900 озер и одна речка: на Псковщине дебютировал новый этап Кубка России по ралли

Фото: Андрей Клещев | Андрей Лебедев | Илья Федоров

В стране — кризис, а у российских раллистов — праздник: на гоночной карте страны появилась новая точка! Точка под названием Опочка (с ударением на втором слоге) лично мне знакома еще с детства — ведь в этом маленьком городке в псковской глубинке жили мои родственники по отцовской линии. Так что местную историю я изучил еще во время школьных каникул: статус города Опочка получила еще в 1414 году, а здешняя крепость, построенная посреди реки Великой, славилась тем, что выдержала в 15-м и 16-м веке не одну осаду польских, литовских и ливонских войск. В позапрошлом столетии бывал в уездном городе и Александр Сергеевич Пушкин, который оставил опочанам на память о себе вот эти строки:

«…И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголке вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком…»

В советские времена в Опочке располагался крупный военный гарнизон, а весь район славился льном, торфом и мясомолочной продукцией. И хотя ныне местная промышленность пребывает в упадке, еще одну достопримечательность этого уголка Псковщины — роскошные гравийные дороги — время, к счастью, пощадило. В этом смогли воочию убедиться семь десятков экипажей, прибывших в Опочку, чтобы стартовать в новом кубковом ралли 900 озер.

В общей сложности на торжественный старт ралли 900 озер прибыли 71 экипаж и несколько тысяч зрителей!

Почему именно девятьсот? Да потому, что именно столько живописных (и глубоких — до 36 метров!) озер находится в четырех районах Псковской области, по которым был проложен маршрут июльского ралли. Однако, чтобы соединить скоростные отрезки в одно целое, энтузиастам из местной федерации автоспорта во главе с Олегом Мыслевичем пришлось как следует потрудиться: перегоны между спецучастками нужно было прокладывать почти заново! А чтобы ввести в раллийный строй трехмерный 10-километровый спецучасток Бардово–Кудеверь, который тут же получил от спортсменов звание лучшего допа Псковской области, организаторам потребовалось возвести новый деревянный мост через речку взамен давно сгнившего старого…

Москвичи Василий Грязин и Дмитрий Лебедик разминались на Peugeot 208 R2 перед европейским ралли Эстония — и презентовали свой проект «Готовая стенограмма», который позволял новичкам «увидеть» трассу глазами опытных спортсменов

Второй, куда более безобидный ручей на этом перегоне предполагалось форсировать вброд — и во время ознакомления с трассой он не вызвал у участников затруднений. Однако ливни по ходу соревнований добавили спортсменам экстрима — отдельным экипажам, чтобы форсировать эту водную преграду, даже пришлось прибегнуть к посторонней помощи. Впрочем, этот момент остался едва ли не единственным негативом от новой гонки — все остальные особенности ралли 900 озер участники восприняли «на ура».

Выезд из брода на перегоне перед финальным спецучастком далеко не всем экипажам покорился с первой попытки

Заряд позитива участники Кубка России и чемпионата Беларуси, которые уже второй год гостят на Псковщине, получили еще до старта. Признаться честно, давно я не видел на наших гонках столько народа, сколько пришло в Опочке на центральную площадь на торжественное открытие соревнований и «внезачетный» слалом. Сложилось ощущение, что здесь собралась половина 10-тысячного городка! И большинство спортсменов ответили болельщикам взаимностью — мало кто «сачковал», выписывая фигуры между стопками покрышек и сигая с искусственного трамплина. Ну а главную долю оваций на городском асфальте сорвал бронзовый призер прошлогоднего чемпионата Европы Алексей Лукьянюк, творивший чудеса за рулем полноприводного хэтчбека Volkswagen Polo с двигателем и трансмиссией от Mitsubishi.

