Знакомимся с производством масел Total и Elf в бельгийском Эртвельде

Фото: Илья Хлебушкин

Мы уже рассказывали о том, как на французской кухне лабораторий в Солезе изобретают рецепты масел Total и Elf. А теперь я побывал и на одном из основных заводов — в том числе и для поставок в Россию. И с российским следом в истории!

Вот уж чего не ожидал обнаружить в тихом бельгийском местечке Эртвельд в паре километров от границы с Голландией на берегу живописного канала из Гента в портовый Тернёзен, так это дореволюционных связей с Чечней. А оказалось, что завод, который стал основным в ­нефтехимическом производстве концерна Total, начал строиться в 1913 году в рамках бельгийской компании Petroles de Grosnyi, то есть «Грозненские нефти»! Ее владелец, Иосиф Уотеркейн, как и многие другие бельгийцы, до Первой мировой войны много инвестировал в Россию и прикупил себе нефтяной бизнес в Грозном. А предприятием в Эртвельде владел аж до 1923 года, после чего завод перешел в собственность бельгийской компании Purfina Ltd, в итоге оказавшейся частью концерна Total.

Это — акция компании Petroles de Grosnyi и фото производства на самом первом заводе в Эртвельде

Здесь нет ректификационных колонн для перегонки нефти — по сути, это просто миксер для смешения масел. Но солидный: у концерна Total 23 завода по всему миру, однако именно в Эртвельде производят около десятой части всех смазочных материалов — примерно 180 тысяч тонн в год. Силами всего 130 человек, из которых непосредственно рабочих менее половины. А все потому, что уровень автоматизации высочайший!

Экранов в диспетчерской — как в центре управления космическими полетами, и рулить дистанционно можно абсолютно любой стадией процесса: поступлением ингредиентов, смешением, фасовкой. Даже информация из химлаборатории, контролирующей качество на всех этапах, стекается сюда же. Брак, впрочем, отлавливают редко — максимум у трех процентов продукции.

А начинается все с километровых труб, идущих от пристани к двум десяткам танков для хранения базовых масел. Причем для каждого типа «базы» имеется по персональной трубе: самую простую «минералку» первой и второй групп баржами по каналу привозят из Франции, Италии и США, качественную гидрокрекинговую «базу» третьей группы — из Южной Кореи, а полиальфаолефиновую «синтетику» четвертой группы — с нескольких европейских заводов, включая производство ExxonMobil. Имеется и самая высококачественная «база» пятой группы для топовых масел — эфиры доставляют с расположенной прямо по соседству олеохимической фабрики компании Oleon.

Присадки в подогреваемых емкостях хранятся под открытым небом: даже зимой морозов в Эртвельде не бывает

Присадки от компаний Oronite, Lubrizol, Infineum, Ethyl также прибывают посуху — и для их хранения содержат целый инкубатор из емкостей, подогреваемых до 55 градусов (сухие присадки заранее предрастворяются). Причем везутся не готовые композиции: формулы масел собираются на месте из 340 видов присадок сорока типов. Кстати, помимо двух собственных марок, Total выпускает оригинальные моторные масла для компаний Mazda, Nissan и Datsun. Первичная конвейерная заливка осуществляется на заводах Renault, Great Wall, GM, Kawasaki, Volvo, Tata, MAN, DAF и Scania, а Kia и PSA напрямую предписывают использовать в своих двигателях Total Quartz.

Онлайн-смешения прямо в трубах, как на монстре ExxonMobil в ­Нотр-Дам-де-Граваншон, в Эртвельде нет: масштаб все же не тот. Зато набор миксеров объемом от пяти до 140 тонн будет получше коллекции посуды на кухне образцовой домохозяйки — минимально можно смешивать партию в две тонны. Причем рабочих с ведрами и мерными кружками для добавки малых долей присадок, как на многих аналогичных производствах, здесь не увидеть — даже коррекция микродозами из бочек с ингредиентами производится автономными «хоботами». А особо впечатлила роботизированная мозаика линейного распределителя потоков масел и присадок высотой с дом — похоже на гигантский автоматизированный телефонный коммутатор доцифровой эры, только вместо проводков-контактов трубы со стыковочными фланцами.

Единственную сугубо «рукопашную» операцию я узрел в фасовочном цехе с линиями розлива в канистры объемом от одного литра: пластиковую крышку размером с блюдце рабочие прикручивают к горловине тысячелитровой емкости. Однако все остальное, включая наполнение бочек, и тут автоматизировано. Да и на поглощающем затем залитые емкости складе бал правят ­роботы-носильщики и роботы-верхолазы.

Для очистки труб от остатков масла используются «свиньи» (как та, что в руках у директора завода Петера де Йонге) — движущиеся под ­действием сжатого воздуха поршни. Стоят такие от трех до 5,5 тысячи евро каждый! Внутри — магнитная ­метка для поиска в случае застревания в ­трубе. Служат «свинки» обычно ­­два—три года и каждую неделю проходят осмотр-диспансеризацию

Любопытно, что почти пятая доля готовой продукции уходит к нам, в Россию, — именно родом из Эртвельда большая часть всей линейки масел Total и Elf на нашем рынке (небольшую добавку дают французский Руан и румынский Брашов). Всего, кстати, на долю концерна Total приходятся скромные 4—5% российского масляного рынка. Хотя в целом по ранжиру концерн на призовом третьем месте среди иностранцев, уступая лишь компаниям Royal Dutch Shell и ExxonMobil. Но вскоре нас ждет импортозамещение: уже в этом году фирма «Тотал Восток» запускает под Калугой собственное производство масел с мощностью, равной как раз тем самым потребляемым российским рынком 40 тысячам тонн в год. Интересно, будет ли наш миксер таким же высокотехнологичным, как бельгийский?

Завод работает по фактическим заказам: вся готовая продукция на роботизированных складах уже распродана и не задержится здесь дольше чем на восемь дней

Рекомендованные статьи