Президентские гонки, или Давид против Голиафа в борьбе за пять миллионов рублей

Фото: Григорий Голышев

В России гонки с солидными наградами — большая редкость. Поэтому, когда было объявлено о том, что осенью в Чечне пройдет 100-круговый марафон Akhmat Race с призовым фондом в пять миллионов рублей, можно было не сомневаться, что интерес к нему будет высок. Были на автодроме Крепость Грозная и те, кто всерьез не рассчитывал на награды, но решил опробовать новую технику или же просто хотел продлить себе гоночное лето. А еще, договорившись с приезжими командами, хозяева трассы собрали на стартовой решетке сразу шесть экипажей под флагом Akhmat Racing Team! После чего в паддоке начали шутить, что переходящий 20-килограммовый золотой кубок Ахмат не должен покинуть Грозный.

До выступления в Грозном Михаил Алешин стартовал на переднем приводе лишь дважды: в 2001-м в классе Оке Юниор и в Гонке Звезд на призы За Рулем 2015 года

В столице Чеченской республики стартовало 26 автомобилей и 56 пилотов, среди которых были настоящие звезды: Алексей Басов, Алексей Васильев, Дмитрий Брагин, Алексей Дудукало, Виталий Дудин... Мало того, бывший гонщик серии Индикар Михаил Алешин и финский экс-пилот Формулы-1 Мика Сало были призваны усилить команды СМП Рейсинг и восходящих звезд из СМП РСКГ. Так что, с точки зрения презентабельности, грозненский «эндуранс» мог похвастаться солидным составом участников.

Единственной серьезной аварией на Akhmat Race стал вылет с трассы Мазды из класса Продакшен. Впрочем, это не помешало экипажу Виталия Ларионова и Филиппа Тупоносова получить кубок за второе место в «стандартном» классе

Большинство автомобилей (12 из 26) представляли доступный 1600-кубовый класс Национальный. В остальных группах участников хватало ровно на подиум. В гонке стартовали три машины класса Туринг, три спортпрототипа, три автомобиля зачета Туринг-лайт, три купе категории GT и два автомобиля «стандартной» группы Продакшен. Что, впрочем, вполне объяснимо — сезон подходит к концу, а вместе с ним заканчиваются и бюджеты команд. В отличие от парней из Национального, которым победа могла принести солидную прибыль, затраты для участия в соревнованиях имени Ахмата Кадырова для коллективов на «больших» машинах превышал миллион рублей.

Большой разброс в мощности автомобилей порой приводил к отчаянным попыткам заехать в поворот втроем

Главное спортивное отличие Akhmat Race от столичной серии длинных гонок REC — попытка уравнять разные по мощности машины временными гандикапами. После квалификации была высчитана разница между ориентировочной продолжительностью всей гонки и расчетным временем заезда для каждой из зачетных групп. В итоге пилоты из самых медленных классов должны были провести на пит-лайне минимальные 25 минут, а представители самого быстрого зачета прототипов обязаны были потратить на дозаправки и смены экипажа 57 минут и еще одну секунду.

Несмотря старт с последнего места, экипаж DK Racing Team выиграл в классе прототипов. Однако в абсолютном зачете самая быстрая машина гонки проиграла победителю семь кругов!

Таким образом, теоретическая возможность побороться за призовой фонд, который делили между собой первые шесть экипажей в абсолютной классификации, появлялась у всех участников. Но на практике такое решение имело и свои минусы, что было доказано еще на заре российских гонок со смешанной техникой. Пытаясь выгадать меньший гандикап, многие пилоты ехали в квалификации в полсилы! И только гонщики из Туринга, Продакшена и Спортпрототипов выложились на полную и не хитрили с временами.

Финский гонщик Мика Сало (слева) стартовал в России второй раз — после казанского этапа РСКГ 2015 года. Пилот из Суоми вновь приехал на подиум, а помог ему в этом свежеиспеченный чемпион России в классе Туринг-лайт Денис Булатов

Лучшее время в абсолюте — 1.17,843 — показал экипаж команды DK Racing Team на прототипе Ligier JS51, но получить выгоду из своего поула столичный экипаж не смог. Как-то так получилось, что на старте автомобиль оказался с выключенной «массой»! И хотя Михаил Лобода смог исправить эту оплошность, стартовать москвичу пришлось с последнего места.

Выбранная организаторами формула временных гандикапов сильно усложнила жизнь гонщиков на быстрых машинах вроде этого купе Mercedes SLS GT3

Как это зачастую бывает в длинных гонках, «живая» борьба на трассе шла только до первых пит-стопов. Гонщики быстро разбились по группам, а в споре за лидерство сошлись экипажи двух команд Akhmat Racing Team из разных классов. Но и их борьба продолжалась недолго: казанец Тимур Богуславский перекрутил мотор на прототипе Radical SR3, оставив экипаж Алексея Васильева и Дениса Ременяко (Mercedes SLS GT3) в лидерах гонки.

