Наличие «особых» серий номеров является позором? Власть эту точку зрения не разделяет
Охрана группы АСТ на внедорожнике Toyota Land Cruiser с номерами [а328аа177] разбивает на Московской кольцевой дороге автомобиль, не пропустивший «хозяина». Там же, на Московской кольцевой, грозные парни из полпредства Ингушетии угрожают расправой водителю, помешавшему их «семерке» BMW [а506мр97]. Свежа в памяти и авария на Ленинском проспекте, когда на разделительной полосе Mercedes S 500 [с398сс77] с вице-президентом Лукойла разнес маленький Citroen. Две женщины погибли. В конце прошлого года всплывает информация о том, что принадлежащий МВД Volkswagen Multivan [х893ем199] c женой министра Нургалиева врезается в Жигули - и убивает двух его обитателей. На Рублевке «пятерка» BMW [а073мр97] с полпредом президента в Думе Гарри Минхом выезжает, как уверяют свидетели, на встречную - и таранит Opel: студентка Елена Ярош получает тяжелые травмы, а водитель Минха погибает - помимо более вопиющих нарушений, он, судя по всему, не был пристегнут…
У всех этих аварий немало общих черт, и одна из них в том, что на машинах чиновников были «непростые» ГРЗ, государственные регистрационные знаки - проще говоря, номера. И хотя все больше россиян приходят к убеждению, что само по себе наличие «особых» серий номеров - уже позор, власть эту точку зрения не разделяет. И оттого попытки навести порядок либо рубятся на корню, либо обрастают оговорками и исключениями, что лишь подчеркивает кастовость, а попутно повышает цену «клубной карты» - привилегированных номеров.
Комбинации букв и цифр на иллюстрациях носят случайный характер, поэтому и возможное совпадение с реальными ГРЗ - также случайность.
Послушания недостаточно. Если человек не страдает, как вы можете быть уверены, что он исполняет вашу волю, а не свою собственную? Власть состоит в том, чтобы причинять боль и унижать. В том, чтобы разорвать сознание людей на куски и составить снова в таком виде, в каком вам угодно. Джордж Оруэлл, роман «1984» (вышел в свет в 1949 году)
Когда в преддверии Олимпиады-80 в СССР вводили номера на белом фоне, их сразу же разделили на «частные» [а0000АА] и «государственные» [0000ААА], а среди последних появились серии, закрепленные за властными структурами и спецслужбами. В Москве, например, это были серии МОЛ, МОС, МКМ... Останавливать такие машины было не принято, причем нередко гаишники даже отдавали честь. Не отставали и региональные элиты.
Что до «красивых» номеров для частников, то они доставались по знакомству, причем чаще всего бесплатно - брать взятки в те времена еще боялись, да и полезные связи в эпоху дефицита были дороже денег. Директор станции техобслуживания, главврач, завскладом... Обладатели номеров с тремя или «всего лишь» двумя нулями тоже могли рассчитывать на некую благосклонность со стороны милиции. В случае «умеренных» нарушений диалог обычно сводился к тому, что гаишник спрашивал о роде занятий, а нарушитель оставлял «телефончик»: мол, будут проблемы - звоните.
Иную значимость регистрационные номера обрели в 90-е годы, на волне скрещивания капитала и власти: для новоявленной элиты номерной знак превратился в индикатор близости к Кремлю.
Но это начало раздражать саму власть. В 1994 году вышел новый ГОСТ на государственные регистрационные знаки - появился цифровой код региона, а различия между номерами для физических и юридических лиц были упразднены. Но самое «знаковое» новшество состояло в том, что для властных структур вводились особые номера-«вездеходы», где вместо кода региона красовался российский флаг. Был и приказ МВД №116, обязывающий сотрудников ДПС оказывать содействие «безопасному проезду» и запрещающий останавливать и досматривать такие автомобили. В случае нарушения ПДД полагалось лишь составить рапорт - и отправить в Главное управление ГАИ.
