На трассе Moscow Raceway прошел марафон Russian Endurance Challenge
Пионером длинных гонок в России можно считать москвича Сергея Крылова: именно организатор Кубка Volkswagen Polo, входившего в чемпионат RTCC, в 2002 году провел кольцевой марафон на немецких автомобилях — «Балтийские ночи — 4 часа». Идею подхватили в Санкт-Петербурге, где после этого каждой осенью проводили «Осенний марафон», а позже состязания «Honda Challenge 500» появились и в расписании «японского» монокубка. Однако со временем на российских трассах не осталось техники, способной провести на трассе несколько часов подряд, да и интерес со стороны гонщиков был невелик. В итоге формат большинства заездов не превышал одного часа. Но в последние годы дела в российском кольцевом «королевстве» пошли на лад, а в паддоке снова заговорили о том, что пора бы вновь возродить подзабытую дисциплину. Гонщикам хотелось окунуться в специфику стратегической борьбы и проводить за рулем своих болидов больше времени, чем положено кратким форматом заездов чемпионата России или совсем уж спринтерских турниров типа Тайм-атак.
История российских длинных гонок началась на трассе Невское Кольцо, где были проведены два первых марафона на машинах Кубка Volkswagen Polo
Взяться за возрождение соревнований решили в компании АСПАС, известной своей промоутерской активностью вокруг трековой Гонки Звезд. Четырехчасовой марафон Russian Endurance Challenge (REC) был открыт для самой разномастной техники: от прототипов до раритетных автомобилей, что участвуют в серии Moscow Classic Grand Prix. Дебютная гонка собрала на старте звездную компанию, в которой доминировали пилоты кольцевого чемпионата РСКГ: Павел Яшин, Андрей Артюшин, Владимир Черевань, Роман Голиков, Наталья Гольцова, Андрей Масленников, Лев Толкачев, Михаил Засадыч. Были среди участников легендарные личности вроде раллиста Александра Потапова, кольцевыика Михаила Ухова и трехкратного чемпиона Европы по ралли-кроссу Тимура Тимерзянова. Не обошлось и без специалистов по длинным гонкам – известных по выступлениям в немецкой серии VLN Алексея Веременко, Сергея Балдина, Олега Квитки и Андрея Агафонова. Всего гонка собрала 17 экипажей и 44 гонщика. А чтобы как-то уравнять силы участников, время пит-стопов было оговорено регламентом: любой заезд в боксы должен был длиться не меньше пяти минут.
Начавшись в час дня, гонка на выносливость заканчивалась уже при свете фар
Поул, а вместе с ним, казалось бы, и победу гарантировал себе экипаж Михаила Ухова и журналиста Алексея Жутикова, выступавших на прототипе Ligier JS53: их отрыв от ближайших конкурентов составил неприличные четыре секунды. Старт гонки давался с хода за машиной безопасности и Ухов за первый же «боевой» круг привез ближайшему сопернику целую стартовую прямую! Однако лидерство фаворитов продлилось всего полчаса. После смены второй номер команды провел на трассе всего девять кругов, после чего неожиданно заехал в боксы и сошел, открыв остальным участникам путь к первому месту.
Большую часть гонки лидировал второй экипаж, заявленный в класс прототипов: Олег Квитка и Илья Буренко на российском болиде Fenix, для которого REС стало первым по-настоящему боевым выездом со времени постройки в 2006 году. У остальных же участников, увы, были проблемы с надежностью. По итогам первого часа на трассе находилось всего десять автомобилей – остальные либо ремонтировались в боксах, либо проводили длинные пит-стопы.
За время четырехчасовой гонки команда Байков гараж успела сменить автомобиль: начав заезд на ВАЗ-2105, москвичи заканчивали его уже на «копейке»!
Проблемы с электроникой на «копейке» квартета Ильи Кашина, Натальи Гольцовой, Тимура Тимерзянова и Андрея Масленникова заставили их отдать лидерство в «классическом» классе команде Байков Гараж. Трио Михаила Засадыча, Ильи Байкова и Владислава Шевеля в итоге и довело гонку до победы, несмотря на смену автомобиля в середине марафона. В классе Национальный от старта до финиша лидировал экипаж Степана Крумилова и Ивана Кибальчича на Volkswagen Polo Sedan. Их главные соперники потратили полчаса на замену ступицы на таком же автомобиле, а позже и вовсе сошли из-за поломки КПП.
