Австрия: Гран При проходит на опасной трассе?
Квалификация Гран При Австрии в очередной раз заставила задуматься над опасной самодеятельностью организаторов некоторых этапов Формулы-1. Хотя любой автодром перед гоночным уик-эндом осматривают представители FIA во главе с Чарли Уайтингом, это не исключает досадных накладок. Нет единых стандартов оборудования гоночного пространства разного рода ограничивающей и разграничивающей атрибутикой. Научный подход заменяют некие модные поветрия. Например, гравийные зоны безопасности в определенный момент стали заменять асфальтовыми, потом начали применять искусственную траву. Именно скользкие «травяные» участки в Шпильберге были предметом критики пилотов в прошлом году.
Хозяева постарались найти замену, но… По сравнению с новинкой, которую они припасли, металлические бордюрчики с повреждавшими шины болтами в Баку показались детской забавой. Что придумали в Австрии? В дополнение к обычным поребрикам, окрашенным в красный цвет, на страже границ трассы появились более фактурные и высокие, желтые. По идее, они ограждают те участки трассы, на которые машины выезжать не должны – но в реальности то и дело выезжают. Формульный болид, попадая на них, может потерять управление и получить повреждения – как это дважды происходило в пятницу на тренировках с машиной Макса Ферстаппена. Юный голландец стал и первым критиком нововведения. Но к нему не очень прислушались.
Субботняя тренировка была прервана уже из-за аварии Нико Росберга. В которой, впрочем, сам лидер чемпионата мира виноват не был. Вполне штатный наезд на поребрик вызвал поломку задней подвески, после чего Mercedes Нико врезался в отбойник. Причем Росберг наехал на обычный поребрик красного цвета, а вовсе не пресловутый желтый! Стало ясно, что подвеска машины Формулы-1 может не выдержать постоянных нагрузок, связанных с преодолением искусственных препятствий. Может быть, это только Mercedes такой хлипкий?
Но уже в начале квалификации сломалась задняя подвеска на Force India Серхио Переса. Гонщик сумел добраться до боксов. Однако на второй квалификационный фрагмент уже не выехал, хотя показанный им до происшествия результат давал ему такое право. А незадолго до конца первого заезда еще одной жертвой австрийской трассы стала Toro Rosso Даниила Квята! И опять задняя подвеска сломалась со стороны колеса, не выезжавшего с асфальта. На этот раз скорость была большой, а последствия аварии вышли впечатляющими. Задев разделительный барьер у въезда на пит-лейн, Toro Rosso закрутилась и влетела в ограждение трассы. А если бы такое случилось в гонке – и вокруг были бы машины соперников?
Toro Rosso в этой же первой сессии получила и второй удар. После возобновления заезда на трассу в числе прочих выехал Карлос Сайнс, но далеко не уехал. Задымив, его машина остановилась на трассе и испортила (из-за желтых флагов в этом месте) последнюю попытку нескольким гонщикам.
Сенсацией стало выступление хорошо знавшего австрийскую трассу Паскаля Верляйна. Гонщик команды Manor пробился во второй квалификационный фрагмент – и показал там двенадцатый результат! За три минуты до конца второго сегмента квалификации начался дождь, так что своих результатов улучшить никто уже не смог. Что же касается квалификационного финала, то он начинался, наоборот, на мокрой трассе, а закончился на сухой. Плюсом домашней трассы команды Red Bull является то, насколько она быстро высыхает. Показав первые результаты на промежуточных покрышках, финалисты надели слики – и лучшее время показывали уже на них. Причем на мокрой трассе второй результат был у Дженсона Баттона! Да и итоговое пятое время пилота Макларена вызывает уважение. Особенно если учесть, что два гонщика впереди него будут оштрафованы на пять стартовых мест.
Феттель и Росберг оказались еще перед стартом квалификации в невыгодной ситуации: обоих ждал штраф за внеплановую замену коробки передач. Если Нико пострадал из-за аварии, то у Себастьяна причина была чисто технической. В масле нашли металлическую стружку, и коробку Ferrari решили профилактически поменять. Таким образом, второй и четвертый пилоты квалификации переедут назад. Рядом с завоевавшим поул-позицию Льюисом Хэмилтоном в бой ринется Нико Хюлькенберг (Force India), а Дженсон Баттон стартует третьим. Будут перестановки и в задних рядах: Палмер, Харьянто и Наср получили по три места штрафа за игнорирование желтых флагов.
Разумеется, старт гонки должен получиться непредсказуемым – ведь оштрафованные Феттель и Росберг наверняка попытаются отыграть потерянные позиции на первых же метрах. Да и в целом от гонки в Австрии стоит ожидать интересного сюжета – трасса вполне "обгонная". Но, как показали тренировки и квалификация, небезопасная. Возможно, проблема желтых поребриков не стояла бы так остро – но на автодроме положили новый асфальт. Оказалось, что это отличное, быстрое покрытие – на котором скорость машин существенно увеличивается! Увы, прочность подвески формульных болидов оказывается в этих условиях недостаточной. При этом для других машин (серии GP2 или, допустим, DTM) никаких угроз трасса не представляет. Успеют ли до старта гонки осознать опасность, принять какие-то меры и демонтировать опасные желтые поребрики?
Гран При Австрии. Квалификация
Место | Гонщик | Страна | Команда | Время |
---|---|---|---|---|
Третий заезд | ||||
1 | Льюис Хэмилтон | Великобритания | Mercedes | 1:07.922 |
2 | Нико Росберг | Германия | Mercedes | 1:08.465 |
3 | Нико Хюлкенберг | Германия | Force India | 1:09.285 |
4 | Себастьян Феттель | Германия | Ferrari | 1:09.781 |
5 | Дженсон Баттон | Великобритания | McLaren | 1:09.900 |
6 | Кими Райкконен | Финляндия | Ferrari | 1:09.901 |
7 | Даниэль Риккьярдо | Австралия | Red Bull | 1:09.980 |
8 | Валттери Боттас | Финляндия | Williams | 1:10.440 |
9 | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Red Bull | 1:11.153 |
10 | Фелипе Масса | Бразилия | Williams | 1:11.977 |
Второй заезд | ||||
11 | Эстебан Гутьеррес | Мексика | Haas | 1:07.578 |
12 | Паскаль Верляйн | Германия | Manor | 1:07.700 |
13 | Ромен .Грожан | Франция | Haas | 1:07.850 |
14 | Фернандо Алонсо | Испания | МсLaren | 1:08.154 |
15 | Карлос Сайнс-мл. | Испания | Toro Rosso | не стартовал |
16 | Серхио Перес | Мексика | Force India | не стартовал |
Первый заезд | ||||
17 | Кевин Магнуссен | Дания | Renault | 1:07.941 |
18 | Джолион Палмер | Великобритания | Renault | 1:07.965 |
19 | Рио Харьянто | Индонезия | Manor | 1:08.026 |
20 | Даниил Квят | Россия | Toro Rosso | 1:08.409 |
21 | Маркус Эриксон | Швеция | Sauber | 1:08.418 |
22 | Фелипе Наср | Бразилия | Sauber | 1:08.446 |