Алексей Лукьянюк, Михаил Лепехов, полноприводный Volkswagen Polo и радостные лица горожан

Жаль только, что на следующий день Лукасу, который формально числился штурманом у основателя столичной компании Академия Ралли Михаила Лепехова, блеснуть так и не удалось — на Фольксвагене забарахлила коробка передач. И пусть вас не смущает лучшее время экипажа Лепехов/Лукьянюк на третьем допе — этот результат был показан лишь благодаря фальстарту. Алексей и Михаил не хотели мешать следующим спортсменам на своем «подраненном» Polo — и потому уехали на трассу на полминуты раньше назначенного времени…

Разбив свою Mitsubishi на карельском ралли Белые ночи, петербуржец Павел Щербаков пересел на Lancer предыдущей, восьмой «эволюции», оперативно купленный в Москве

Де-факто же пять из шести спецучастков новой гонки выиграл экипаж Алексея Семенова и Дмитрия Коломийца, выступавший на Лансере десятой «эволюции». Петербуржский дуэт давно любит соревнования на Псковщине, и те отвечают ему взаимностью: в мае лидеры команды Rally Club выиграли в кубковом зачете ралли Пушкинские горы, да и сейчас оказались на голову выше российских и белорусских соперников.

С двумя победами на псковских гонках Алексей Семенов и Дмитрий Коломиец ворвались в группу лидеров Кубка России

Единственным, кто смог оспорить первенство Семенова хотя бы на одном спецучастке, оказался его земляк Александр Осипов. Из-за пополнения в семействе петербуржец не выступал на гравии с прошлогоднего финала Кубка России, однако за это время он почти не растерял своей прыти — и заслуженно завоевал в Опочке «серебро». Замкнул тройку призеров еще один представитель северной столицы на Mitsubishi Павел Щербаков, который переиграл в споре за «бронзу» сразу двух дальних гостей — ижевчанина Александра Рогозина и Алексея Миронова из свердловского Асбеста.

Два Александра — Осипов и Андреев — начали погоню за Кубком России только с середины сезона. Но впереди еще достаточно этапов, чтобы поправить свое турнирное положение

В зачете 2000Н победой на первом спецучастке порадовали земляков псковичи Сергей Алексеев и Александр Васильев, выступавшие на двухлитровой фордовской Фиесте. Увы, недолго музыка играла — на СУ3 экипаж раллийной команды Скобари вылетел с трассы и разбил автомобиль…

Не снискал лавров и быстрый уралец Денис Ростилов — сначала на арендном хэтчбеке Honda Civic возникли перебои в топливной системе, а затем вышел из строя привод. Тем не менее, два из трех призовых мест в 2000Н заработали пилоты Сивиков: петербуржец Павел Козлов записал на свой счет вторую кубковую победу в этом сезоне, а его земляк Степан Кондрашов прибрал к рукам «бронзу». Вторым же в Опочке финишировал Александр Зайцев из Лодейного Поля, хранящий верность хэтчбеку Ford Fiesta ST

Лучшим моноприводным экипажем гонки стал дуэт калининградца Дмитрия Мячина и псковича Александра Горланова. Однако их двухлитровый Renault Clio R3 из-за секвентальной коробки передач получал очки только в «абсолюте»
Похоже, что Павел Козлов с Евгением Сапуновым будут в этом сезоне главными соперниками уральцев Данила Якушева и Дмитрия Медведева, лидирующих в двухлитровом кубковом классе
0 / 0

Несмотря на то, что фирменная команда Lada Sport Rosneft не планировала выступление на Псковщине, ее лидер, Дмитрий Воронов, благодаря поддержке питерских дилеров АвтоВАЗа все же вышел на старт. В Опочке реактивный петербуржец пилотировал такой же скромный 1600-кубовый хэтчбек Lada Kalina NFR, что и на зимнем кубковом ралли Яккима, где он сенсационно выиграл в «абсолюте». И хотя на сей раз дело до разгрома Subaru и Mitsubishi не дошло, в кубковом «моноприводе» Воронов уступил только Павлу Козлову на куда более мощной Хонде. Ну а в классе 1600Н Дмитрию ожидаемо не оказалось равных: он опередил второго призера, петербуржца Сергея Терентьева, почти на минуту, а третьего, Дмитрия Долганова из Соснового Бора (также выступавшего на «восьмерке») — почти на полторы.