В классе Супер-продакшен доминировал экипаж ветеранов Андрея Артюшина и Владимира Череваня на кубковом Renault Clio, но неожиданная поломка КПП, оставившая лидеров без двух передач, заставила их съехать в боксы: «Кубковый Clio — популярная машина в длинных гонках, — рассказывал Андрей Артюшин. — Но мы не учли нагрузок и поехали на «старой» коробке, не прошедшей ребилд». Примечательно, что главные соперники москвичей, питерская команда Carville Racing (Андрей Агафонов, Александр Марковцев и Григорий Бурлуцкий), так и не смогла воспользоваться проблемами у фаворитов. Этот экипаж также испытывал проблемы с КПП на своем хэтчбеке Honda Civic, и вынужден был заменить узел целиком! После этого времени, чтобы ликвидировать возникшее отставание, не осталось и победа ушла-таки в команду Ralf-Car Team.
В начале гонки самая плотная борьба шла в классе Супер-продакшен: экипаж Carville Racing (на серебристой Хонде) вышел в лидеры, но не смог удержать результат из-за проблем с коробкой передач
Среди гонщиков на технике из чемпионатов по Тайм-атаку лучше всех выступил квартет Станислава Сидорука, Андрея Муковоза, Ивана Демуха и Дмитрия Заболонского. Экипаж на скромном седане Renault Logan, казалось бы, имел невеликие шансы победить — ведь безоговорочным фаворитом здесь были Алексей Веременко и Вахтанг Димитрадзе, показавшие на своем седане Subaru Impreza WRX второе время в квалификации. Однако поломка сцепления в основной гонке, увы, поставила крест на высоком результате «субаристов»…
Холодная погода свела шинные сюрпризы к минимуму: в последний час гонки с пробитой покрышкой «повезло» только команде Зенит Моторспорт
За час до финиша в «абсолюте» гонки по-прежнему лидировал экипаж команды Форца Спорт на прототипе Феникс. Второе место, с отставанием в шесть кругов, занимал экипаж команды Нева Моторспорт на Хонде, который отыграл упущенное после лишних пит-стопов — в начале гонки перегревался двигатель Сивика, а после утренней поломки в КПП осталось всего четыре передачи. Казалось, все так и закончится, но проблемы с педалью газа и «высохшие» топливные баки на прототипе заставили его вернутся на питлайн на «галстуке». В результате после дозаправки отрыв лидеров сократился до одного круга!
Свою первую гонку Феникс, оснащенный двухлитровым двигателем Alfa Romeo, выиграл через десять лет после создания. При этом по времени на круге дуэт Квитка/Буренко ехал лишь ненамного быстрее машин класса Супер-продакшен
Последние полчаса «невский» квартет Павел Яшин/Владимир Удаленков/Роман Голиков/Лев Толкачев мог только сожалеть об утренней поломке — сказался недостаток опыта езды на секвентальной коробке передач. В новых условиях их Civic был быстрее прототипа даже без двух высших передач в коробке! Однако истекшие четыре часа марафонского заезда остановили неожиданно образовавшуюся интригу на полуслове.
Команда Нева Моторспорт, которой руководит опытный «марафонец» Александр Антонов, финишировала второй в «абсолюте» и победила в классе Туринг
В целом, возрождение длинных гонок оставило странное впечатление. С одной стороны, некоторые участники оказались не готовы к специфике «марафонов» — частые поломки и долгий ремонт изрядно перекроили итоговую таблицу. Это дало шанс проявить себя командам с опытом участия в длинных гонках или с надежной техникой — например, третьими в «абсолюте», в трех кругах позади лидера, финишировал экипаж команды B-Tuning на Фольксвагене класса Национальный. С другой стороны, первая проба сил редко когда заканчивается стопроцентным успехом. Пока ясно лишь одно — длинные гонки востребованы «паддоком», и можно не сомневаться, что Russian Endurance Challenge повторится в следующем году.
Russian Endurance Challenge
Итоговые результаты
Место | Команда | Экипаж | Автомобиль | Результат |
---|---|---|---|---|
1 | Форца Спорт | И.Буренко/О.Квитка | Fenix FR01 | 111 кругов |
2 | Neva Motorsport | П.Яшин/В.Удаленков/Р.Голиков/Л.Толкачев | Honda Civic FN2 | 110 кругов |
3 | B-Tuning 2 | С.Крумилов/И.Кибальчич | Volkswagen Polo Sedan | 108 кругов |
4 | Зенит Моторспорт | С.Коронатов/А.Александрова | Volkswagen Polo Sedan | 100 кругов |
5 | Hot Hatch Team | С.Сидорук/А.Муковоз/И.Демух/Д.Заболонский | Renault Logan | 97 кругов |
6 | Mazda Sport Academy Russia | А.Гороян/Д.Чечин/А.Мазанков/С.Балдин | Mazda 323 | 97 кругов |