Будущее компании Tesla: грузовик, автобус и каршеринг
Десять лет назад Илон Маск объявил первый план развития компании Tesla. Он включал четыре несложных пункта, причем первые три были неразрывно связаны друг с другом: создать дорогую мелкосерийную машину (ей стала Tesla Roadster), вырученные от продажи деньги вложить в разработку более доступного автомобиля (Model S), а заработанные с его помощью средства, в свою очередь, употребить на создание относительно доступной массовой машины (Model 3). Четвертый пункт — развитие солнечной энергетики. Этот план практически выполнен: продажи электроседанов Tesla Model 3 начнутся на излете 2017 года (уже принято более 370 тысяч заказов!), а солнечная энергия активно используется на тесловском заводе Gigafactory в штате Невада (солнечными батареями покрыта вся площадь крыши фабрики). Поэтому Илон Маск подготовил новую стратегию развития: Master Plan, Part Deux.
Он тоже состоит из четырех основных пунктов, но на этот раз они более разнообразные. Первый — расширение использования солнечной энергии. Речь идет об объединении двух проектов Маска: Tesla Powerwall и SolarCity. Под брендом Powerwall компания продает домашние литий-ионные аккумуляторы, предназначенные для сохранения энергии в целях бытового использования, сдвига нагрузки потребления, а также резервного питания. А компания SolarCity занимается производством и установкой бытовых солнечных батарей. Теперь же SolarCity перейдет под крыло Теслы, а в портфолио появится комбинированное решение: батарея Powerwall с возможностью подзарядки от солнца.
Второй пункт — расширение модельного ряда. Наиболее ожидаемые машины —компактный кроссовер и пикап, причем последний обещает заметно отличаться от существующих машин этого класса. Электромобилей дешевле седана Tesla Model 3 (он стоит от 35 тысяч долларов) в планах нет, равно как и нового родстера, слухи о котором ходят уже не первый месяц. Зато есть… тяжелый грузовик и автобус! Оба, понятное дело, электрические и должны иметь динамику легковых автомобилей, чтобы не выпадать из городского потока (особенно на светофорах). И если о грузовике пока информации нет, то автобус, судя по описанию Маска, будет компактнее привычных городских моделей, но с более плотной планировкой салона (обещан даже отказ от центрального прохода, хотя не ясно, каким образом). Через специальное приложение в смартфоне можно «забронировать» остановку такого автобуса вне привычных остановочных пунктов. Ну и, конечно, появится беспилотный режим. И грузовик, и автобус пока находятся на ранней стадии разработки, однако премьера прототипов запланирована на следующий год.
Кстати, о беспилотных технологиях: их развитие заложено в третий пункт нового плана. Илон Маск подчеркнул, что впереди еще много работы над совершенствованием программного обеспечения, однако уже сейчас тесловский Autopilot управляет машиной лучше среднестатистического водителя. А получаемые от нынешних машин данные помогают понемногу улучшать софт чуть ли не ежедневно. Но на шлифовку электроники и создание полноценного законодательства, регулирующего использование автопилота, потребуется не менее 10 млрд километров, пройденных в автономном режиме. Сейчас этот счетчик ежедневно прирастает на 5 млн километров. Маск пообещал, что приставка «бета» к тесловскому Автопилоту исчезнет только после того, как искусственный разум будет обучен управлять машиной в десять раз безопаснее обычного американского водителя.
Ну а четвертый пункт — развитие каршеринга. Причем речь не только о создании отдельного парка машин, которые можно взять напрокат на короткое время. Такой подход будет использоваться только в крупных городах. Альтернативное решение — аренда частных электромобилей Tesla! По подсчетам компании, большинство машин используются лишь в течение 5—10% дня. А в остальное время их владельцы могут сдавать машину в каршеринг и получать за это деньги на персональный счет. Подобное уже практикуется во многих странах: например, можно сдать автомобиль «в прокат» на время отпуска, причем арендатору она обойдется дешевле, чем у специализированной компании. Однако над схемой поминутного каршеринга частной машины еще придется поработать.
Новый план Маска кажется чересчур сложным и трудновыполнимым. Но вспомните, что было десять лет назад: над первой стратегией развития Теслы разве что не смеялись, однако сейчас электромобили Tesla находят по 50—60 тысяч покупателей ежегодно.