А как же транспорт милиции, как же спецслужбы? Им полагались номера пусть и без флага, но с определенными сочетаниями букв. В Москве, например, это были серии *МР, *ММ, ССС, ААА, ООО, ЕКХ, ХКХ с кодом региона 77 (на месте символа «*» могла быть любая буква). Постовые, конечно, были должным образом проинструктированы, а если среди них попадался шибко принципиальный или забывчивый, то ему предъявлялся так называемый документ прикрытия (официальное название - «предписание на ТС»). В этом случае инспектору запрещалось устанавливать личности пассажиров и проверять документы на перевозимый груз, а при нарушении ПДД полагалось составить рапорт с указанием номера предписания - и отправить его в орган, это предписание выдавший. На практике же обладатели документов прикрытия попросту посылали гаишников куда подальше, а в народе преимущество «крутых» номеров, да еще подкрепленных не менее крутой «ксивой», описывалось так: «Можно ездить как хочешь, хоть вдрабадан пьяным». Кстати, документы прикрытия существуют и по сей день - и ими по-прежнему приторговывают.
Но теперь почувствовали себя обделенными сотрудники МВД - и в 2002 году добились введения синих «милицейских» номеров. Украшать «синькой» принялись не только оперативные или постовые автомобили, а вообще весь транспорт, находящийся на балансе МВД, - вплоть до автобусов, перевозящих детей на экскурсию. Естественно, тут же сформировалась и табель о рангах обладателей «синьки»: чем больше нулей - тем выше начальник. Показательно, что синие номера стали очередным Клондайком для регистрационных отделений: там, конечно, продавали не «синьку» (хотя появились и такие схемы, включая подделку номеров), а ГРЗ «крутых» серий, которые высвободились благодаря введению милицейских номеров.
Очередную реформу затеяли летом 2006 года - тогда перестали устанавливать синие номера на автомобили без специальных цветографических схем, а в феврале 2007 года в соответствии с Постановлением правительства №737 от 01.12.2006 отменили и «флаговые» номера-«вездеходы».
Само собой, это преподносилось как борьба с привилегиями и злоупотреблениями - выступали депутаты, ликовали государственные СМИ, но итог был предсказуем. Автомобили Госдумы получили номера серий ЕРЕ (регион 177), другим структурам, использовавшим триколор, выдали АМР (регион 97), а милиции - несколько шедших в то время очередных серий (среди них - АКР, ВКР, ЕКР, ККР, ТКО, ОРН, АРЕ, все с кодом региона 177). Временно «замаскировавшиеся» под новыми номерами слуги народа и их приближенные принялись с еще большим энтузиазмом ездить по резервным и встречным полосам, а милиция осталась прекрасно узнаваемой и без синих табличек.
Между тем борьба с привилегиями продолжилась. Летом 2008 года Владимир Путин подписал постановление правительства №562, обязавшее регистрационные подразделения выдавать ГРЗ «в порядке очередности возрастания их цифровых значений без резервирования за юридическими или физическими лицами отдельных серий или сочетаний символов». Но на этот раз вообще не последовало видимых изменений. Гаишники продолжили резервировать номера и серии, но не за «юридическими или физическими лицами», что не допускалось постановлением, а «просто так». Но даже если бы в постановлении было четко прописано, что выдавать нужно все номера подряд, то за нарушение грозила бы дисциплинарная, максимум - административная ответственность. Итог закономерен: рост цен.
На момент выхода постановления в Москве выдавались знаки *Н*199 (в Москве «главная» буква серии - вторая из трех, она меняется в последнюю очередь), однако ни номеров серии ННН, ни каких-либо других с последующими «красивыми» сериями с тех пор в общей очереди не выдали. Да, пару раз случались сливы старых внеочередных серий. Например, весной 2009 года, когда в ГАИ просто закончились новые таблички, в свободном доступе появились номера серий ННН, ТТТ и РРР с кодом региона 99, а осенью прошлого года - серии АМО, АММ и МММ (такие сочетания букв считаются привилегией московских властей) с тем же кодом 99. Последний случай, кстати, совпал со сменой столичного руководства, но это, скорее всего, случайность.
