Квалификация Гран При Азербайджана: затишье перед бурей?

Фото: Sutton Images | команды-участницы

Формула-1 приехала в Азербайджан во второй раз. В прошлом году участники чемпионата мира впервые распробовали необычное сочетание поразительных (до 370 км/ч) скоростей и узких лабиринтов старого города Баку. На сей раз машины стали медленнее из-за возросших поперечных размеров и дополнительного воздушного сопротивления, создаваемого огромными «катками»; но не это главное, что связано с изменением ширины болидов. Лишние 10 сантиметров ширины в виде спорта, где счет идет на миллиметры, очень даже сказывается, особенно на нестационарной трассе. К субботе гонщики отчасти «прикатали» скользкий асфальт, но все равно попытки проходить повороты на грани порой заканчивались касанием отбойника.

С эвакуацией машин по ходу Гран При Азербайджана ожидаются трудности

Конфигурация бакинской трассы, которая сочетает в себе двухкилометровую прямую и зоны весьма жестких замедлений, заставляет многие узлы болидов работать в специфических условиях. Так, на значительной части дистанции для хорошего охлаждения тормозных дисков (а в столице Азербайджана очень жарко) нужно открывать воздуховоды. А вот на той самой прямой излишнее охлаждение, наоборот, может привести к ухудшению эффективности системы.

Шины тоже работают по-разному. Большая нагрузка ложится на задний мост, так как, во-первых, большинство поворотов тут медленные 90-градусные, и протектор в основном передает продольные силы при торможении и разгоне; а во-вторых, передние шины лучше охлаждаются на двухкилометровом прямике. Все это приводит к значительной разнице в температуре покрышек. Будь воля команд, они бы спереди поставили бы комплект помягче, а сзади — пожестче. Но сейчас все вынуждены искать пересечение так называемых окон рабочих температур. Причем между самими комплектами (софта и суперсофта) поначалу, на неприкатанном жарком асфальте, разница составляла почти секунду! В гонке, когда траектория уже будет ближе к кондиции, разрыв уменьшится, но все же должен быть ощутимым.    

Команда Sauber выступает в Баку без «царя» на капитанском мостике: Мониша Кальтенборн ушла, а главный претендент, Фредерик Вассер, ее место занять еще не успел

Удивительно, но на трассе, где от клиентов мотористов Renault не ждали особой прыти, пятница осталась за командой Red Bull и, в частности, за Максом Ферстаппеном. Как минимум, на отдельных быстрых кругах он был лучшим. На серии из десятка кругов проворнее оказался Себастьян Феттель, но он и атаковал куда сильнее, то и дело проверяя на протяженность зоны безопасности. Интересно, что, в отличие от своего напарника, Даниэль Риккьярдо вкатывался довольно долго. Впрочем, вся команда Mercedes показала по-настоящему высокий темп только под финиш второй тренировки. При этом гонщики англо-немецкого коллектива то и дело блокировали колеса, «оквадрачивая» и софт, и суперсофт.

Что касается новинок в области аэродинамики, то интересный вариант использования Т-крыла предложила команда Toro Rosso. Итальянцы наклонили его не вверх, а вниз, направляя поток в рабочую зону антикрыла. По идее, Т-крыло создает малое сопротивление, но может неплохо «заряжать» поток, показывая высокую аэродинамическую эффективность. Остается только подождать — не скопируют ли впоследствии такую идею другие команды.

В субботу для Ferrari не то что звоночек прозвенел, а грянул самый настоящий набат, которого, впрочем, ожидали. Итальянцы говорят, что они «по плану» уже применили все разрешенные двигатели на сезон. И вот, когда начинается только вторая треть чемпионата, на машину Феттеля поставили силовой агрегат, работавший еще на Гран При Австралии, Китая, Бахрейна и Испании! А это — не только 3500 километров гоночного пробега, но и нехватка десятка «лошадей», которых не было на первой версии мотора. Раньше Скудерия уступала соперникам по ходу сезона в плане технического развития. В этом, видимо, с идеями проблем нет, а вот с надежностью всё совсем не здорово.

Динамика достижений пилотов Ferrari и Red Bull в тренировках шла разнонаправленно

А вот в Мерседесе с этим сложностей, судя по всему, нет. Да и Льюис Хэмилтон пока что сработал будто сжатая пружина, именно в квалификации выдав то, чего все от него ждали. За ночь, как и обещал трехкратный чемпион мира, они с инженерами нашли нужное решение для прогрева передних шин, англичанин не оставил соперникам ни единого шанса ни в первом сегменте, ни во втором. Лишь на первой попытке в третьей части Льюис на время отдал первую позицию своему напарнику Боттасу. Отдал, чтобы затем вернуть ее себе с новым рекордом трассы! К слову, между этими попытками был достаточный перерыв, пока маршалы убирали в безопасное место разбитую машину Даниэля Риккардо — австралиец на выходе из относительно медленного поворота приложился задним левым колесом о барьер.

Даниэль Рикьярдо вылетел по-настоящему красиво: авария машины под номером 3 в третьем сегменте прервала квалификацию ровно за 3 минуты и 33 секунды до клетчатого флага

Пока Хэмилтон сиял, поднимая планку лучшего времени (в сопровождении Валттери Боттаса, так и не угнавшегося за коллегой), в стане Ferrari царило разочарование. На «моторной» трассе выяснилось, что мощности у них все-таки не хватает. Секунда проигрыша — это, мягко говоря, настораживает. Да и оригинальные изначальные настройки SF70H, требующие большой загрузки крыльев, нужно каким-то образом менять: в погоне за снижением лобового сопротивления итальянцы все-таки чуть убрали угол атаки заднего антикрыла. Это добавило максимальной скорости, но разбалансировало машину, что, впрочем, не так критично на трассе с 90-градусными поворотами.

