Как поздороваться с президентом. Баку или Сочи?

Фото: организаторы | Сергей Иванов

Моей первой гонкой Формулы-1 на автодроме был Эшторил-1994. В те наивные времена на разного рода ключевых пунктах автодрома стояли скучающие контролеры, изучающие ваши пропуска. Которые, между прочим, были еще бумажными, без всяких там электронных чипов. Но уже через несколько лет паддок каждой гонки представлял собой герметично огороженное пространство, все пропускные пункты которого оборудованы электронными турникетами. По-другому сюда не попадешь. Даже Берни Экклстоун носит на шее ленточку от электронного пропуска. А гонщикам, возвращающимся в паддок после остановки машины на трассе, приходится перепрыгивать через турникеты, словно «зайцам» в метро.

Но два года назад я своими глазами увидел, что и в суровом пропускном режиме допускаются исключения. Посмотрев старт первого Гран При России с трибуны, я поспешил в пресс-центр, для чего прежде всего надо было пройти в паддок. Шатер, укрывавший входные турникеты, стоял на месте, а вот самих турникетов не было – быстренько демонтировали! У входа в паддок ощетинилось объективами плотное кольцо корреспондентов с фотоаппаратами и телекамерами. Понятно почему: другой возможности заснять российского президента у них просто не было – разве только на подиуме при вручении кубков призерам гонки. Громадина сочинского здания, нависающего над боксами, помимо паддок-клаба, таит в себе массу лож для почетных гостей, вход в которые прессе заказан.

Предгоночный перфоманс на бакинской трассе ничуть не уступает сочинскому


А вот с президентом страны, проводившей Гран При Европы, довелось повстречаться, проходя по обычному коридору паддок-клаба. Как-то неожиданно вокруг стало очень много людей в костюмах. Поздоровавшись кивком головы со скромным российским журналистом в «сочинской» футболке (то есть с автором этих строк), глава Азербайджана остановился в двух шагах, начав о чем-то расспрашивать болельщицу, симпатичную женщину с ребенком. По-азербайджански, так что сути разговора я не уловил.

Разумеется, на гонку ездят не для того, чтобы посмотреть на политиков. Так что вынесенный в заголовок вопрос вряд ли актуален для болельщика. Поздороваться с пилотом – дело другое! Для этого (что в Баку, что в Сочи) надо приезжать заранее, изучив расписание автограф-сессий гонщиков. И в азербайджанской столице шансов сделать эффектный кадр со своим любимцем проще – энтузиастов меньше! Местные жители еще не распробовали на вкус автогонки, так что здесь меньше опасность, отстояв очередь, остаться без автографа, потому что сессия закончилась и пилот ушел готовиться к заезду.

Возникает ощущение, что в Баку гонщики ближе к зрителям, чем где бы то ни было в Европе. Здесь можно не только сделать селфи с пилотом, но и попросить лидера чемпионата поработать фотографом (как на заглавном фото)


В первых впечатлениях о гонке в Баку я не успел ответить на вопрос, что выбрать – российский или азербайджанский этапы. Разумеется, однозначного ответа нет, но порассуждать все-таки попробую. Итак, какой выбор сделать на следующий год, если выбирать из этих двух вариантов? Сравнивать эти гонки сложно – в каждой есть особая прелесть. «Фишка» Сочи – сочетание моря, гор и олимпийских спортивных сооружений, между которыми петляет трасса. Красиво, просторно! «Аттракцион» Баку – гонка по городским улицам. Зрелище захватывающее, но магию Монако в этой категории превзойти сложно.

По части удобства доступа к обоим Гран При претензий нет. Это не Спа и не Сильверстоун, куда без прокатного автомобиля приезжать не стоит. На российском Гран При есть два варианта. Можно выбрать гостиницу в Сочи – и ездить на автодром на машине или скоростной электричке. Особых пробок даже в день гонки пока не замечено. А можно остановиться в Адлере, тогда на автодром можно вообще ходить пешком! Правда, вечерняя программа тут не блещет разнообразием – есть разве что парк аттракционов, непосредственно соседствующий с автодромом. И Черное море, естественно! Правда, осенью искупаться в нем энтузиастов находится больше, чем в начале мая – куда теперь переехал российский этап календаря. Баку сочетает в себе плюсы Адлера и Сочи – можно жить в большом городе и при этом в двух шагах от трассы. А вот Каспий в городской черте для купания непригоден – местные жители ездят на пляжи за 30-35 километров от города.

Неповторимый колорит придают бакинскому этапу улочки Старого города. Местные жители с удовольствиием покажут вам места, где снимали "стамбульские" эпизоды "Бриллиантовой руки"


Антураж вокруг Гран При? Гонки поддержки в этом году однозначно интереснее на Гран При Европы, ведь сюда приехали гонщики GP2, среди которых можно высматривать будущих дебютантов Формулы-1. Но календарь на будущий год неясен – так что вполне возможно, что самая престижная молодежная серия в следующем сезоне приедет и в Сочи. Традиционные концерты, сопровождающие формульные Гран При? При всем уважении к выступавшим на нашей гонке артистам, среди них не было звезд калибра засветившегося в Баку Энрике Иглесиаса. Вообще кажется, что бакинцы лучше продумали «внегоночную» программу на своем Гран При – но это, вероятно, следствие эффекта премьеры, на будущий год все может оказаться скромнее.

Для бакинцев Даниил Квят - всего лишь один из гонщиков Формулы-1, хотя его персональных болельщиков хватает и здесь


И все-таки у Сочи есть одно преимущество, которое не доступно ни одной зарубежной гонке. Здесь ощущается чувство единения болельщиков, приехавших переживать за своего соотечественника. Да, большинство «командных» фанатов болеют за Ferrari. Да, многие россияне переживают за Феттеля, Райкконена, Алонсо и других пилотов. Но при этом большинство из нас желает успеха Даниилу Квяту! Невозможно передать чувства, которые испытываешь, когда тысячи людей на одной трибуне с тобой хватаются за голову, видя неудачу нашего пилота, как это было на последней сочинской гонке. Будем надеяться, что Даня в следующем году сохранит место в Формуле-1 – а, может быть, к нему добавится и кто-то другой из молодых российских пилотов. В таком случае не стоит упускать возможность пережить весь спектр болельщицких эмоций на трибунах в Сочи! Баку – тоже достойный выбор. Здесь на трибунах в основном не болеют, а смотрят – зато вместе с гонкой можно увидеть необычный город с богатой историей.    

Рекомендованные статьи