Недавно законодатели решили вновь продемонстрировать приверженность принципу равенства на дороге. В декабре прошлого года председатель думского Комитета по транспорту единоросс Сергей Шишкарев внес на рассмотрение в Госдуму проект федерального закона «О регистрации транспортных средств в Российской Федерации». Помимо прочих позитивных моментов, новый закон призван в очередной раз поставить жирный крест на коррупции вокруг «крутых» номеров, причем главный инструмент - продажа ГРЗ на аукционах. По словам Шишкарева, на аукционе планируется продавать все номера, со всеми сочетаниями букв и цифр... А как же, спрашиваю, ФСО и ФСБ? Как МВД? Неужели руководители силовых структур придут на аукцион? Или, во что еще труднее поверить, откажутся от номеров-недотрог? Шишкарев поясняет, что в законе речь идет действительно обо всех номерах и сериях, но добавляет: за исключением тех, что ограничены в обращении внутренними документами МВД, ФСО или других структур.
Приехали. Коррупция начинается именно там, где появляются исключения.
А стоит ли вообще ломать копья? Может, чем наглее, чем развязнее власть ведет себя на дорогах, тем быстрее будет формироваться гражданское общество? Недаром после аварии на Ленинском и особенно после ее «расследования» появилось еще больше людей, для которых автомобильные номера той или иной степени «крутизны» - признак дурного тона, черная метка. Могут и не подать руки... Или владельцам и пассажирам таких машин на все это наплевать? Кому-то - по-прежнему наплевать, но у других уже затряслись поджилки.
И все же законодательные поправки нужны, причем, в отличие от организации аукционов и реорганизации системы регистрации, их воплощение не потребует ни копейки бюджетных средств. Правила дорожного движения должны однозначно, без нынешних лазеек и исключений, запрещать снимать (заменять, делать невидимыми и т.д.) государственные регистрационные знаки на автомобилях, попавших в ДТП. Наказание - как за управление в нетрезвом состоянии. А то как-то не по-пацански: минуту назад - что кум королю: через сплошную, по «встречке»... И вдруг - бац! - и начинается унизительная суета: номера скручивают, завешивают тряпочкой, заменяют на другие...
Стыдно? Страшно?
Нам тоже.
Не верь глазам своим!
Готовя этот материал, я пообщался с руководителем одного из отделов столичной ДПС. Он уверил меня, что «неприкасаемых» серий - всего ничего: это ЕКХ с кодами региона 99, 97, 177 и АМР97. А всех прочих якобы гаишники «принимают с радостью».
Свежо предание, подумал я - и отправился на Большую Якиманку понаблюдать за теми, кто объезжает по встречной полосе пробку, растянувшуюся до Боровицких ворот Кремля. За полчаса шесть нарушителей объехали пробку по встречной - то были обладатели как обычных номеров, так и не очень. И ни один из них не был остановлен сотрудниками ГАИ на пересечении с Большой Полянкой!
«Почему?» - спрашиваю «невнимательного» инспектора. Он отвечает: «На этой трассе у сотрудников третьего спецбатальона ДПС совсем другие задачи». И все же «пятерку» BMW с номерами ВКР177 мой собеседник признал «оперативным автомобилем», а про остальных сказал: «Кто не рискует, тот не пьет шампанского!»
Побывал я и возле отдела регистрации на Вагоноремонтной. Четверть часа - и из толпы простых смертных, получающих номера с кодом региона 197, выходит персонаж с белоснежными табличками с серией ООО77 (знаменитые «три Ольги»).
А как бы и мне такой... Выяснил, что, например, за номер серии КМР77 просят 350 тысяч рублей, за АМР77 и МММ77 - по 400 тысяч, а чтобы получить просто красивую комбинацию цифр, надо договариваться с гаишниками прямо при подаче заявления.
Все еще имеющиеся отдельные недостатки? Как же, охотно верим.