Новая Nexia и остросюжетные будни завода GM-Uzbekistan

Фото: Сергей Знаемский

— Ох, Nexia, кормилица...

Мы идем по «деливери ярду» — так здесь называется площадка готовой продукции, — и начальник «ярда» отечески вздыхает, обводя взглядом сотни новеньких автомобилей. Примерно половина из них — Nexia. В мае завод GM-Uzbekistan планировал наконец завершить ее выпуск и в канун своего двадцатилетия шагнуть в новую эпоху. Но шагнул немного в другую сторону.

Я тут точно ни при чем. В Узбекистан я прилетел, чтобы познакомиться с новой Нексией по имени Ravon. Познакомился, прошелся вдоль конвейера — и отправился домой. А всего через пару дней узнал, что руководство завода арестовано, в офисах проходят обыски, а компания GM-Uzbekistan, кажется, вляпалась в самый остросюжетный скандал во всем постсоветском автопроме.

Систер-плант

В душный Boeing 757 государственной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» пассажиры рейса Москва—Андижан загружаются так, словно улетают навсегда, — со всем нажитым в руках. И в зале прилета андижанского аэропорта мы все проводим почти столько же времени, сколько в воздухе: Узбекистан славится суровыми правилами таможенного досмотра. В двухкомнатный люкс отеля ­Karvon-Saroy я попадаю только за полночь. А утром из его окон открываются виды на бурлящий проспект и на дворик с домашней птицей.

Сюда не возят глянцевые пресс-туры: в гости нужно набиваться, ожидая, пока заявку одобрят где-то на самом узбекском верху. «Мы же государственное предприятие — считайте, сам вице-премьер в курсе вашего визита». В этом плане за последние два десятилетия тут мало что изменилось, ведь компания Uz-Daewoo Auto уже в 1992 году создавалась как СП под контролем государства.

С другой стороны, за восемь лет после нашего последнего визита сам автозавод изменился до неузнаваемости. Расстался с брендом Daewoo, взял имя GM-Uzbekistan, освоил десяток новых моделей и пережил в начале этого года очередную модернизацию.

По официальным данным, в 2015 году на узбекском рынке продано 180 тысяч автомобилей компании GM-Uzbekistan, по неофициальным — около 100 тысяч. Головной завод в Асаке имеет мощность 250 тысяч машин, но сейчас сборочные линии работают примерно в половину максимальной скорости: 58 автомобилей в час, или 110 тысяч в год. Здесь выпускаются Matiz, Spark и Ravon R2, Nexia, Gentra и Cobalt. Фургончик Damas переехал на завод в Хорезм, освободив площадь для новой Нексии. Там же отверточным методом собирают Chevrolet Orlando и грузовички Labo, а в Ташкенте — Chevrolet Malibu и кроссоверы Captiva

За шлагбаумом заводской территории уже не так-то просто определить, в Узбекистане ты либо на заводе GM, скажем, в Польше или Испании. Здесь тоже чистота и дисциплина, «сейфти ферст» (ремень безопасности застегнут даже у водителя развозного электрокара), шнур-андон и разговорный «техноинглиш» с легким местным колоритом: пресс-шоп, деливери ярд, краштесты-маштесты.

— Мы систер-плант, — объясняют мне узбекские инженеры.

В переводе это означает равноправный и родственный статус завода в глобальной семье GM. Хотя по отношению к корейской штаб-квартире ­GM-Uzbekistan все же младший «систер».

Как и в России, локализация считается стратегической целью автопрома. По официальной оценке, больше всего местных компонентов в старой Нексии — 80%. Matiz локализован на 75%, Cobalt — на 65%, а Gentra и Nexia R3 — примерно на 60%. Самыми важными и до сих пор не освоенными в Узбекистане узлами остаются подвеска, тормоза, рулевое управление и топливная аппаратура

В его истории был всего один короткий, но яркий миг свободного полета, когда правительство Узбекистана после банкротства корпорации Daewoo в 2005 году выкупило корейскую долю и полностью взяло управление на себя. Как раз тогда родился проект рестайлинга для старой Нексии, заказанный в британской дизайн-студии Сoncept Group. Трудно сказать, к каким еще горизонтам увлекла бы Uz-Daewoo эта творческая свобода, но уже в 2008-м в дело снова вошел GM, и СП вернулось в лоно канонической схемы. Американцы определяют инженерную и модельную политику, а узбекское правительство, которому принадлежит 75% акций, занимается локализацией, продажами и маркетингом.

