по весьма лояльным нормам C-NCAP: на скорости 50 км/ч и со 100-процентным перекрытием передка (EuroNCAP требует 64 км/ч и перекрытие40%).
Наконец, почему ЗАЗ Forza? Кто придумал писать название бренда кириллицей, а название модели - латынью? В переводе с итальянского «форца» означает силу. ЗАЗ Сила? Или Сильный ЗАЗ? И вообще, ЗАЗ Форца - это «он» или «она»? Красивый ЗАЗ Форца или красивая ЗАЗ Форца? Лингвистических казусов будет немало. Впрочем, имя собственное для народного автомобиля всяко лучше, чем бездушные индексы вроде А13 или М11.
В былые годы до постановки на конвейер «китайцев» снисходили лишь автосборочные заводы «новой волны»- КрАСЗ в Кременчуге, ТагАЗ в Таганроге и более мелкие предприятия, разбросанные по территории бывшего СССР. Почему по этому пути пошел достаточно крупный и мощный ЗАЗ? И почему именно Chery? Разве нельзя было договориться с Chevrolet или Kia- тем более, что с обеими фирмами существуют тесные партнерские отношения?
Покупка лицензии - дело хлопотное и дорогое. Еще и не каждый продаст. А машина нужна доступная и массовая - более дешевая, чем Aveo или c'eed. Еще лучше, если модель будет неизвестной в России, которая должна стать основным рынком сбыта: в этом случае лицензиар не будет против экспансии на российский рынок.
Поэтому - Китай.
В своем стремлении прорваться в Европу китайцы рассматривают Украину и Россию как идеальный стартовый плацдарм. И ради скорейшего выхода на европейские рынки готовы на многое. Фирма Chery, которая давно связана с УкрАвто дистрибьюторским договором, раскошелилась на $30 млн и предложила к запуску в производство свежую машину, которая начала продаваться в Китае лишь в прошлом году. Еще около $30 млн в дело вложила украинская сторона, предоставив, помимо прочего, сборочную площадку, производственные мощности по выпуску комплектующих и связи с местными поставщиками. А поскольку позиции Chery в России не очень-то сильны, каждому из партнеров крайне выгодно усилить свое влияние на этом перспективном рынке. Сообща- легче.
Об «экспортной ориентации» Форцы говорит и озвученный план продаж: в этом году на внешний рынок хотят отправить 7500 машин, а украинские дилеры получат всего 1500 машин. При этом на экспорт машина пойдет с логотипами Chery: китайцы не заинтересованы продвигать в других странах чужой бренд. Но прежде, чем откроется дорога в Россию, Форца должна получить сертификат СТ-1: если все пойдет по плану, сертификационные испытания завершатся к осени.
Чтобы беспошлинно продавать машину в России и других странах СНГ, степень локализации должна достигать 51%. Представители УкрАвто путаются в показаниях, но мне все-таки удалось выяснить, что сейчас так называемая добавленная стоимость - с учетом энергозатрат и зарплаты рабочих - составляет всего 25%. Украинских комплектующих не так уж много: обивка потолка, сиденья, бамперы, аккумулятор, некоторые детали системы выпуска, компрессор кондиционера, шины. В течение полугода в списке «украинизированных» деталей появятся узлы подвески, передняя панель и обивка салона, резонатор системы выпуска.
А что сама машина? Нам уже удалось поездить на Форце и в Запорожье, и в Киеве. Подробный рассказ - на следущих страницах этого же выпуска Авторевю.
Первое впечатление - приятное. В отличие от подавляющего большинства китайских машин (или, если угодно, машин с китайской родословной) Forza не вызывает отторжения. Ровные сварные швы, хорошая покраска, опрятная отделка салона и багажника. В ходе «украинизации» машина претерпела мелкие, но довольно важные изменения. Усилена ходовая часть, улучшена шумоизоляция, приводы электрических стеклоподъемников и вовсе заменили на другие. Частично модернизирована оснастка сварочного производства: как уверяют запорожские инженеры, зазоры между кузовными панелями на «их» машинах меньше, чем на китайских.
Но чем лучше машина, тем она дороже. И если покупатели закрывали глаза на все недостатки Амулета, Джагги или QQ, то лишь по причине «бросовых» цен. Таких цен больше не будет. CheryA13 уже «засветился» на украинском рынке: осенью партию машин завезли для зондирования рынка и «подготовки» потенциальных покупателей. О результатах «разведки боем» не сообщается, но- судя по тому, что «пробные» 140автомобилей еще не распроданы- дело застопорилось. Цена-то уже не «китайская»- от89360гривен.
«Отечественный» ЗАЗ Forza будет дешевле. Машина в базовом исполнении (одна подушка безопасности, гидроусилитель руля и кондиционер) оценили в 79900грн. Вторая подушка, АБС, передние сиденья с подогревом - удел машин в средней комплектации по цене около 84000 грн. А самый «упакованный» лифтбек вплотную приблизится к 90000 грн (точная цена станет известна позже). Привлекательный прайс-лист сдобрен заманчивой кредитной программой (стартовый взнос от 10%, ежемесячный платеж при оформлении кредита на семь лет - от 1400 грн).
Во втором полугодии появится версия с кузовом хэтчбек, а чуть позже - модификация с автоматической коробкой (хотя до сих пор не ясно, каким именно «автоматом» будут оснащать Форцу).
Присутствовавший на церемонии вице-президент фирмы Chery Джу Бирен обмолвился, что всерьез обсуждается запуск на ЗАЗе еще одной модели. Может быть, речь о Chery М11, который уже продается украинскими дилерами и который тоже оставил у нас весьма благоприятное впечатление?
А к началу следующего года ЗАЗ начнет полномасштабный выпуск седанов и хэтчбеков Chevrolet Aveo предыдущего поколения - со штамповкой, сваркой и окраской кузовов. Сейчас идет демонтаж оборудования и оснастки с линии сварки Славуты: освободившееся место займет оборудование, которое перевезут с польского завода FSO.
Так вот почему Форца собирается не на главном конвейере! Три новые модели позволят практически полностью загрузить производство - и выпускать ежегодно до 150000 автомобилей. А чтобы «увязать» в единую цепочку все модели, потребуется немало времени.
А Ланос? Его пока не списывают со счетов и по-прежнему обещают модернизировать - если найдут деньги, силы и соответствующих специалистов. Но все чаще ходят разговоры о том, что в недалеком будущем его снимут с производства. Столь непринужденное жонглирование «кандидатами на конвейер» говорит о том, что ЗАЗ окончательно превратился в предприятие-сборщика и утратил компетенции производителя с полным циклом- от разработки машины «с чистого листа» до изготовления прототипов, проведения полного комплекса испытаний и постановки на конвейер. И винить в этом Форцу нет никакого смысла. Слава богу, что сам завод жив. А отечественной конструкторской школы нет уже давно. Как говорится, умерла так умерла.