Сооснователь Теслы представил электромобили SF Motors
Одновременно с автосалоном в Нью-Йорке на территории США состоялось еще одно автомобильное событие: в калифорнийской Кремниевой долине были представлены два электромобиля фирмы SF Motors. Очередной электростартап? Да, однако некоторые детали выделяют эту компанию из нескончаемой когорты подражателей Тесле.
Фирма SF Motors — дочернее предприятие китайского концерна Sokon Industry Group. Она впервые оказалась на слуху после приобретения в прошлом году автосборочного завода компании AM General в Мишаваке (штат Индиана). Того самого, где выпускали в числе прочего внедорожники Hummer H2 и однообъемники Mercedes-Benz R-класса. Скромные финансовые вливания (110 миллионов долларов за сам завод и еще 30 на его переоборудование) позволили нам тогда предположить, что речь идет о выпуске коммерческой техники с электрической начинкой. Благо у концерна Sokon в этой области есть кое-какой опыт. Но все оказалось сложнее!
SF5
Буквально через месяц после завершения сделки с AM General фирма SF Motors объявила еще об одном приобретении: на этот раз была куплена компания InEVit, принадлежащая Мартину Иберхарду, в прошлом сооснователю компании Tesla. Иберхард занялся собственным бизнесом после скандального ухода из Теслы, откуда его выжил инвестор Илон Маск. Фирма InEVit работала в той же области: разработка платформ электромобилей и их силовых агрегатов. Однако о производстве собственных машин не помышляла, пока на нее не обратили внимание китайцы.
С переходом фирмы InEVit в руки SF Motors статус Иберхарда изменился: сейчас он шеф по инновациям, главный по науке и вице-президент. Фирма SF Motors даже не думает скрывать, что ее новые электрокары — работа бывшего топ-менеджера Теслы. И построены они по той же самой принципиальной схеме: шасси с блоком батарей под полом и электромоторы на обеих осях. Правда, у машин SF Motors количество двигателей может варьироваться от одного до четырех — в последнем случае суммарная отдача немного превысит 1000 л.с., разгон до «сотни» займет менее трех секунд, а заявленный пробег на одной зарядке составит 500 км по циклу NEDC. А для увеличения пробега фирма обещает бензиновые «удлинители хода». Кроме того, известно, что электромобили SF Motors будут иметь полноуправляемое шасси и адаптивную пневматическую подвеску.
Пока что показаны два прототипа будущих машин — купеобразные кроссоверы SF5 и SF7, которые отличаются в первую очередь размерами. Заказы на первый из них фирма начнет принимать уже в этом году, а серийное производство запланировано на 2019 год. Тогда же будут уточнены сроки выхода второй модели. Машины для американского рынка начнут выпускать в Мишаваке: мощность завода составит 50 тысяч электромобилей в год. А еще в три раза больше машин планируют делать в китайском Чунцине на заводе головной компании Sokon. Цены, разумеется, пока неизвестны.
Обещан и автопилот, но о нем фирма SF Motors, как и большинство производителей после фатальной аварии в Темпи, говорит осторожно: дескать, приоритет отдается не отстранению человека от управления, а «защитной автономии», то есть предотвращению столкновений.
Любопытно, что пример самой компании Tesla теперь вряд ли сильно вдохновляет подражателей. Мало того что на рынок начали выходить конкурирующие электромобили «породистых» марок, а производственные проблемы Теслы не дают нарастить выпуск седана Model 3, так на фирму свалились новые напасти. По сообщению издания Wall Street Journal, почти треть заказчиков, дождавшихся наконец своего седана Model 3, отказывается от покупки из-за того, что их не устраивает качество. На днях компания объявила отзыв 123 тысяч хэтчбеков Tesla Model S из-за чрезмерной коррозии резьбовых соединений в рулевом управлении. Плюс к тому недавно в Калифорнии погиб водитель кроссовера Model X: столкновение с объектом дорожной инфраструктуры повлекло длительный пожар. Пока неизвестно, находилась ли машина в режиме автопилота, хотя в февральском инциденте с наездом «эски» на пожарный автомобиль вина автономной системы установлена. К счастью, тогда все обошлось без жертв.
Но самый сильный удар нанесло Тесле агентство Moody’s, понизившее ее кредитный рейтинг до категории Саа1: это означает, что кредиты для фирмы станут дороже, что только ухудшит ситуацию c прогрессирующей убыточностью. Фондовый рынок отреагировал немедленно: акции Теслы за два дня упали в цене на 15%, снизившись до уровня годовой давности.