Электробус Proterra Catalyst E2: почти тысяча километров на одной зарядке
На проходящем в США ежегодном конгрессе Американской ассоциации пассажирского транспорта (APTA, American Public Transit Association) компания Proterra представила новую модель электрического автобуса — Catalyst E2. Электробус примечателен рекордным радиусом действия: в прошлом месяце на дорогах полигона Michelin Laurens в Мичигане Catalyst E2 прошел на одной зарядке 603 мили, то есть 970 км!
Правда, рекорд был поставлен в идеальных условиях: без нагрузки и при движении исключительно в экономичных режимах. Однако американская фирма заявляет немалый пробег и в условиях реальной эксплуатации: от 312 до 563 км в зависимости от тяговой батареи (на выбор предлагаются блоки емкостью 440, 550 или 660 кВт·ч). При этом эксплуатационные характеристики достойные: машина собственной массой 15 т, оснащенная одним электромотором мощностью 220 кВт, способна перевозить до 77 пассажиров (из них 40 — сидячие) и разгоняться до 104 км/ч.
Для сравнения: проходящий сейчас испытания на московских городских маршрутах электробус КАМАЗ-6282 с двумя электромоторами мощностью по 115 кВт вмещает 85 пассажиров (включая 25 сидячих) и весит 19 т, однако емкость его батареи всего 105,6 кВт·ч. Максимальная скорость — 75 км/ч, а радиус действия — 100 км. Любопытно, что камский и калифорнийский автобусы при этом используют батареи одного типа — литий-титанатные, то есть литий-ионные с анодом из титаната лития.
КАМАЗ-6282 (Фото sk.ru)
Правда, американская фирма утверждает, что делает батареи на собственном производстве в Кремниевой долине. А кузов электробуса Proterra — композитный с углепластиковыми усилителями. Под стать и цена: даже прежние Каталисты серий FC и XR с радиусом действия не более 308 км стоят около 750 тысяч долларов — примерно вдвое больше, чем дизельные одноклассники. Однако, по расчетам Протерры, экономия на топливе и обслуживании за весь срок эксплуатации может достигать примерно 250 тысяч долларов.
Впрочем несмотря на впечатляющие характеристики, спрос на электробусы Proterra пока трудно назвать ажиотажным: начиная с 2009 года реализовано лишь 312 машин. Тем не менее фирма заявляет, что в ее портфеле уже есть 34 заказа на модель Catalyst E2 от транспортных компаний из Лос-Анджелеса, техасского Рино и еще одиннадцати американских городов.