В квалификации Льюис Хэмилтон на сей раз буквально летел над трассой

Удивлявший всех накануне Ферстаппен в итоге занял место по ранжиру, тем не менее, попортив нервы итальянцам. А позади — гонщики команды Force India, вполне способные взять реванш за Канаду. Причем молодой Эстебан Окон вообще ни в чем не уступает опытному Серхио Пересу, который явно находится под определенным давлением из-за этого. Удивительно, что другой пользователь моторов Mercedes, команда Williams, все-таки ощутимо отстала, уступив лидеру две секунды. И при этом дебютант Ланс Стролл умудрился опередить ветерана Фелипе Массу. Хотя, это может объясняться тем, что на трассе в Баку нет скоростных связок, в которых обычно новички теряют время.

За бортом третьего сегмента оказалась команда Toro Rosso. Вот уж кто точно пострадал от нехватки мощности мотора Renault — для прохода в топ-10 Даниилу Квяту не хватило полсекунды. Карлос Сайнс завершил сессию позади россиянина, с двенадцатым результатом, но штраф за аварию в Канаде переместит его на 15-ю стартовую позицию. Немного скрашивает результат то обстоятельство, что стоящие позади пилоты, по прикидкам, конкурентами для Toro Rosso вряд ли будут.

Команда Haas никак не разберется с буквально мистическими проблемами с тормозами, от которых больше всего страдает Ромен Грожан. Заводчане Renault выступают в меньшинстве: доведенный до точки кипения вопросами прессы и требованиями руководства, Джолион Палмер страдает уже не только от собственных ошибок, но и из-за отказов техники. На сей раз на его машине произошел пожар из-за неисправности в топливной системе. Приключилось это в третьей сессии, и механики даже не успели восстановить автомобиль, из-за чего англичанин пропустил квалификацию. Не без проблем выдалась сессия и для Нико Хюлкенберга, который не смог завершить второй сегмент из-за технической неисправности.

На старте воскресного заезда Валттери Боттасу предстоит защищать лидера команды от пилотов Ferrari

Продолжаются злоключения в команде McLaren. Обновления двигателя помогли подтянуться пилотам к средней группе, но замена очередных агрегатов стоила коллективу в общей сумме 75 мест на стартовой решетке! При таком раскладе Фернандо Алонсо и Стоффелю Вандорну можно было и не выезжать на квалификацию. Но, само собой, гонщики порадовали зрителей своим выступлением. Ровно до тех пор, пока Алонсо снова не остановился на трассе. Он поначалу по привычке сообщил капитанскому мостику «мотор, мотор», но потом оказалось, что Фернандо преждевременно оклеветал и без того несчастных инженеров Хонды: на сей раз у испанца отказала коробка передач.

В итоге квалификация разбила пелотон на несколько групп. Лидирует, без вопросов, Mercedes; вдали от них – Ferrari. Что могут предпринять итальянцы? Только лишь всеми силами накинуться на Боттаса с чистой стороны трассы перед первым поворотом. А вот позиции Хэмилтона пока что выглядят незыблемыми. Плотное сражение ожидается за пятое место, где претенденты присутствуют сразу от трех команд. На очки может рассчитывать и Toro Rosso. Возможно, очередной безошибочный пилотаж продемонстрирует Хюлкенберг. В целом же, от воскресного заезда в Баку ожидается много сумбура: бутылочное горлышко узкой связки поворотов на въезде в старый город так и навлекает на себя почти что неминуемый завал в стиле Макао.

Гран При Азербайджана. Квалификация

Место Гонщик Страна Команда Время
  Третий заезд      
1 Льюис Хэмилтон Великобритания Mercedes 1:40.593
2 Валттери Боттас Финляндия Mercedes 1:41.027
3 Кими Райкконен Финляндия Ferrari 1:41.693
4 Себастьян Феттель Германия Ferrari 1:41.841
5 Макс Ферстаппен Нидерланды Red Bull 1:41.879
6 Серхио Перес Мексика Force India 1:42.111
7 Эстебан Окон Франция Force India 1:42.186
8 Лэнс Стролл Канада Williams 1:42.753
9 Фелипе Масса Бразилия Williams 1:42.798
10 Даниэль Риккьярдо Австралия Red Bull 1:43.414
  Второй заезд      
11 Даниил Квят Россия Toro Rosso 1:43.186
12 Карлос Сайнс-младший Испания Toro Rosso 1:43.347
13 Кевин Магнуссен Дания Haas 1:43.796
14 Нико Хюлкенберг Германия Renault 1:44.267
15 Паскаль Верляйн Германия Sauber 1:44.603
  Первый заезд      
16 Фернандо Алонсо Испания МсLaren 1:44.334
17 Ромен .Грожан Франция Haas 1:44.468
18 Маркус Эриксон Швеция Sauber 1:44.795
19 Стоффель Вандорн Бельгия McLaren 1:45.030
20 Джолион Палмер Великобритания Renault без времени

Рекомендованные статьи