Кузовной цех автоматизирован наполовину: боковины варят вручную. Специально для проекта T250 установлены более мощные сварочные автоматы — 200 кВт вместо 125. Это обещает большую прочность швов и в итоге — повышение жесткости кузова

Все сразу закипело: в 2007 году на новой площадке в Ташкенте стартовала отверточная сборка автомобилей Captiva, Epica и Tacuma, началось строительство моторного завода GM Powertrain (он заработал в 2011 году). За следующие пять лет в Узбекистане освоили вдвое больше моделей, чем за прежние пятнадцать: Lacetti, Spark, Malibu, Cobalt, Orlando...

Такого кустистого и долгоиграющего производственного букета нет больше нигде. Причем я уверен, что многие в Узбекистане были бы счастливы, если бы старая Nexia цвела в нем и дальше, но в мае ее ждет эвтаназия: оставшееся оборудование перепрофилируют, и примерно через год на освободившихся мощностях начнется выпуск еще двух моделей из покинувшей Россию гаммы легковушек Chevrolet. Рискну предположить, что это окажутся Cruze и Tracker под маркой Ravon.

Кузовные детали в Асаке штампуют из российской и корейской стали. Соотношение примерно 60:40 в пользу проката компании Северсталь

А новой Нексией уже стал Ravon R3 на платформе Daewoo T250 — то есть седан, который в прошлой жизни был известен как Chevrolet Aveo образца 2005 года.

— У нас вообще другой автомобиль, — оживляются узбекские инженеры. — Смотри, дизайн новый, похож на Эпику, правда? Интерьер другой, мотор свой, «автомат» шестиступенчатый, есть ­ЭРА-ГЛОНАСС. Локализация — шестьдесят процентов!

Подбором наследницы для Нексии и адаптацией платформы занималась корейская штаб-квартира. По официальной версии, GM-Uzbekistan станет единственным центром по выпуску и модернизации проекта T250 с перспективами экспорта на Ближний Восток и в Африку, однако сегодня почти такой же Aveo делают и в Эквадоре, и в Мексике, и во Вьетнаме.

Первую Нексию здесь собрали в июне 1996 года, но и в мае ­2016-го она еще оставалась на конвейере, а темп ее выпуска превышал темп сборки всех остальных моделей: 13 автомобилей в час, или около 25 тысяч машин в год

— Проект обошелся в 104 миллиона долларов. Как делили расходы?

— По обычной схеме, — отвечает директор производства. — Узбекистан вкладывает деньги, а GM — технологии.

В Асаке появились новые штампы и сварочные автоматы, на узбекских машинах впервые будут полностью оцинкованные кузова, а еще Nexia обзаведется жизнерадостными цветами, включая желтый и красный. Потенциальная мощность новой линии — 14 автомобилей в час, то есть около 25 тысяч машин в год при работе в одну смену. Но пока к концу апреля было сделано всего 350 экземпляров. И два из них — в моем распоряжении на заводском мини-полигоне, а вместе с ними еще и Ravon R2, то есть бывший Chevrolet Spark.

Matiz пока не планирует уходить на покой: спрос есть и в Узбекистане, и в России

Назад в будущее

— Почему решили оставить старое имя? Это знак уважения: Nexia помогла нам завоевать рынок.

Вообще-то, у новой Нексии два названия: в Узбекистане она Chevrolet, а в России, Казахстане и на Украине будет называться Ravon Nexia R3.

Лицом она копия старого мексиканского варианта Aveo: у нее тоже «глаза» со стрелками (от Aveo-хэтчбека), фальшрадиаторный щит с перемычкой, корма с двухцветной оптикой. Передний бампер и противотуманки обновлены, однако все остальное, включая интерьер, унаследовано от европейского седана, который выпускался на Автоторе и продавался в России с 2006 по 2012 год.

Цены на автомобили в Узбекистане устанавливает кабинет министров, поэтому Ravon может позволить себе рыночную агрессию. Несмотря на более богатое оснащение, Nexia R3 «в базе» стоит на уровне нынешней Нексии и Лады Гранты. А Ravon R2 будет атаковать Kia Picanto

Дизайн, материалы и эргономика за минувшее десятилетие не стали лучше или дороже, хотя и стиль до конца не растеряли, а истинный возраст выдают только «пластмассовые» приборы, архаичные часики и большой тонкий руль, который регулируется лишь по углу наклона.

Но ведь и цена тоже десятилетней давности!

В 2006 году наша редакция заплатила 395 тысяч рублей за «голый» калининградский Aveo 1.4 для ресурсных испытаний, а сейчас цены на новую Нексию в России начинаются с 379 тысяч. Лада Гранта Стандарт без усилителя и с «длинной рейкой» дешевле на 11 тысяч, но у Нексии сразу есть и кондиционер, и гидроусилитель, и ESP, и стереосистема. Ладе впору вскидывать дворники и молиться — за вместительность грантовского багажника и за все хронические болячки Aveo сразу.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи