Осторожность — залог успеха? Суперстратегия Red Bull в Монце
Неудачи Ferrari в двух последних европейских гонках сезона были предопределены особенностями трасс в Спа и Монце. Mercedes сильнее на них, это было заранее ясно. Так что вряд ли стоит всерьез воспринимать показательный выговор команде (или самобичевание?) от Серджио Маркионне. 65-летний президент Ferrari посетовал на катастрофическое, полуминутное отставание Феттеля от победителя на финише. Пожаловался на неприятный для него аромат улыбок соперников, которые еще предстоит стирать с их лиц. И, наконец, подвел итог выступления команды: «правильной» Ferrari в Монце тифози не увидели.
Для болельщиков это все, собственно, и говорилось! Они вообще не признают подходящим для красной машины в Монце иное место, кроме первого. Тем более в дни, когда отмечается 70-летний юбилей марки Ferrari. А ведь объективно Феттель как раз и мог рассчитывать лишь на третью ступень подиума, на которой он и стоял. Более того, если бы дистанция гонки была чуть-чуть подлиннее, отстоять это третье место от атак Даниэля Риккьярдо ему было бы сложно.
Итальянские летчики постарались сделать начало гонки красочным
Кстати, о запахе победных улыбок. Льюис Хэмилтон в субботу предложил Риккьярдо, когда тот, наконец, станет чемпионом мира, использовать для победного ритуала с шампанским… носки! Даниэль только-только от обуви в качестве сосуда отказался — а тут такие предложения. В общем, даже неплохо, что австралиец на подиум в Монце не попал. То, что он провел классную гонку, и так все заметили — и дружно проголосовали за него в опросе по поводу гонщика дня. А вот обгони он Феттеля перед финишем… простили бы его экспансивные итальянские зрители — или освистали бы? Да и для обострения борьбы в чемпионате важно, чтобы Феттель потерял как можно меньше очков.
Теперь нас ждут азиатские и американские трассы с очень разными условиями. На некоторых Ferrari точно должна показать себя во всем блеске. Mercedes, в свою очередь, сейчас перехватил инициативу – и упускать ее явно не собирается. В одном из комментариев к дайджесту Гран При Италии читатель АР посетовал, что редко случается "очная" борьба стоящих друг друга пилотов на хороших машинах. Да, это действительно так! Если с самого начала местные обстоятельства благоволят Хэмилтону, Феттель стремится минимизировать потери, не пытаясь догнать фаворита. И наоборот. Почему так получается?
Феттель использовал в гонке шлем с особой раскраской, настоящее произведение прикладного искусства. Увы, скорости это не прибавило
Четыре силовых установки на сезон — это катастрофически мало. Никакое снижение расходов не оправдывает этой слишком жесткой нормы, из-за которой наверняка практически все пилоты чемпионата хоть раз, да подвергнутся штрафу. То же самое касается коробок передач, из-за которых мы часто видим «тактические» сходы: не претендуя на очки, гонщик отказывается финишировать, чтобы потом поставить новую коробку без санкций. Конечно, эти нормы призывают водителей аккуратнее относиться к технике. Но это бережное отношение в итоге оборачивается излишней расчетливостью. Возможно, Феттель и мог бы попробовать побороться если не с Хэмилтоном, то с Боттасом. Шансы его были невелики, но дополнительный спектакль для зрителей это обеспечило бы. Но… в тактике пилота верховодит расчет, а не стремление доставить болельщикам удовольствие. Форсированный износ силовой установки не входил в планы Ferrari, поэтому Феттель и обращал внимание в основном не на гонщиков Мерседеса, а на своего преследователя Риккьярдо.
Молодые гонщики Эстебан Окон и Лэнс Стролл, стартовавшие из первых рядов, аварии не спровоцировали. Но и позиции свои впереди они удерживали недолго...
О Риккьярдо стоит поговорить особо — и вовсе не в контексте ботинок и носков. Монца — не трасса для нынешней Ferrari. Но и Red Bull, учитывая уровень моторов Renault, по идее, блистать здесь не должен. Однако прогресс команды в последнее время очевиден — это раз. И стратегически Красные Быки действуют безошибочно — это два.
Но, чтобы воплотить в жизнь стратегический замысел, нужно мастерство пилотов. В чем отличие сформировавшегося мастера от подающего надежды кандидата в мастера? Если речь о Формуле-1, то в доле риска, которую пилот допускает в своих действиях. Макс Ферстаппен уже в момент своего появления в Формуле-1 умел очень быстро передвигаться по трассе. Но мудрости, не дающей превышать безопасный порог риска, у него тогда не было. Нет и сейчас — её Максу только предстоит нарабатывать. А вот у Риккьярдо эта мудрость уже есть. Он может дурачиться на подиуме, но для того, чтобы туда попасть, он всякий раз ведет себя очень взросло.
Макс Ферстаппен излишне рисковал в борьбе с соперниками
У Red Bull два пилота стартовали из задних рядов, оба выбрали Soft. Можно предполагать, что и изначальная стратегия для обоих гонщиков не сильно отличалась. А вот реализация… Первый пункт повестки дня в этой стратегии — обойти на старте как можно больше соперников. Учитываем: впереди Ферстаппена и Риккьярдо стояли не только аутсайдеры, штрафы здорово перемешали стартовую решетку. И обгонять приходилось на более жестких шинах, которые наверняка на первом круге были еще недостаточно прогретыми. Оба пилота стартовали хорошо. Но если у Даниэля это было обычное, неплохое начало гонки — то у Макса блестящее! Риккьярдо, стартовав шестнадцатым, выиграл всего лишь одну позицию. А Ферстаппен с тринадцатого места разом проскочил на восьмое! Что ж, если рисковать сверх меры, на этом какое-то время можно выигрывать. Но потом наступят последствия.
Ферстаппен в ходе гонки участвовал в трех инцидентах, рассмотренных судьями (с Массой, Грожаном и Магнуссеном). Причем последний эпизод (в котором вина Макса, на мой взгляд, несомненна) произошел вовсе не от его желания сдержать контратаку соперника. Ферстаппен просто сорвал на гонщике команды Haas свою злость. В гонке у Макса все сложилось не так. Ехал-то он здорово! Но в итоге завоевал лишь очко: заезд в боксы на третьем круге из-за повреждений сломал ему гонку.
Даниэлю Риккьярдо не помешал старт из второго десятка, он провел отличную гонку
А вот у Риккьярдо гонка построилась образцово. Всех соперников ниже уровнем, которых он не торопился обходить на старте, он прошел потом. Более сильных обошел, задержавшись на трассе до последней возможности, проехав на стартовом комплекте шин аж 37 кругов из 53. Перед визитом в боксы постарался прибавить, выжимая из машины все возможное. И после пит-стопа потерял лишь две позиции. Да и то — одну быстро вернул, проскочив Райкконена на свежих и мягких шинах. Окон, Стролл — эти молодые ребята смогли лишь полюбоваться его задним антикрылом и поучиться идеальному воплощению стратегических замыслов.
По итогам гонки в Монце Хэмилтон вышел в лидеры чемпионата, впервые в этом году опередив Феттеля
Позади большая часть чемпионата, Red Bull одержал лишь одну победу. Мой прогноз — в оставшихся гонках кто-то из команды победит как минимум еще один раз. Несмотря на то, что Ferrari и Mercedes будут за эти победы сражаться, как голодающие за один на двоих кусок хлеба. Ставка очень высока, поэтому оба претендента на титул будут осторожничать. Возможно, это снова сделает их борьбу менее зрелищной — но никак не менее увлекательной. Не забудьте — через две недели нас ждет Гран При Сингапура!