Участники выбрали разную тактику — с тремя или четырьмя остановками и подошли к отбыванию временных гандикапов по-своему. Кто-то разбивал положенное время остановки на равные отрезки, кто-то же, наоборот, старался провести первые пит-стопы максимально быстро, чтобы сохранить оставшееся время на случай непредвиденных поломок. Из-за такой тактики лидером гонки на середине дистанции стал первый экипаж Akhmat Racing Team в составе Виталия Дудина и Алексея Дудукало на Audi RS3 TCR.

Чтобы как-то справиться с неуступчивыми «круговыми», пилотам на быстрой технике порой приходилось идти на риск, обгоняя их по внешней траектории. И не всегда это заканчивалось успехом!

Естественно, в длинной гонке, продолжавшейся три с лишним часа, не обошлась без технических проблем. Так, экипаж заводской команды Lada Sport Rosneft вынужденно занялся ремонтом подвески из-за поломки рычага на своей Весте TCR. А дуэт Руслана Нафикова и Альберта Гайнуллина потерял очень много времени из-за смены коробки передач на «национальной» Kia Rio.

В классе Туринг победу одержал экипаж казанской команды Таиф Моторспорт в составе Дмитрия Брагина и Ирека Миннахметова

Положение в группе лидеров стало меняться лишь во время последней четверти гонки. При этом основные события развивались даже не на трассе, а на пит-лайне, где команды «добивали» остатки положенного гандикапа. Именно по этой причине последние полчаса гонку возглавлял экипаж Академии Ралли на скромном седане Volkswagen Polo Национального класса. Но и экипажу Глеба Кузнецова и Александра Дударева пришлось достаивать последние минуты в боксах. За три круга до финиша все внимание было приковано именно к ним: успеет ли бело-синий Volkswagen вернутся на трассу лидером?

Долгой остановкой «академиков» воспользовался международный экипаж россиянки Натальи Фрейдиной и араба Карима Аль-Азари. Красная кубковая Ferrari 430 почти все гонку провела где-то близко к группе лидеров и первой получила отмашку клетчатым флагом. Однако, несмотря на радость в боксах команды GT Russian Team, победа обошла их стороной. Дуэт на Ferrari выработал не весь временной гандикап и, получив штраф, откатился на пятое место, отдав победу экипажу Академии Ралли.

Неожиданная победа в первом чеченском марафоне, несмотря на поломку генератора, позволила баловням судьбы Глебу Кузнецову и Александру Дудареву получить полтора миллиона рублей призовых

После столь необычного финиша в паддоке вновь заговорили о некорректности расчета гандикапов. Ведь дуэт на Ferrari в «контрольных» заездах был на пять секунд медленнее собственного времени в гонке! Причем, в отличие от экипажей СМП Рейсинг, получивших штрафы за такую тактику в квалификации, команда под номером «1» обошлась без пенализаций. А что было бы, если бы Наталья Фрейдина, сильно уступавшая своему арабскому напарнику, не ехала в гонке медленнее участников зачета Туринг-лайт?

Пятисекундная ошибка в подсчете временных гандикапов стоила экипажу Айдара Нуриева и Рафаэля Фаттахова победы в гонке. Впрочем, чек на 1,2 миллиона рублей за второе место должен был подсластить казанцам горечь поражения

Так или иначе, в первой шестерке Akhmat Race оказался только один экипаж из категории GT, а три высших места на подиуме заняли участники на машинах «младших» классов — Национальный и Туринг-лайт. Среди пилотов на технике зачета Туринг победу одержали Дмитрий Брагин и Ирек Миннахметов. А среди прототипов, несмотря на заминку на старте, первое место досталось экипажу Михаила Лободы и Василия Рожкова из DK Racing Team.

Помимо собственно автомарафона, организаторы предложили зрителям дополнительные развлечения — в частности, выставку разномастной техники и мотофристайл. А официальные точки с едой и напитками стихийно располагались в тени гоночных фур. Нет сомнений, что ради гонки имени первого президента Чеченской республики ее организаторы и дальше не будут жалеть средств. Так что уже сейчас можно говорить о том, что Akhmat Race 2018 вновь соберет сильный состав участников — особенно, если правила временных гандикапов станут прозрачнее.

Кольцевые гонки Akhmat Race
Автодром Крепость Грозная (Чеченская республика), 7 октября
Итоговые результаты

Место Экипаж Страна Автомобиль Круги
1 Г.Кузнецов/А.Дударев Россия Volkswagen Polo 99
2 А.Нуриев/Р.Фаттахов Россия Kia Rio 99
3 А.Басов/А.Ладыгин Россия Volkswagen Polo R2B 99
4 А.Масленников/А.Петухов Россия Lada Kalina NFR 99
5 Н.Фрейдина/К. Аль-Азари Россия/ОАЭ Ferrari 430 Challenge 98
6 Д.Булатов/М. Сало Россия/Финляндия Volkswagen Polo R2B 98

Рекомендованные статьи