Хотя Дмитрий Воронов стартовал с новым штурманом, Александром Ермаковым, петербуржец сумел конвертировать отчаянную езду в достойный результат

В зачете открытого чемпионата Беларуси, в котором могли принимать участие и россияне, собственно белорусам удалось «зацепиться» за призы лишь в двух категориях машин: Андрей Голобородько на Mitsubishi взял «серебро» в абсолютном зачете, а Юрий Семенчук из Гомеля (Ford Fiesta ST) — в двухлитровом классе Б11. Победителями же во всех трех классах стали россияне: вышеупомянутые Алексей Семенов и Степан Кондрашов, а также петербуржец Сергей Солнцев, отличившийся на фордовской Фиесте в 1600-кубовой группе Б10.

Быстрейшими из белорусских гостей стали Андрей Голобородько и Татьяна Цырфа, занявшие восьмое место в абсолютной классификации ралли 900 озер

Помимо официальных номинаций, в Опочке были разыграны и два комплекта дополнительных наград. В региональном зачете «Наша классика», где стартовало семь экипажей на заднеприводной технике, отличился гость из столичного региона Андрей Яцура на турбированной Волге. Ну а в турнире Volkswagen Polo Cup, в котором соревновались шесть дуэтов на 1600-кубовых хэтчбеках и седанах немецкой марки, выиграл главный фаворит, москвич Павел Палкин, опередивший в споре за призы екатеринбуржца Вадима Мещерякова и столичного журналиста Юрия Урюкова.

Ветераны Андрей Яцура и Юрий Капустин хорошенько тряхнули в Опочке стариной
Быстрейшими по времени в «Нашей классике» были Евгений Макаревич и Григорий Черкесов, выступавшие на Жигулях с… турбодвигателем от Ниссана. Однако петербуржцы сдали контрольную карту незадолго до финиша, зафиксировав сход по электрооборудованию
0 / 0

После ралли 900 озер гостеприимная Псковщина расстается с раллистами до конца сентября и финала Кубка России, который впервые пройдет в областном центре. Ну а в ближайшие выходные кубковым «бойцам» предстоит следующее испытание — ралли Ростов Великий в Ярославской области.

Ралли 900 озер
Кубок России, 11-й этап
Чемпионат Беларуси, 2-й этап
Опочка (Псковская область), 8-9 июля
Стартовало 65 экипажей, классифицировано 48
Абсолютный зачет:

Место Экипаж Город Автомобиль Зачет Время
1 А.Семенов/Д.Коломиец Санкт-Петербург Mitsubishi Lancer Evo X Абс. 38.22,3
2 А.Осипов/А.Андреев Санкт-Петербург Mitsubishi Lancer Evo IX Абс. +37,5
3 П.Щербаков/А.Горюнов Санкт-Петербург Mitsubishi Lancer Evo VIII Абс. +56,9
4 А.Рогозин/Д.Тополев Ижевск Mitsubishi Lancer Evo VIII Абс. +1.15,2
5 А.Миронов/Д.Петухов Асбест Mitsubishi Lancer Evo IX Абс. +1.45,4
6 А.Васильев/С.Дроздова Озерск Mitsubishi Lancer Evo IX Абс. +2.01,7
7 А.Голобородько/Т.Цырфа Борисов Mitsubishi Lancer Evo X Абс. +2.05,0
8 А.Прокудин/Н.Гергель Москва Subaru Impreza Абс. +2.16,8
9 Д.Мячин/А.Горланов Калининград Renault Clio R3 Абс. +2.18,0
10 В.Ларионов/Е.Харламова Санкт-Петербург Mitsubishi Lancer Evo VII Абс. +3.18,1
11 П.Козлов/Е.Сапунов Санкт-Петербург Honda Civic Type-R 2000Н +3.27,8
12 Д.Воронов/А.Ермаков Санкт-Петербург Лада Калина NFR 1600Н +4.02,8

Положение в Кубке России среди пилотов (абсолютный зачет):

Место Пилот Город Автомобиль Очки
1 Александр Рогозин Ижевск Mitsubishi Lancer Evo VIII 182
2 Александр Васильев Озерск Subaru Impreza/Mitsubishi Lancer 154
3 Андрей Иващенко Сургут ВАЗ-1119 138
4 Павел Щербаков Санкт-Петербург Mitsubishi Lancer Evo IX/VIII 122
5-6 Алексей Семенов Санкт-Петербург Mitsubishi Lancer Evo X 120
5-6 Григорий Трегубов Пермь Subaru Impreza 120

Рекомендованные статьи