Большой скандал: как Uber контролеров за нос водил
Скандал, кажется, обычное дело для американской компании Uber. То ее руководитель Трэвис Каланик вступит в публичный спор с водителем по поводу расценок, то вице-президент по инжинирингу вляпается в секс-скандал, то во Франции водители такси устроят из-за Убера забастовку…
А на этот раз журналисты газеты New York Times выяснили, что компания несколько лет водила за нос контролирующие органы в нескольких американских городах при помощи специально созданного софта под названием Greyball («серый шар»). Вся соль в том, что услуги такси обычно подлежат лицензированию, но в программе Uber участвуют как «элитные» перевозчики с лицензией и на дорогих машинах (опция Black Car), так и водители без разрешительных документов на автомобилях попроще (UberX). Юристы Убера считают, что последние не являются полноценным такси и потому лицензию водителю получать не нужно.
Конечно, это мнение не мешает властям некоторых штатов запрещать сервис и штрафовать водителей. На это в Убере придумали ответ — софт Greyball. По сути, это система поиска подозрительных заказчиков. Администраторы вносят в нее адреса контролирующих органов — и если человек часто пользуется приложением из этого места или его окрестностей, его вносят в список подозрительных клиентов. Пополнить список можно и вручную — например, на основе профиля из социальных сетей или данных с сайта контролирующей организации. После попадания в черный список Uber начинает предлагать такому клиенту фейковые автомобили, а в последний момент отменяет заказ.
Существование системы и принцип ее работы на условиях анонимности подтвердили журналистам четверо сотрудников фирмы Uber — бывших и нынешних. Признаки использования такой системы появились еще в 2014 году, при запуске Убера в Портленде. Журналисты New York Times пишут, что систему Greyball используют во многих местах, где сервис Uber работает полулегально: например, в Бостоне, Париже, Лас-Вегасе, а также Австралии, Китае и Южной Корее.
В официальном заявлении компания Uber утверждает, что такая программа существует, но в черный список вносят только людей, нарушающих правила пользования сервисом. Например, тех, кого подозревают в физической расправе с водителем, таксистов-конкурентов или «противников, которые сговорились с официальными лицами, чтобы заманить водителя в ловушку».