Гран При Италии. Автодром Монца, 3 сентября
Место | Гонщик | Страна | Команда | Время/Причина схода | Пит-стопы |
---|---|---|---|---|---|
1 | Льюис Хэмилтон | Великобритания | Mercedes | 1:15:32.312 | 1 |
2 | Валттери Боттас | Финляндия | Mercedes | +4.471 | 1 |
3 | Себастьян Феттель | Германия | Ferrari | +36.317 | 1 |
4 | Даниэль Риккьярдо | Австралия | Red Bull | +40.335 | 1 |
5 | Кими Райкконен | Финляндия | Ferrari | +60.082 | 1 |
6 | Эстебан Окон | Франция | Force India | +71.528 | 1 |
7 | Лэнс Стролл | Канада | Williams | +74.156 | 1 |
8 | Фелипе Масса | Бразилия | Williams | +74.834 | 1 |
9 | Серхио Перес | Мексика | Force India | +75.276 | 1 |
10 | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Red Bull | + 1 круг | 2 |
11 | Кевин Магнуссен | Дания | Haas | + 1 круг | 1 |
12 | Даниил Квят | Россия | Toro Rosso | + 1 круг | 1 |
13 | Нико Хюлкенберг | Германия | Renault | + 1 круг | 1 |
14 | Карлос Сайнс-мл. | Испания | Toro Rosso | + 1 круг | 1 |
15 | Ромен .Грожан | Франция | Haas | + 1 круг | 2 |
16 | Паскаль Верляйн | Германия | Sauber | + 2 круга | 1 |
Сход | Фернандо Алонсо | Испания | МсLaren | коробка передач | |
Сход | Маркус Эриксон | Швеция | Sauber | технические проблемы | |
Сход | Стоффель Вандорн | Бельгия | McLaren | силовая установка | |
Сход | Джолион Палмер | Великобритания | Renault | трансмиссия |
Чемпионат мира
Место | Гонщик | Страна | Команда | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Льюис Хэмилтон | Великобритания | Mercedes | 238 |
2 | Себастьян Феттель | Германия | Ferrari | 235 |
3 | Валттери Боттас | Финляндия | Mercedes | 197 |
4 | Даниэль Риккьярдо | Австралия | Red Bull | 144 |
5 | Кими Райкконен | Финляндия | Ferrari | 138 |
6 | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Red Bull | 68 |
7 | Серхио Перес | Мексика | Force India | 58 |
8 | Эстебан Окон | Франция | Force India | 55 |
9 | Карлос Сайнс-мл. | Испания | Toro Rosso | 36 |
10 | Нико Хюлкенберг | Германия | Renault | 34 |
11 | Фелипе Масса | Бразилия | Williams | 31 |
12 | Лэнс Стролл | Канада | Williams | 24 |
13 | Ромен .Грожан | Франция | Haas | 24 |
14 | Кевин Магнуссен | Дания | Haas | 11 |
15 | Фернандо Алонсо | Испания | МсLaren | 10 |
16 | Паскаль Верляйн | Германия | Sauber | 5 |
17 | Даниил Квят | Россия | Toro Rosso | 4 |
18 | Стоффель Вандорн | Бельгия | McLaren | 1 |
Кубок конструкторов
Место | Команда | Мотор | Очки |
---|---|---|---|
1 | Mercedes AMG Petronas F1 Team | Mercedes | 435 |
2 | Scuderia Ferrari | Ferrari | 373 |
3 | Red Bull Racing | TAG Heuer (Renault) | 212 |
4 | Sahara Force India F1 Team | Mercedes | 113 |
5 | Williams Martini Racing | Mercedes | 55 |
6 | Scuderia Toro Rosso | Renault | 40 |
7 | Haas F1 Team | Ferrari | 35 |
8 | Renault Sport Formula 1 Team | Renault | 34 |
9 | McLaren Honda Formula 1 Team | Honda | 11 |
10 | Sauber F1 Team | Ferrari | 5 |